Жизнь и труды митрополита Антония (Храповицкого)

дипломная работа

1.3 Деятельность в духовных школах

12 июня 1885г. инока Антония рукоположили в иеродьякона, а уже 29 сентября - во иеромонаха. Иеромонах Антоний был оставлен в Санкт-Петербургской Духовной академии профессорским стипендиатом и назначен субинспектором. У отца Антония сразу же сложился взгляд на свои отношения к студентам как к братьям, а не подчиненным.

«Свою преподавательскую деятельность митрополит Антоний начал в Холмской Духовной семинарии» Антоний (Храповицкий), митрополит. Исповедь. Клин, 2001. С. 3.. Здесь, в неполной семинарии, преобразованной из униатской, он преподавал гомилетику, литургику и церковное право с 1886 по 1887гг.

Вскоре ректором Петербургской академии стал архимандрит Антоний (Вадковский), он хорошо знал высокие качества иеромонаха Антония и позаботился о переводе его обратно в академию. В 1887-1889гг. он состоял в академии сначала исполняющим обязанности доцента, затем доцентом по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, а с1889г. исполнял обязанности инспектора Духовной академии. Итогом работы в области библиистики стало сочинение иеромонаха Антония «Толкование на книгу пророка Михея» 1890г., раскрывающее мессианское значение книги. Двумя годами ранее, в 1888г. совет академии за расширенное кандидатское сочинение присвоил иеромонаху Антонию (Храповицкому) ученую степень магистра богословия. За годы работы в Петербургской академии вышла в свет статья «Правилен ли взгляд на церковную проповедь как только на передачу учения Церкви?». В этой статье он впервые сформулировал свое отношение к проповеди как средству пробуждения деятельного религиозного чувства. В 1888-1889гг. область преподавания отца Антония изменилась, он стал читать курс богословских наук.

Во время обучения и преподавания в столичной академии сформировались богословские взгляды будущего митрополита Антония. Петербургскую академию любил посещать святой праведный Иоанн Кронштадский, вероятно, общение со святым отцом Иоанном наложило свой благостный отпечаток в душе еще молодого пастыря Антония. Бесценный опыт Кронштадского праведника стал одной из основ курса пастырского богословия составленного митрополитом Антонием.

В 1890г. иеромонах Антоний (Храповицкий) был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной семинарии, возведен в сан архимандрита. А уже в 1891г. в возрасте 27 лет, что, конечно же, заслуживает уважения и восхищения, его назначают ректором Московской Духовной академии.

Период ректорства архимандрита Антония многое открывает нам о его личности, взглядах на Церковь, богословие, монашество и другое. Имея возможность, как ректор занять любую из академических кафедр, он выбрал пастырское богословие. Очевидно то, что отец Антоний считал первоочередной задачей духовной школы, в том числе высшей, подготовку просвещенных пастырей. Многие богословы, церковные деятели отметили особую роль архимандрита Антония (Храповицкого) в деле преобразования духовной школы. Здесь, в Московской академии «Антоний стал о Церкви учить не как о каком-то учреждении, не консисторски, не схоластически - формально, а живо провещал, или точнее, как гром прогремел о том, что Церковь - это жизнь в Духе Святом, в таинствах, что Церковь евхаристична, а Евхаристия церковна… Словом Антоний, 28-летний ректор вдохнул в омертвевшую от синодальной рутины и филаретовской опеки школу новую веру в примат Церкви… Вот именно казенщины, формализма, синодальщины, филаретовщины (в ее отрицательном аспекте) не было у молодого архимандрита Антония» Киприан (Керн), архимандрит. Воспоминания. М.,2002. С.105.. Сегодня мы многое знаем о проблемах духовного образования в Российской империи и поэтому можем по достоинству оценить заслуги митрополита Антония в этой области.

За годы ректорства отец - архимандрит сформировался как церковный администратор. Был близок к студенчеству, авторитарно руководил профессорской корпорацией. Благодаря ему в 1892г. в Московской Духовной академии стал выходить журнал «Богословский вестник». Уже в это время, как богослов, он выступал с позиции нравственного раскрытия догматического учения Церкви. В этом журнале он опубликовал «свое лучшее произведение в этом направлении «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (речь на торжествах в честь 500-летия преподобного Сергия Радонежского)». Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 647.

В 1893 - 1894гг. архимандрит Антоний (Храповицкий) сблизился с инспектором Московской Духовной академии архимандритом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом Московским и всея Руси. Важно будет отметить, что издать и защитить в качестве магистерской диссертации в 1895г. сочинение «Православное учение о спасении» архимандрита Сергия побудил архимандрит Антоний. Это сочинение он рассматривал как важнейшую веху в становлении самостоятельного православного богословия, не искаженного западным влиянием.

В годы ректорства в Московской Духовной академии отец Антоний познакомился со Л. Н. Толстым. В главах, посвященных анализу трудов митрополита Антония, подробно описана критика религиозно - нравственных идей Толстого.

Одной из главных забот митрополита было привлечение студентов к принятию иночества. «В монашестве ректор видел не столько вид подвижничества, выбор которого должен проистекать из духовной устремленности личности, сколько своего рода передовой отряд Церкви воинствующей» Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 647. . Большие надежды он возлагал на ученое монашество, как авангард церковного общества, трудами которого должно было произойти преобразование и духовное просвещение русского народа. За время ректорства архимандрита Антония постриг приняло около 60 студентов, большинство из них стали архиереями, среди них архиепископ Феодор (Поздеевский), Пахомий (Кедров) и другие. Но все же необходимо сказать о другой стороне этого вопроса. Некоторые студенты под его влиянием делали выбор, превышающий их силы, и их монашеская жизнь складывалась неудачно. В своих воспоминаниях авторитетнейший служитель Церкви Христовой последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский пишет о том, что ученое монашество своим расцветом обязано во многих положительных и отрицательных отношениях митрополиту Антонию (Храповицкому). «Сделавшись в 1890 году ректором академии, когда ему было всего лишь 27 лет, и скорбя об оскудении ученого монашества, он принялся стричь направо и налево, считаясь ни с возрастом, ни с дарованиями, ни с настроением, ни с прошлым, ни с настоящим студента… постриженики Антония, Казанской Духовной Академии: монах Пахомий, увлекшись подвигом умерщвления плоти, выжег себе на свечке глаза, талантливый иеромонах Тарасий, отчаявшись покончил самоубийством, некоторые сняли сан и монашество…» Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М., 1996. Т. 2. С. 162.. Подход Антония к постригу студентов привел к конфликту с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским).

Вследствие этого конфликта архимандрита Антония перевели в Казань на должность ректора Казанской Духовной академии, произошло это в 1895 году.

7 сентября 1897г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а 1 марта 1899г. он стал первым викарием с титулом епископ Чистопольский. Здесь в Казани епископ Антоний читал курс по пастырскому богословию. На основе этого курса были неоднократно изданы собрания его лекций и статей. Казанская академия имела миссионерскую направленность в обучении, что, безусловно, было близко епископу Честопольскому. В 1897г. он выступил инициатором проведения в Казани 3-го Всероссийского миссионерского съезда.

Делись добром ;)