Жизнь и труды митрополита Антония (Храповицкого)

дипломная работа

1.7 Участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917г.

В день Успения Божией Матери, 15 августа 1917г., в Москве в Большом Успенском соборе состоялось открытие Всероссийского Поместного собора. Своим почетным председателем Собор утвердил святого митрополита Киевского Владимира. Председателем был избран святой митрополит Тихон. «Составлен был Соборный совет, в который вошли председатель Собора и его заместители архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий) …» Ципин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период. М., 2004. С. 342.. Настроение соборян, как известно, было разное - от крайне правых консервативных до крайне левых обновленческих. Некоторые историки утверждают, что существовала реальная опасность того, что Собор мог пойти по пути раскрепощения церковной жизни от священных канонов. Владыка Антоний, ясно осознавал эту опасность и стал на защиту священных канонов.

Деятельность владыки Антония на Соборе была самая активная, речи, произнесенные им, затрагивали все наиболее важные вопросы церковной жизни.

На Поместном Соборе он исполнял обязанности товарища председателя и председателя Отдела единоверия и старообрядчества.

11 октября 1917г. председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский Митрофан выступил на пленарном заседании с докладом, который открывал главное событие в деяниях Собора - восстановление Патриаршества. При открытии Собора лишь немногие из его членов были убежденными поборниками восстановления Патриаршества. Но с каждым заседанием отдела мысль о восстановлении Первосвятительского сана приобретала все больше сторонников. Вопрос о восстановлении Патриаршества на Соборе обсуждался с необычайной остротой. Главным аргументом сторонников синодальной системы было опасение, что учреждение Патриаршества может сковать соборное начало жизни в Церкви. В выступлениях сторонников восстановления Патриаршества, кроме канонических принципов, в качестве одного из наиболее весомых доводов приводилась сама история Церкви. Архиепископ Антоний произнес одну из самых убедительных речей в пользу восстановления Патриаршества: «…без патриаршества России - то и не было. Уже со времен св. князя Владимира на Руси был патриарх - Константинопольский. Приблизительно лишь за 100 лет до учреждения патриаршества на Руси русские митрополиты получили самостоятельность и управляли Церковью с правами патриаршими. Значит, патриарх у нас был всегда. Без патриарха Церковь осталась со времен Петра Великого. Пусть он велик как государственный деятель, хотя и то под сомнением, но по отношению к Церкви он может быть назван только великим разорителем…» Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 - 1936 годов. СПб., 2006. С. 62.. 30 октября 1917г. соборяне решили избрать Патриарха путем жребия из трех кандидатов, выбранных Собором. Было выдвинуто более 30 кандидатов. Архиепископ Антоний (Храповицкий) набрал 101 голос и на много опередил других кандидатов. 31 октября началось голосование, в результате которого выяснилось, что «больше половины голосов (309) получил только архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий)» Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви 1900 - 1927. СПб., 2002. С. 110.. В итоге было выдвинуто три кандидатуры, пользовавшиеся наибольшим авторитетом среди членов Собора: архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Беллавин). 5 ноября 1917г. на Божественной литургии в храме Христа Спасителя путем жребия Святейшим Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон (Беллавин). Его избрание для многих было неожиданностью, потому что безусловное лидирование при голосовании архиепископа Антония уже приучило к мысли о том, что именно его Господь и укажет, но получилось иначе. «В последствии митрополит Антоний писал о том, что Господь указал лучшего, что если бы его, Антония, избрали в тот момент, то, наверное, он бы не сумел отстоять должным образом интересы Церкви и занял бы активную антибольшевистскую позицию, именно политическую позицию, а не духовную, и Церковь была бы уничтожена еще в годы Гражданской войны физически» Митрофанов Г., протоиерей. Указ. соч. С. 112.. Интронизация Святейшего Патриарха Тихона была совершена 21 ноября 1917г. в Успенском соборе Кремля. По желанию Его Святейшества пять старейших архиепископов Русской Церкви были возведены в сан митрополитов. 28 ноября 1917г. Антоний был возведен в сан митрополита, а 7 декабря избран членом Священного Синода. Митрополит Антоний (Храповицкий) смог принять участие в двух сессиях Поместного Собора, на которых он, наверное, более прочих потрудился в деле восстановления канонических норм в Русской Церкви и других сферах церковной жизни. К сожалению события, трагически развивавшиеся в стране, не дали ему возможности завершить всего намеченного.

В январе 1918г. митрополит Антоний присутствовал при открытии Всеукраинского церковного Собора в Киеве, успел покинуть город перед взятием его большевиками. В апреле 1918г. немецкие войска изгнали большевиков, и в Киеве установилась власть гетмана П. П. Скоропадского. Поскольку Киевский митрополит священномученик Владимир (Богоявленский) был убит, епархиальным собранием 19 мая 1918г. митрополит Антоний был избран на Киевскую кафедру. Первоначально украинское правительство не признавало его в качестве митрополита Киевского, потому что он был противником не только автокефалии Украинской Церкви, но даже автономии. Однако «на 2-й сессии Всеукраинского церковного Собора Антоний (Храповицкий) был повторно избран митрополитом Киевским. Собор принял «Положение о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине», согласно которому церковное управление организовывалось на началах автономии при сохранении канонической связи с Патриархом. «Положение» было утверждено 20 сентября 1918г. на 3-й сессии Поместного Собора в Москве» Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 648. .

В декабре 1918г. по распоряжению пришедшего к власти на Украине С. Б. Петлюры митрополит был арестован в Киево-Печерской лавре вместе с архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским). Архиереи считали причиной своего ареста противодействие планам «самостийников» объявить автокефалию Украинской Церкви. Петлюровцы содержали узников в базилианском униатском монастыре в городе Бучаче (ныне Тернопольская область), здесь митрополит - узник написал «Опыт православного христианского катехизиса», «Словарь к творениям Достоевского» и несколько служб и акафистов. Весной 1919г., после захвата Бучача польскими войсками, арестованных перевели в католический монастырь под Краковом. Летом 1919г. высокопреосвященный Антоний вместе с архиепископом Евлогием был освобожден.

Делись добром ;)