Законоучители средних профессиональных учебных заведений г. Казани

дипломная работа

Глава 3. Законоучители Казанского учительского института

Казанский Учительский институт - одно из старейших учебных заведений. В течение многих десятилетий он готовит учителей для школ и училищ Поволжья, Приуралья и Сибири, играя тем самым огромную роль в развитии просвещения, культуры народов России.

Казанский государственный педагогический университет ведет свое начало от Казанского учительского института, основанного 24 октября 1876 г. третьим в России после Санкт-Петербургского и Московского. Для того времени данное учебное заведение было достаточно демократичным, туда принимали лиц мужского пола всех званий и сословий, в основном это были дети чиновников, мещан, крестьян, купцов, представителей духовенства.

Но с каждым годом конкурс в институт возрастал, и вскоре Казанский учительский институт вошел в категорию учебных заведений России, находившихся в ведении Министерства народного просвещения. Выпускники получали хорошие знания и могли на выбор преподавать один из десяти предметов, которые они изучали в училище, т.е. Закон Божий, русский язык, математику, физику и естествоведение, историю и географию, педагогику, чистописание, рисование и черчение, пение, гимнастику. Позднее были введены необязательные предметы (иностранный язык и ручной труд). Выпускники должны были сдавать три экзамена по окончании училища: по теории воспитания, дидактике и истории педагогики.

С первых же лет институт стремился следовать лучшим образцам мировой и отечественной педагогической мысли. Преподаватели повышали свою квалификацию как за рубежом - во Франции, Италии, Австрии, так и в России, в частности в Императорском Казанском университете, где формировались крупные научные школы (например, лингвистическая школа выдающегося языковеда Бодуэна де Куртенэ).

В начале XX века Казанский учительский институт являлся одним из немногих центров науки в крае. Он выпускал научно-практический журнал "Городской и сельский учитель", в котором уделялось значительное внимание теории и практике педагогики, проблемам национальных школ. Труды многих ученых, работавших в учительском институте, таких, как дидакт А.И. Анастасиев, языковеды и литературоведы Н.К. Невзоров и В.П. Брюханов, историки и географы В.Х. Эккерман, М.И. Пинегин, С.И. Троицкий, сыграли большую роль в развитии концептуальных основ высшей педагогической школы Казани.

Накануне октябрьских событий 1917 г. в Казанском учительском институте были созданы специальные отделения: естественно-географическое, физико-математическое и словесно-историческое. За образец учебного плана был взят план Московского учительского института, но в нем был значительно расширен цикл педагогических наук, введены курсы политической экономии, истории права и государства. Предполагался прием в институт женщин. Однако октябрьский (1917) переворот замедлил начало преобразований. События этого года и их последствия заметно сказались на судьбе Казанского учительского института. Были здесь свои плюсы и минусы. К первым относились демократизация образования, помощь государства студентам, организация подготовительных групп, а затем - рабочих факультетов, позволивших реализовать мечту о высшем образовании тем, кому прежде это было недоступно. К негативным последствиям можно отнести раскол в обществе, отход от преподавательской деятельности ряда видных ученых, поспешные реорганизации и перегибы 20-30-х гг., вызванные новыми политическими веяниями и зачастую приходом к руководству сферой образования некомпетентных людей. Таким образом, Казанский учительский институт просуществовал 42 года, в течение которых было подготовлено более 900 учителей. За 125 летнюю историю КГПУ не раз менялось его название: Казанский учительский институт (1876 г.), Казанский педагогический институт (1918 г.), Восточный педагогический институт (1922 г.), Татарский педагогический институт (1931 г.), Казанский государственный педагогический институт (1934 г.), Казанский государственный педагогический университет (1994 г.). Название вуза менялось, но суть оставалась одна - служение благородному делу народного образования, науке и культуре.

Казанский государственный педагогический университет стал родоначальником ряда педагогических вузов национальных республик Поволжья Казанский Государственный Педагогический институт (КГПУ) [Электронный ресурс] URL: http://moyakazan.narod.ru/abitura4.html (дата обращения: 01.05.2015)..

3.1 Василий Афанасьевич Курганов

Формулярный список о службе законоучителя Казанского учительского института священника Василия Афанасьевича Курганова сохранился в Национальном архиве Республики Татарстан См.: НА РТ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 188. Л. 13-24..

Священник Василий Афанасьевич Курганов утвержден законоучителем новооткрытого Казанского учительского института 14 августа 1876 г. См.: НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 12514. Л. 23. Это «был солидно образованный богослов, человек глубоко преданный учительствованию» НА РТ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 27 об.. В 1850-1856 гг. он обучался в Пензенской духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен 26 октября 1857 г. во иерея. Служил в Пензенской епархии. В 1866-1870 гг. обучался в Казанской Духовной Академии, с 23 августа 1870 г. являлся помощником ее инспектора. 19 июня 1871 г. награжден набедренником. 19 июля 1872 г. утвержден в степени кандидата, а 16 января 1873 г. - магистра богословия, получил золотой магистерский крест. 12 апреля 1875 г. о. Василий был «всемилостивейше пожалован фиолетовою скуфьею за заслуги по епархиальному ведомству», а 20 апреля 1880 г. награжден камилавкой. В том же 1880 г. он был назначен казанским епархиальным экзаменатором ставленников во священники и диаконы См.: НА РТ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 99. Л. 13-18., исповедовал их перед хиротонией. Еще ранее, 4 сентября 1877 г. священник Курганов был утвержден в должности члена совета законоучителей Казанской епархии, а с 1 сентября 1879 г. стал членом правления Казанской духовной семинарии от духовенства См.: НА РТ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 96. Л. 20 об.-21.. В 1882-1883 учебном году, будучи уже законоучителем института (с 1876 г.), временно преподавал Закон Божий в Императорской Первой казанской гимназии (из-за болезни гимназического законоучителя). В 1884 г. был награжден наперсным крестом от Синода, а 30 апреля 1887 г. Синод удостоил о. Василия сана протоиерея См.: НА РТ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 188. Л. 13-24.. В 1889 г. протоиерей Василий Курганов был вынужден оставить преподавание в учительском институте. Он постригся в монашество с именем Варсонофий и указом Синода от 3 февраля 1889 г. был назначен ректором Орловской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита См.: НА РТ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 195. Л. 1.. Тогда же архимандрит Варсонофий назначается председателем Орловского епархиального училищного совета, исполняющим обязанности казначея совета, членом губернского училищного совета, цензором проповедей и редактором «Орловских епархиальных ведомостей». В 1890 г., после соединения Орловского епархиального училищного совета с Орловским православным Петропавловским братством, отец Варсонофий был назначен товарищем председателя братства по училищным делам. Но уже 25 февраля 1891 г. был переведён ректором в Казанскую духовную семинарию.

В 1892 г. он был рукоположен во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии, а в 1894 г. был перемещен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии. 23 января 1895 г. избирается председателем епархиального училищного совета, 4 декабря 1896 г. становится его почётным членом; 1896 г. состоит товарищем председателя Вятского отдела Палестинского православного общества, председателя совета братства св. Николая. Из этого видно, что владыка очень участвовал в общественной жизни церкви.

Получал Преосвященный Варсонофий и положенные его сану государственные награды: в 1892 г. - орден св. Анны 2-й степени, в 1901 г. - св. Владимира 3-й степени.

В 1903 г. владыка был избран почётным членом Казанской духовной академии, «во внимание к его продолжительному служению Церкви в священном сане, полезную службу на педагогическом поприще и щедрые пожертвования». Церковный историк, митрополит Мануил (Лемешевский), писал: «Казанская Академия должна быть особенно признательна епископу Варсонофию, так как он сделал крупное пожертвование (5000 р.) на образование стипендии имени Высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, бывшего ректора Казанской Академии. На проценты от означенного капитал, по мысли жертвователя, должен содержаться "один из беднейших студентов духовного звания, отличавшийся благонравием и успехами".

Епископ Варсонофий, равнодушный с виду, с большим усердием и истинной пастырской заботой принимал участие в жизни лиц духовного звания и возводил в священнослужительские должности чувашей и в дальнейшем ограждал их от всяких сплетен и доносов».

В апреле 1902 г. владыка Варсонофий получил титул первого викария Вятской епархии и стал настоятелем главной монашеской обители этих мест - Вятского Трифонова Успенского монастыря. Увы, недолго пришлось нести Преосвященному это послушание: менее чем через два года, 8 января 1904 г., он скончался от воспаления лёгких в Вятке См.: Липаков Е. В. Казанская Духовная Семинария: Исторический очерк / Е. В. Липаков. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 132 с.: ил. С. 75..

Похоронили владыку в его же обители, в Успенском соборе, на третий день после его кончины. Своим скромным имуществом он тоже распорядился на благо просвещения: проценты с капитала завещал на устройство в Трифоновом монастыре архива и библиотеки из творений святых отцов.

Делись добром ;)