Зарождение и формирование демонологических образов в сознании людей

курсовая работа

2.1 Черты и образ в народных сказаниях

Представление о дьяволе на широком общественном уровне передается в театральных постановках, жанр которых с течением времени приобретает все больше фантастических признаков. Если в XII веке «Игра Адама» дает образ сатаны, еще достаточно близкий к теологическому, то довольно скоро в «страстях» и мистериях XIV-XV веков творческое воображение разыгрывается безудержно, и стремление к зрелищности выводит на сцену фигуру, чаще всего черную, рогатого дьявола в звериной шкуре, активно жестикулирующего, входя в чудовищный разверстый зев, ведущий в ад. Он возглавляет армию демонов, которая постоянно множится.

можно почувствовать зарождение народной контркультуры, находящейся на грани скептицизма и наделяющей дьявола гротескными именами: Рогатый, Робин, Гриппен, Пьерасэ, Полиг, Лу Пека, Однорукий, Медник и, конечно же, Хромой (возможно, это реминисценция из мифа о Гермесе) -- в Испании. «Хромой дьявол» действует гротескным образом. Теперь он уже всего-навсего марионеточный козел отпущения, иногда желтый, иногда синий. А в эпоху проповедования Евангелия в дьявольский образ включались древние атрибуты местных божеств.

Такой деталью как хромота, дьявола награждали многие исследователи, в греческой мифологии Зевс (верховный бог греческой мифологии, властелин неба и земли, бог грома и молнии) схватил Гефеста (Сын Зевса, хромоногий бог огня и кузнечного ремесла) за ногу и низринул с Олимпа на землю, таким образом Гефест повредил ногу и навсегда остался хромым. Но здесь Гефест еще не обладает отрицательной энергией, хотя и оказывается в оппозиции к верховному богу Зевсу. В скандинавской же мифологии Гефесту соответствует Локи - это уже божество злое, недоброжелательное. Локи также был низвергнут богом плодородия Одином (в скандинавской мифологии верховный бог, соответствующий Водану (Вотану) у континентальных германцев) с неба, и он также изображается хромым. А также незабываемый образ избушки на курьих ножках и традиционный мотив русских сказок. Тот же признак, по свидетельству исследователей, имеют и мифические животные.

В романе А.Р.Лесажа он описывает беса, как любострастного, любителя азартных игр и распутства, "изобретатель каруселей, танцев, музыки, комедии и всех новейших мод" Лесаж .А Р. Хромой бес. - М, ИОЛОС.: 1993 поднимает крыши мадридских домов, открывая взору спутника-студента тайное и интимно-личное, тщательно оберегаемое от посторонних глаз и ушей.

Чёрта часто называют «черным» или серым в противоположность светлым богам, так как темный цвет издревле ассоциировался со злом. Исследователи отмечают, что в немецких народных сказаниях чёрт называется «серым человечком».

В облике дьявола совмещались человеческие и животные черты. Однако животные черты не имели еще законченный вид. Если в облике чёрта появляются только рога, тогда он сближается с лесными духами. А в основном (кроме ушей, хвоста и наличие рогов) имеет человеческий образ.

В народном воображении дьявол наследует характеристики рогатого северо-западного европейского бога; возраст его наиболее древнего изображения, найденного в пещере Трех Братьев в Арьеже, составляет девять тысячелетий. Тор, Воден, Цернунн были рогатыми. Восседающий над миром скандинавский Локи, отец волка и змея, способный менять свой облик и причинять зло, тайно присутствуют в образе христианского дьявола, обитель которого народ помещает во впечатляющие места: ущелье Дьявола, пик Дьявола, овраг Дьявола и т. д. Но и здесь существует способ его обмануть, используя плутовские договоры. Сколько попалось таким образом демонов, превратившись в каменные статуи.

Идея договора с дьяволом весьма древнего происхождения. Здесь народная культура и наука сливаются воедино в поддержке этой легенды, чтобы показать чрезвычайную опасность подобного соглашения, поскольку чаще всего оно не соблюдается. О самом древнем из них поведал святой Василий Великий. Ему удалось спасти раба, отказавшегося креститься и предавшегося дьяволу взамен на обещание любви дочери патриция. К VI веку» относится рассказ греческого патриарха Евтихия о том, как Пресвятой Деве удалось вырвать договор с дьяволом, подписанный Теофилом, в котором тот променял свою душу на епископство. Начиная с XII века подобные истории множатся; ценой в них выступают либо богатство, либо любовь. Этот сюжет лежит в основе легенды о Фаусте, которому доверяли даже теологи. Он иллюстрирует вездесущесть сатаны, который стремится заключить договор с каждым и чья роль постоянно растет. Усиливается арсенал его соблазнов: он может дать в этой жизни любовь, богатство, юность, власть. В литературе появляется даже идея, согласно которой ад -- место более приятное, чем рай.

Рассвет веры и даже поклонения дьяволу приходится на Средние века. Именно тогда тяжкая жизнь простолюдина, зажатого в тиски между гнетом баронов и гнетом церкви, гнала в объятия дьявола и в глубины магии целые классы людей, ищущих облегчения своим бесконечным бедствиям либо мщения - найти хоть и страшного, но все же помощника и друга. Дьявол само зло, но все же у людей не было другого варианта и шансы прочувствовать все краски жизни. Поэтому не задумываясь, не прогнозируя какие будет следовать последствия, люди полностью полагались и отдавать во власть черных сил. Нищета, голод, тяжкие болезни, непосильная работа и жестокие истязания всегда были главными поставщиками рекрутов в армию Дьявола. Иногда даже наоборот террор, обрушенный на дьявольское искусство законами церковными и гражданскими, только обострял жуткое очарование им.

А в художественной литературе XVII века, еще больше стали превозносить дьявольскую сущность. Во многом благодаря Мильтону, который в своем произведение «Потерянный рай», дает иное описание дьявола. Он наградил его величием, превосходством, убрал признаки животного (копыта и рога), сделал его более грациозным и величавым.

Делись добром ;)