Заупокойный культ Древнего Египта

курсовая работа

1.1 Представление о загробной жизни

Представления египтян о загробной жизни сложились в очень далекое время, на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. Наука же может прийти к каким-либо выводам, опираясь в основном только на археологические источники. Вот только «тексты пирамид», начертанные в пирамидах фараонов V и VI династий содержат ряд мест, сложившихся в древнейшие доисторические времена, от которых до нас не дошло письменных источников. Чтобы продолжить, необходимо уделить внимание археологической истории Египта.

В Египте обнаружены были орудия палеолитического типа, они очень напоминали палеолит, который находили в других странах. Такое маленькое количество находок объясняется тем, что почти все орудия были погребены в толще нильского ила. Чтобы прийти к выводам об этнической принадлежности создателей недостаточно этих находок палеолита. Необходимо ограничиваться только гипотезами: все население Египта было черным или белым - африканским. Это и были предки неолитической эпохи египтян.

Для всех поколений египтологов история Египта начиналась с египетского царя Менеса. Но нам необходимо остановиться на результатах раскопок, которые продолжаются в наше время.

Сейчас Египет фараоновский не считается историческим чудом, который возник внезапно. Ему предшествовала очень длительная эпоха развития неолита. Население Египта занималось различными промыслами, такими как скотоводство, рыбная ловля, охота, уже начинали обрабатывать землю. Также у них была сильно развита культура: делались поделки из камня, очень красивые каменные сосуды различных форм, иногда и с орнаментом, рисунками (растения, животные, жилища). Все это указывает на большие дарования народа уже в ту первичную эпоху культуры. Погребения с сосудами, а также различными предметами имущества и пищи лежали в глиняных гробах или круглых ямах, завернутые в шкуры, на левом боку, а головой на юг. Население в те времена было очень большое и эти огромные кладбища говорят о существовании больших поселений.

В Нижнем Египте обнаружено было поселение неолита: лоскуты ткани, зерно, остатки хижин, браслеты из слоновой кости, керамика. Внутри хижин и рядом с ними были найдены погребения. Этот поселок назывался Меримда Бени Салама. Также были обнаружены неолитические поселения на восточном берегу Нила под названием Бадари и Таса. Эти две находки были однотипны.

Существовали еще две группы раскопок в Накаде: первая - Накада 1(Эль-Амра) и поздняя - Накада 2 (Герзеа). Из этого следует, что создателями культур были именно предки египтян№. Погребение тела в Египте в разные времена было неизменным. Захоронения такого типа были в основном у бедных людей, так как у них не было возможности делать большие роскошные гробницы.

Необходимо остановиться подробнее на погребениях эпохи неолита, так как на его основании можно судить о представлении египтян о загробной жизни. Данные находок в различных регионах Египта дали общую картину погребений, на основании которых характерны моменты:

- могилы были расположены от севера к югу;

- тело лежало на левом боку головой к югу, ему было придано эмбриональное положение;

- лицо покойника в Меримде повернуто к востоку, а тело лежало на левом боку к северу. В Тархане некоторые повернуты к западу, другие к востоку. Видимо произошло смешение обрядов погребения;

- с покойником погребены их домашние животные;

Из этого можно сделать вывод, что покойник продолжал жить, он был будто погружен в сон, нуждался в пище и своих животных. Это подтверждается «Текстами пирамид», где говорится, что умерший нуждается в пище, что его близкие должны ему помочь проснуться и принять пищу2.

В пример можно сослаться на следующие изречения из «Текстов пирамид»: «Поднимись, возьми себе свой хлеб, соедини свои кости, встань на ноги. поднимись к этому своему хлебу, не подверженному порче, и к своему пиву некиснущему» (Pyr., § 858); «Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, которую я тебе принес. Отец мой, подымись со своего левого

бока и повернись на правый к этому теплому хлебу, который я тебе принес» (Pyr., § 1002/3); «Твои кости не разрушаются, твоя плоть не болит, твои члены не отделятся от тебя» (Pyr., § 725) и т. д.

Исходя из всех изложенных данных очевидно, что египтяне очень дорожили сохранностью тела покойника. Расчлененность тела была невозможной, так как смерть - это только сон. Эта идея о сохранности тела пришла к искусству мумификации, а также строительстве гробниц. Английский специалист по египетским мумиям Элиот Смит говорил, что попытки мумификации имели место уже во времена I династии, а при II династии существовал несовершенный способ мумификации3. Завертывание тела в шкуры при погребении было зачатком мер, предпринимаемых для сохранения тела.

Существует мнение египтологов о том, что в Египте существовали обычаи погребальные, которые не соответствовали стремлению сохранения тела покойника. Египтолог Уэнрайт писал: «Тело надо было расчленить, ибо необходимо было уничтожить грешного человека, чтобы дать ему чистое и новое безгрешное начало, которое он приобретет в потустороннем мире при помощи богов»4. Подобные мысли никак не могли возникнуть у человека в эпоху неолита, это говорит о модернизации христианского духа.

У многих народов в Европе была распространена вера в вампиризм. Поэтому египтолог Видеман думал, что поврежденные останки, которые встречались в некоторых могилах египтян, говорили об их вере в то, что покойник может превратиться в вампира, вредить живым людям. Чтобы вампир не принес вреда, необходимо было отрезать голову у покойного. Но в Египте не было найдено ни одного следа подобных поверий. Египтяне боялись повреждать тело умершего и более всего заботились о голове (этого желали только врагам богов). Это подчеркивается в «Текстах пирамид» и «Книге Мертвых».

В Накаде были обнаружены следы трупосожжения. Но предположение о сожжении тела при погребении необходимо отвергнуть, так как сжигание и обезглавливание тела считалось очень страшной участью. В текстах египтян говорилось, что смертная казнь грозит тому, кто осквернит могилу (это было чуждо египтянам).

Таким образом, прослеживается эволюция от неолитических погребений до исторической эпохи, от сохранения тела до мумификации. Эта эволюция выявляет идею египтян о загробной жизни как о продолжении земной, сохраняя тело покойника. Так как умерший не может обеспечить себе сам существование в могиле, то это существование должны обеспечить его родственники. Поэтому забота живых об умерших - это и есть заупокойный культ. Этот культ был необходимостью. Этим и объясняется важное значение культа умерших в жизни египтян.

В дальнейшем были представления о том, что умершему необходимы не только пища и вода, но также ему надо было выходить из могилы на свет дневной, взлетать в небо к богам и многое другое. Это необходимо было уже не телу умершего, а невидимому человеку элементу, который находится в могиле, а не удаляется из нее. Эти воззрения часто попадаются в текстах. Письменные источники тех времен у египтян содержат нечеткие данные о загробной субстанции.

Нам необходимо остановится на названиях форм загробной субстанции человека. Многочисленные высказывания, разграничить понятия «ба» и «ка».

Ба - воображаемое существо, представлявшее собой душу человека и душу богов. Насколько можно судить по «Текстам пирамид», слово «ба» имело два значения: оно было своего рода синонимом для слова «бог» и вместе с тем означало что- то вроде «душа». Ба упоминается в «Текстах пирамид» и только ба умершенго человека. Ба изображалось как птица с человеческой головой. О ба простых людей тексты хранят молчание и говорить о ба живого человека нет смысла. Ба считалось элементом, оживившим мумию умершего. То есть ба (птица) могло покидать гробницу, подниматься в небо, но обязательно должно возвращаться в тело. Ба вело двойное существование. Боги тоже имели души (ба), например, бог Ра имел семь душ. Звезды тоже рассматривались как души ба: душа Осириса - бог Орион.

Ка очень часто встречается в текстах египтян, оно связано с личностью умершего. В рецензии на издания X.Юнкера («Giza II», 1934; «Giza III», 1938) Р.О.Фолкнер писал: «Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить умершего, направляющегося к своему ка; оно сопровождает умершего, направляющегося в потусторонний мир со своим ка, они оба пребывают в потустороннем мире, и вместе с тем ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего». У египтян не было серьезных и четких представлений о ка. Ка означает жизненную силу, сущность, которая дает различия между неодушевленными и одушевленными существами. Ка в некоторых смыслах обозначало «двойник». Так в гробницах вельмож обнаружены каменные изваяния или деревянные, т.е. заместители мумии. Боги также имели ка, у бога Ра их четырнадцать.

Подводя итог, представления о ка неопределенны. Несомненно лишь то, что ка постоянно находилось в гробнице, но иногда покидало ее и возвращалось назад.

Важное место у египтян занимало сердце. Оно считалось самостоятельным существом, находящимся внутри человека. Во время мумификации бывало, что вставляли искусственное сердце, а на нем были написаны различные заклинания. Это по их мнению обеспечивало покойнику хорошие показания на загробном суде.

Нам необходимо подвести некоторые итоги. Данные доисторические погребения доказывают следующее:

- древние египтяне верили в загробную жизнь;

- загробная жизнь была продолжением земной;

- умершему необходима была помощь живых (снабжение водой, едой);

- искусство мумификация - сохранность тела после смерти.

Делись добром ;)