Значение легенды о Федоре Кузьмиче Томском для истории и ее влияние на самосознание горожан

курсовая работа

Глава 3 Осознание феномена Федора Кузьмича в современности

кузьмич православное подвижничество

Если же говорить об общественном долге и о грехах Александра, то их у него значительно меньше, чем было у кого-либо из русских царей. Александр I сделал немало хорошего для России, а в чём-то превзошёл и самого Петра Великого. Сталину было невыгодно, чтобы о царствовании Александра знал советский народ - перестройка в обществе с необходимостью предполагает перестройку в истории, во взглядах на ту или иную эпоху. Вот почему совковый менталитет питали классовыми предрассудками, нескрываемой неприязнью к монархии, отсюда и нейтрально-прохладное отношение к загадке Фёдора Кузьмича. «Если царь - значит лжив, хитёр, коварен, развратен, ленив. И обязательно дурак». В годы правления И.В. Сталина часовня на месте захоронения Фёдора Кузьмича была разрушена, и на её месте теперь стоит чей-то гараж» - не без грусти констатирует В. Фёдоров.

Времена меняются, а значит, меняется отношение к событиям. Сейчас уже и потомки царской династии, бывавшие в Томске, открыто признают в печати, что святой старец Феодор Кузьмич - это Александр Благословенный. В своём выступление на радио епископ Томский и Асиновский Ростислав, на вопрос, верит ли он, что это одна и та же личность, ответил положительно. Примечательно, что современная наука с тех пор заметно продвинулась, возможности её становятся несравненно больше. Более того, церковь выступает ходатайствует о генетической экспертизе мощей старца и матери императора Марии Фёдоровны с целью дать окончательное заключение по идентичности. Тем более что подобный анализ практиковали при идентификации останков Николая II.

На месте кельи старца после его смерти забил родник, вода которого с тех самых пор считается целебной. Семен Хромов основал там Федоровский мужской монастырь, позднее вошедший в состав томского Богородице-Алексиевского монастыря. Царь Николай Второй приезжал сюда, хотел на месте кельи начать возведение каменной церкви и детского приюта. Благословение на строительство было получено от отца Иоанна Кронштадтского. Однако первая мировая война и Октябрьский переворот помешали осуществлению этого проекта. Успели, однако, построить часовню на могиле старца.

После Октябрьского переворота могилу Фёдора Кузьмича разорили. В 1923 году многие горожане стали свидетелями явлений старца в Томске.

Прославление Фёдора Кузьмича состоялось в 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена. Тогда было установлено празднование в честь Собора сибирских святых, в число которых включили, конечно, и старца Фёдора - небесного покровителя Томска. Тогда же была написана и его икона.

В начале 1990-х годов начались поиски мощей старца. «Нашли косточки Федора Кузьмича там, где им и положено было быть - на месте часовни, построенной в его память. Когда семинаристы стали доставать из зловонной ямы мощи, прибежали представители комитета по защите памятников, заявили, что мэрия, разрешив раскопки, превысила свои полномочия. Семинаристы под эти безумные выкрики продолжали работать. Кости омыли и сложили в специальный сосуд, который был помещен в храме монастыря. День 5 июля, когда томские христиане обрели мощи старца, стал ещё одним православным праздником.

Следующей важной вехой посмертной «жизни» Фёдора стал 2001 году, когда, в день всех российских святых, в честь старца воздвигли часовню-келью.

В минувшем 2010 году в рамках программы «Сохранение деревянного зодчества» была обозначена необходимость восстановления уникального исторического комплекса «Усадьба старца Фёдора Кузьмича», причём два здания в составе комплекса реконструируют в соответствии с нуждами гостиницу, духовный центр и библиотеку.

Делись добром ;)