logo
Значение современной катехизаторской и миссионерской деятельности на приходах Русской Православной Церкви

2.1 Богослужение и его миссионерские аспекты

Самым ярким светилом, как бы солнцем, освещающим всю жизнь и деятельность священника, является Богослужение, в котором подчеркивается его нравственно-назидательная сторона. Эта функция естественна, необходима, и она, в большей или меньшей мере, всегда осуществляется. Но она - не единственная. «Литургия (как все Богослужение) является, по максиму Исповеднику, Мистагогией, Тайноводством к спасению. В символических словесных, динамических предметных образах Литургия раскрывает историю спасения человека от сотворения мира через Первое Пришествие Христово до Второго славного Его пришествия и даже до радости вечного блаженства в Царстве Небесном» Лебедев Л. Прот. Заметкипо пастырскому богословию. - М.: 1992г. - стр. 77..

Для многих приходящих к правой вере встреча с Богом происходит за богослужением. Сколь много людей зашедших случайно в храм по какой-либо причине или из-за одолевающих их проблем, или из-за приключившегося горя, или просто по одолевшему любопытству, вдруг отбрасывает все то, о чем думалось вне стен Церкви, и проникается необыкновенным чувством другого мира. Люди эти, подобно послам князя Владимира пронизываются небесной красотой богослужения, возводящей их на небо, вдруг осознает, как бы вспоминают свои нравственные корни и ощущают себя дома, в том доме, который долго искался и наконец обретен.

Какие же можно выделить характерные черты богослужения, замечаемые вновь приходящими в Церковь людьми? Их можно выделить несколько.

Во- первых - это то, что у послов князя Владимира выражается в словах «мы не можем забыть эту красоту». Эта красота особо заметна людям посторонним, живущим только этим материальным миром. Естественно она поражает не всех и не сразу. а действует избирательно, как и благодать, ведомыми лишь богу путями.

Во- вторых , богослужение - это «небо на земле». Но это не смена прекрасных абстрактных символов, это реальность переживаемая одновременно миром земным и небесным. Литургия соединяет эти два мира во единое целое, совершаемое в одном месте всем народом Божиим, со всеми святыми, со всеми небесными силами. Все это во многом помогает нам сформировать миссионерский призыв, который лучше всего может быть выражен словами Самого Спасителя, сказанными к апостолу Андрею: «Прииди и виждь» (Ин. 1:39).

Двери храма открыты. Так что не там встречает человек? Как мы уже отмечали, он поражается и вдохновляется красотой храма, пения, икон, архитектурой, блеском позолоты, чтением и запахом ладана. Все это естественно можно отнести к миссионерским аспектам Церкви, но это только первый шаг, вступление.

Вторым шагом является необходимость прийти к пониманию того, что происходит за богослужением в общих чертах, когда, где и какая служба совершается, что означает те или иные действия священнослужителей. И важным способом достижения этой цели является проповедь «чтобы народ понимал Литургию, участвовал в общественной молитве и знал о чем нужно молиться в известные моменты службы. А для этого нужны знания, а следовательно, обучение и разъяснение» Куренков А. Иер. Миссионерские аспекты богослужения // Миссионерское обозрение. 2001г. - №6 - стр.11..

2.2 Проповедь и ее значение в Церкви

Также немаловажной частью миссионерского делания является проповедь.

На протяжении всей новозаветной истории человечества, проповедь о Господе Иисусе Христе и спасении человечества была самым действенным средством нравственного воспитания просвещаемых народов и созидания духовных основ в их жизни.

С проповедью пришел в мир Христос Спаситель, с проповедью пошли в разные земли и Его апостолы. Без нее не может обойтись ни один миссионер, ни один пастырь и этот дар слова христиане используют уже в течение почти двух тысячелетий, проповедуя то, что Сам Господь свидетельствовал миру, - единую спасительную истину, являющейся «путем и жизнью» (Ин.14.6) как для каждого, отдельно взятого человека, так и для всего человечества.

Чтобы указать всему человечеству этот единственный путь, Спаситель, уже в начале Своего общественного служения избирает из среды Своих последователей двенадцать, а затем семьдесят апостолов, которым дал заповедь проповедовать Евангелие «всей твари» (Мф.16,15).

«Заповедь «научите все народы» и «уча их соблюдать» указывает на два неразрывно связанных вида христианской проповеди, которая есть открыто предлагаемое перед многими учение о Христе, - сообщение слушающему народу о неведомой им единой истиной религии - христианстве, устрояющей в мире Царство Божие (Мк.1:14); и в виде подробного изложения и божественного учения тем, кто уверовал во Христа. Первый вид образует проповедь миссионерскую, обращенную к миру, не знающему о Христе; второй вид составляет проповедь внутреннюю, церковную. Эти два вида имеют единую цель - приведение людей ко спасению, научая их быть истинными христианами по вере и жизни» Феодосий. Еп. Гомилетика. - Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999. - С.2..

Подобный синтез можно увидеть на примере миссионерской деятельности апостола Павла, где он приводит людей ко Христу, а затем, заботясь об их духовном возрастании, вновь посещает для наставлений или пишет письма (послания) со словами назидания.

О важности проповеднической деятельности в Церкви свидетельствует тот факт, что сами апостолы называли эту важнейшую пастырскую обязанность «служением слова» (Деян. 6:4). Кроме того, согласно апостольскому учению, а в частности, учению апостола Павла, проповедник является слугой и соработником Самого Иисуса Христа (Кор.3:6-9), поскольку он созидает тело Церкви Христовой (Еф.4:12), распространяя славу Божию и устрояя вечное спасение своих пасомых, приводя их к «вечной и нетленной жизни» (Тим.1:10), через духовное и нравственное совершенствование уверовавших во Христа.

Великий учитель и проповедник Иоанн Златоуст говорит о необходимости уделять особенное внимание словесным наставлениям. Этот выдающийся пастырь Церкви, ревностно заботившийся о нравственном совершенствовании своей паствы, оставил всем последующим поколениям христианских проповедников замечательное свидетельство силы пастырского слова. «Пастырям после примера добрых дел, - говорил он, - предоставлен один вид и способ врачевания - учение словом… Это вместо лекарства, это вместо огня, это вместо железа; нужно ли прижечь или отсечь, необходимо употребить слово; если оно нисколько не подействует, то все прочее напрасно. Им мы выставляем падшую и укрощаем волнующуюся душу, отсекаем излишнее, восполняем недостающее и совершаем все прочее, что служит у нас к здравию души» Феодосий. Еп. Гомилетика. - Сергиев-Посад: Изд=во Троице-Сергиевой Лавры, 1999. - С.3.. Таким образом, в вопросах духовного возрождения и религиозно-нравственного совершенствования людей, т.е. в деле спасения, проповедь имеет решающее и непреходящее значение и является предметом особого попечительства со стороны Церкви.

В нашей стране в настоящее время средоточием миссии должен стать приход, окормляемый образованным пастырем - его словом.

Посредством проповеди пастырь должен заботиться об усвоении пасомыми спасательных истин, а в случае угрозы совращения паствы в какие либо секты или расколы ее нужно усилить.

Проповедь можно говорить за любым богослужением, при совершении треб, а так же в форме не богослужебных бесед, избирая необходимые для укрепления слушателей в православной вере темы.

Эти проповеди, носящие миссионерский характер можно разделить на катехизические, нравоучительные и апологетические

Катехизическими называются проповеди, где слушателям преподаются начала религиозной жизни, элементарные уроки христианской веры.

В настоящее время этот вид должен занять одно из самых важных мест среди других видов церковного учительства. Причина этому - исторические особенности существование Православной Церкви в России в ХХI веке, из-за чего «большинство нынешних христиан представляют собой младенцев по вере, которые требуют млека, а не твердой пищи для таких сообщение элементарных катехизических уроков полезнее и необходимее изъяснения Библии или раскрытия высоких истин, не входящих в круг элементарного знания и требующих для своего усвоения большей или меньшей зрелости духовной» Феодосий. Еп.Гомилетика. - Сергиев Посад: Изд-во Троице - Сергиевой Лавры, 1999 г. - стр.229..

Как поступать пастырю проповеднику в современных условиях церковной жизни по отношению к данной категории слушателей? - Изъяснить основы веры и нравственности в общедоступной ясности и возможной наглядности изображения, строя свои поучения по определенной схеме, переходя от одного предмета к другому.

Нравоучительная проповедь - это раскрытие и разъяснение правил христианской жизни и деятельности, - нравственности, которая является одной из форм общественного сознания, без которых немыслима жизнь человеческого общества.

И третья - апологическая проповедь зиждется на той на той основе, что каждый член Церкви должен не только знать и понимать христианское учение. но и уметь защищать его от нападок всякого рода лжетолкователей. Как никогда актуальна апологическая тематика проповедей и бесед в наше время. Основной причиной является та бездуховность и непросвещенность наших соотечественников, которая является следствием антирелигиозной пропаганды.

После недавнего засилья атеизма духовный вакуум людей пытаются заполнить всякого рода сектантские проповедники и наставники восточных религий. вот почему требуется сегодня от пастыря действенная духовная помощь, способная оградить их от влияния навязываемых учителей и указать путь к истине и спасению, излагая основные истины христианства и искореняя ложные представления.

В настоящее время священнику апологету часто приходится сталкиваться с таким кругом вопросов как:

а) Взаимоотношения веры и знания, науки и религии;

б) Библия и современная космология;

в) Библейское учение и теория эволюции;

г) Происхождение человека;

д) Проблемы чудес;

е) Православие или христианство и отрицательная критика.

Как видим, миссионерская задача апологетической проповеди заключается в том, чтобы всесторонне обосновать истинность христианского учения и защитить его от нападок несправедливой критики.

2.3 Воскресные школы для детей и взрослых

“В настоящее время из всех форм катехизации наибольшее распространение получают воскресные школы, которые имеют перед собой задачу - научить Закону Божию детей своих прихожан”.. Каледа Г. Прот. Задачи, формы и структуры катехизации в Русской Православной Церкви в современных условиях // Путь православия - М.: - 1993г. - №1 - с.22

Помимо просвещения и воспитания на православной основе детей и подростков, такие школы являются очень важным звеном в возрождении приходов как первичной христианской общины единомышленников, духовно окормляемых настоятелем прихода. Привлечение к деятельности этих школ родителей (родительский комитет, участие в преподавании) укрепляет братские духовные связи между прихожанами родителями и их семьями, создают благоприятную среду для развития молодого поколения. Очень важно, чтобы воспитанники воскресных школ присутствовали на богослужениях, в меру своих возможностей деятельно участвовали в нем, занимались уборкой храма и его территории при подготовке к церковным праздникам или даже несли те или иные недельные послушания на приходе.

Занятия в школах могут происходить в любой удобный для учащихся и учащих день недели. “Опыт показывает, что когда занятия проводятся в воскресные дни, младшие дети не посещают литургию - налицо отрицательное влияние собственно “воскресной” школы на воцерковление учащихся и их родителей. Наиболее удобным временем является суббота перед всенощным бдением. Тогда дети стоят в храме до елеепомазывания, а потом их уже уводят домой”. Каледа Г. Прот. Задачи, формы и структуры катехизации в Русской Православной Церкви в современных условиях // Путь православия - М.: - 1993г. - №1 - с.22

По этой причине в сложившихся реальных обстоятельствах, вероятно, точнее и лучше называть такие школы “церковными”, а не “воскресными”.

Жизнь приходов РПЦ выдвинула несколько типов таких школ:

1. Школы начальной катехизации, задачи которой состоят в первичной катехизации детей из верующих, но не воцерковленных семей и из семей лишь сочувствующих христианству и православию. Некоторые родители, приводя детей, говорят: “Я вырос неверующим и не могу уже поверить, но хочу, чтобы мой ребенок был хорошим человеком, а для этого надо воспитать его верующим”.

2. Школа повышенной катехизации для семей, считающих себя православным, но мало воцерковленными, в которых детям говорят что-то о Боге, но систематического духовного воспитания дети не получают и не приучены еженедельно посещать Церковь.

3. Школы церковно - евхаристического типа , в которых дети приучаются жить церковной жизнью, где закрепляются навыки приобретенные в семье, и дети участвуют в той или иной форме в богослужении, регулярно исповедуются у священника и причащаются.

Подобные школы можно организовать на приходе, где служит два или более священника, а в случае, если он один, он может разделить занятия с каждой группой по разным дням недели. Но пастырю важно учесть, что совмещение разных групп порождает трудности. Дети из верующих семей на занятиях ведут себя скучно, в отличие от стихийно попавших в храм и поэтому это может вызвать апатию к занятиям и их непосещение.

Задача воскресных школ - не только передача информации о Священной и Церковной истории, но и воспитании чувства благоговения и любви к Богу и к людям.

Работая с детьми, необходимо помнить и об их родителях, большинство которых сами нуждаются в катехизации наряду со своими детьми. Многие ходят в церковные воскресные школы вместе со своими чадами, но вероятно, полехно организовывать пастырю и специальные кружки для взрослых, где следует более углубленно преподавать основы и ценности православного вероучения, проводить беседы о домашней церкви и христианском воспитании.

Так же детей и их родителей можно привлекать к уборке храма и его территории, что способствует укреплению семьи и прихода.