Значение современной катехизаторской и миссионерской деятельности на приходах Русской Православной Церкви

курсовая работа

2.4 Катехизация и воцерковление молодежи

Великой задачей пастыря в современных условиях является так - же катехизация и духовное просвещение - воцерковление молодежи, множество из которой, юноши и девушки, с открытым сердцем тянуться к слову Божию. Эта проблема вовлеченности молодежи в церковную жизнь и есть часть миссионерской и пастырской деятельности. Но этот процесс обращения должен быть особым. Который раз приходится возвращаться к истории недавнего прошлого, но… долгие десятилетия российского общества было отлучено от любых знаний в области религии. За это время в стране выросло несколько поколений людей, не имеющих практически никакого представления о том безбрежном океане, которому можно уподобить духовную жизнь человечества. История, наверняка, не знает такого народа, столь дикого в религиозном отношении, как жители постсоветского пространства. И даже в те годы, когда оковы государственного атеизма спали, в молодежной среде ситуация не выправилась. Если старшие поколения стали накапливать постепенно религиозные знания, то молодежь, не встречая на своем пути опытных духовных учителей разбрелась по «распутьям мира сего». Это редко отличает молодежь современную и прошловековую, жизнь и воспитание которой, в основной массе, походила в Церкви, в учебном заведении, в семье. Семья же как малая церковь всячески способствовала содействовать развитию личности в традиция христианского учения.

«Сейчас духовно - нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей, развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для подержания физического состоянии. Семейный союз превращается зачастую в поле брани между супругами, родителями и детьми» Александр Архиеп. Церковь и молодежь на пороге XXI века // М.О. - 1999г. - №12 - стр. 13..

Освободившись от обязанностей в семье, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, которое умело используют дельцы шоу-бизнеса, наркоиндустрии, говоря молодым людям: “Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас”. Человек чувствует, что к нему проявляется интерес, он нужен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленной к нему внимание со стороны массовой культуры было необходимо только для того, чтобы он отдавал материальные ценности. Что такие средства общения, как наркотики, разрушают в нем личность. А те ценности, которые он выбрал, делают его жизнь бессмысленной и пустой. Когда он это осознает, он оказывается на краю пропасти.

Вот по этой причине процесс православного образования и воспитания должен охватить все стороны жизни молодого человека. В том числе и такую важную для него, как свободное время - внеурочное время, выходные дни, каникулы. Молодой человек должен иметь возможность организовать свой досуг в церковной общине и найти ответы на самые сокровенные вопросы.

Пастырь всегда должен быть готов помочь молодому человеку в его трудноразрешимых для него вопросах, характерных для его возраста.

Во-первых, это время, когда человек впервые сталкивается со многими явлениями жизни и часто оказывается не готов к этому столкновению. Здесь, в пастыре, он должен найти опору.

Во-вторых, это время, когда человек часто становится перед необходимостью сделать жизненный выбор. И здесь пастырю необходимо дать ему духовно-нравственные ориентиры и указать истинный путь.

В-третьих, молодость - это время возрастания, становления, развития, обучения человека, его подготовка к взрослой полноценной жизни, которую пастырю нужно направить на служение Богу и ближним.

Как видим, молодые люди очень остро нуждаются в индивидуальных беседах со священником.

К массовым формам можно отнести следующие формы катехизации:

а) катехизация перед крещением;

б) просвещение после крещения;

в) катехизация крещенных ранее, но не воцерковленных;

г) систематические беседы в приходах;

д) лектории и систематические лекции;

е) эпизодические встречи и лекции.

Делись добром ;)