logo
Значение современной катехизаторской и миссионерской деятельности на приходах Русской Православной Церкви

2.5 Борьба с суевериями и религиозным невежеством

Заботясь об усовершенствовании и укреплении веры у одних, обращении на путь веры других, пастырь не смеет спокойно относиться и к таким явлениям, которые грозят искажением или даже, разрушением веря. К ним относятся суеверие и религиозное невежество. Для их ослабления и обезвреживания пастырь обязан проводить политику разоблачения истиной природы и опасности этих явлений, а так же принимать меры, для их предупреждения и развития. Остановимся более подробно на каждом из указанных.

“Суеверие - это суетная, пустая вера, а ее источник - удаление человека от Бога и потеря им истинного знания и Нем”. Крижанич Ю. Беседа о суеверии // Богословские труды // -1986г. - №27 - с.232. Таким же образом рождается идолопоклонство и язычество. Все это загрязняет веру, ослабляет упование на Творца, извращает здравые, согласные с христианским учением нравственные понятия.

Распространенные среди современных христиан суеверия бесчисленны и разнообразны. Большинство их них обязаны своим происхождением язычеству. Они достались нам от наших предков - язычников и продолжают существовать среди нас до настоящего времени. Другие развились в христианскую эпоху, появились в атмосфере религиозного невежества или на почве болезненно мистических устремлений и переживаний. В последнее время одним из таких невежеств стала “проблема ИНН в экзальтированном православном обществе. Обрядоверие, довольно обычное у нас так же заключает в себе некоторые элементы суеверия, если не сказать, что является одним из видов суеверия.

В христианстве суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. Это можно проследить из соборных постановлений и отеческих правил, где выражен взгляд на подобного вида явление. Так 61 правило 7 Вселенского Собора гласит: “Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними Отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, кто произносит гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей (те, кто пользуются для волхвования богослужебными песнопениями и именами мучеников и Богородицы), делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающихся же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают”. Правила Православной Церкви. - М.: Изд. Троице Сергиевой Лавры, 1996г. - с.548-549. Славянская Кормчая добавляет к этому правилу еще и следующее “Волхвов и скоромохов в дом не приводити и к ним не ходити: но бегати”. Шавельский Г. Прот. Православное пастырство. - СПб.: РХГИ, 1996г. - стр.343. Подобные указания мы можем найти и в 62 правиле 4 Вселенского Собора, в правилах Трульского Собора, Анкирского, Лаодинийского и Карфагенского соборов.

Отцы и учители Церкви, выразившие свой взгляд на суеверие в соборных постановлениях, старались бороться с этим злом посредством своего пастырского слова, стараясь оградить чистоту христианской веры от посторонних примесей, которые ее могут исказить и обезобразить.

Считают, что источник суеверия - невежество. Несомненно, что именно на этой почве вырастало и вырастает множество всевозможных предрассудков и суеверий. Лучшее доказательство этому - в том, что их больше всего в простом и темном народе.

Но нельзя считать причиной суеверий одно только невежество. Этому бывают причастны и довольно таки образованные люди. Здесь источник совершенно в другом - в мистической настроенности, побуждающей тянуться ко всему таинственному и искать в нем разгадок на волнующие вопросы и сомнения.

И третьим источником суеверий служит отсутствие у верующего цельного и законченного христианского мировоззрения или ясных и здоровых понятий веры., ясного религиозного взгляда на отношение человека к этому и потустороннему миру.

Эти выявленные нами источники суеверий очень важны в пастырской-миссионерской деятельности, поскольку определяют средства борьбы с ними. Ясно, что для устранения суеверия необходимо устранить источник , из которого оно истекает. Если суеверие возникает на почве умственной темноты и невежества, то явление, служащее предметом суеверия пастырю необходимо объяснить и озарить светом научного знания. Если суеверие возникает на почве болезненной мистической настроенности, то надо дать этому чувству здоровее направление в русле истинной веры. “Но такое, по-видимому, простое разрешение вопроса осложняется и затрудняется тем обстоятельством, что в основе суеверия лежит свойственная человеку потребность веры; корни истинной веры и суеверия поэтому переплетаются; вера и суеверие растут на одном поле и исторгая суеверие, можно легко повредить и самый корень веры - вместо того, чтобы оздороветь, опустошится душа человека” Шавельский Г. Прот. Православное пастырство. - СПб.: РХГИ, 1996г. - с.347., потому что познав несостоятельность своей темной веры и разочаровавшись в ней, человек может перенести, эти же чувства и вообще на православную веру, отвергнуть ее таинственную сторону (таинства). Поэтому в этом отношении борьба с суевериями может оказаться опасной для истиной веры. “Бесспорно, образование всегда может разоблачить многие суеверия, выросшие на почве умственного невежества и искоренить их, но оно же, в особенности когда оно бывает примитивным и поверхностным, легко может развить губительную, для веры самоуверенность разума, начинающего отрицать все, представляющее ему в области веры неясным и непонятным и производящего иссушение души.” Шавельский Г. Прот. Православное пастырство. - СПб.: РХГИ, 1996г. - с.348. Чтобы избежать этого, пастырю необходимо заниматься и просвещением религиозным: сообщение и разъяснение понятий о Боге, о человеке, о божественном откровении, о духовной жизни, важности и спасительности Церковных Таинств - одним словом принять все меры, чтобы суевер усвоил разумное религиозно - нравственное мировоззрение.

Сообщение здоровых религиозных понятий, создание здоровой религиозной атмосферы - это самое обязательное и действенное средство для борьбы со всякого рода суевериями.

В качестве частных реальных способов борьбы укажем следующие:

Во-первых - это проповедь, в которой пастырь может дать христианское освещение явлений, касающихся суеверия. Здесь важно только не смутить и не ожесточить виновных, а самое главное не соблазнить невинных. Пастырь может предложить учение в таком виде, что виноватые примут его как авторитетное разъяснение их ошибок, а непричастные к этому греху могут ни о чем и не догадаться. Но бывают такие случаи, когда проповедь должна быть обличительной и громоносной. Она бывает уместна в тех случаях, когда суеверие угрожает чистоте веры, нравственности и сопровождается губительными последствиями. Таковыми, например, могут стать обращение за лечением к колдунам и знахарям.

Здесь пастырю необходимо прибегнуть к частным наставлениям и увещаниям, которые должны быть проникнуты духом сострадательной любви, отеческой заботливости и христианской кротости.

Кроме увещаний и наставлений пастырь должен в своей жизни показывать пренебрежение к суевериям, что часто бывает лучше самых красноречивых увещаний. Так, например, случай, который случился в Полоцкой епархии: “Там был распространен суеверный страх перед так называемыми “заломами”. “Заломом” назывался пучок колосьев созревшей ржи, не сорванных с корня, но надломленных и особым образом связанных. “Заломы”, по поверью крестьян, делались злыми людьми, колдунами, и предвещали владельцу нивы несчастье. Чтобы отстранить беду хозяева пользовались различными противоядиями: вычитываниями ворожей и заклинателей, а другие обращались к священнику, которые выезжали к месту залома и читали молитвы против заклинаний. Так однажды обратились и к отцу Георгию Шавельскому, который считя, что совершать на ниве церковный чин, значит утверждать заблуждение, предложил просто его вырвать и покончить с делом.

На поле собралась целая деревня и все ждали, что священник начнет читать молитвы, но в ответ последовала проповедь о предрассудках. Затем священник, к ужасу всех присутствующих, выдернул “залом” из земли. Слух об этом разнесся по окрестности и многие в ближайшие дни приходили узнавать о здоровье батюшки. Катастрофы не произошло, но зато страх перед “заломами” на этом приходе исчез”. Шавельский Г. Прот. Православное пастырство. - СПб.: РХГИ, 1996г. - с.353.

И последнее средство для пастырской борьбы с суевериями - это епитимии тайные и публичные. Первые уместны в тех случаях, когда человек остается невнимательным к разъяснениям пастыря оставить суеверие ; вторые - обязательны тогда, когда суеверие производит общественный соблазн, приносит явный вред, а суевер остается упорным и нечувственным к пастырскому воздействию.

И ,еще раз, в заключении хотелось бы сказать, что суеверие представляет собой излишек веры - излишек неразумный, ибо тут в круг веры вводятся предметы, недостойные ее, подрывающие ее ценность и искажающие.