Золото и архетип солярного культа

реферат

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Гор, Осирис и Исида. 8 в. до н.э.

В древнем Египте солярный культ имел необычайно сильные позиции, солнцем был бог-демиург, единое начало, создавшее мир и остальных богов, солнечное божество имел практически каждый ном. Наиболее известными солнечными богами были Амон, Ра и Гор, причем последний связывается еще с периодом становления древнеегипетской цивилизации. Его происхождение и божественный

статус тесно связано с центральным мифом древнеегипетской мифологии - мифом об Осирисе и Исиде. Осирис представлял собой умирающую и воскресающую природу, Исида олицетворяла супружескую верность и материнство, была богиней плодородия и волшебства; в различных вариантах её изображения присутствуют рога коровы и солнечный диск. По отношению друг к другу они выступали как брат и сестра, муж и жена одновременно, вместе они судили мертвых. Сыном их был бог солнца Гор, покровитель власти фараона, который считался его земным воплощением. Что же касается позиций Амона и Ра, то они усилились несколько позже и часто выступали как одно божество. Их общей приметой был красный диск солнца на голове как у Исиды, а

Амон нередко изображался с головой барана. В древнеегипетских религиозных гимнах впервые солнцу приписываются эпитеты «золотой», «драгоценный», «дающий». Распространенным символом солнца был жук скарабей, наиболее часто изготовлявшийся из драгоценных металлов и золота и служащий амулетом и оберегом. Примечательно, что в результате реформы Аменхотепа IV на какой-то период установилось почитание единого бога - бога солнечного диска Атона. В своем абсолютном образе, который «не познал ни один ремесленник», он противопоставлялся остальным египетским божествам «из золота и драгоценных камней», но всё равно оставался «золотым» и «дающим». В своём единственном варианте изображения он представлялся как золотой диск, протягивающий к миру свои руки-лучи, в которых был заключен символ вечности и бессмертия - крест анх.

Возникает естественный вопрос: чем объяснить зооморфическое изображение некоторых египетских божеств, связанных с солнцем, в виде домашнего скота? Египтологи склонны считать это следствием тотемистических пережитков, но на самом деле эти связи могут иметь немного другой аспект. В своей работе «Тотем и табу» З.Фрейд имел такой побочный, но, тем не менее, достаточно интересный продукт своих рассуждений: тотем и табу являлись первыми формами общественных санкций, направленных против узколичностных интересов на благо коллектива. В этом плане логично предположить, что через причисление скота к тотемным животным родоплеменная верхушка пыталась защищать свое имущество от посягательств своих бедных соплеменников.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

РИС. 3 Храм бога солнца Сурья в Конараке.

В ведийском пантеоне индийской мифологии относительно солнечного божества нет единого представления. Сначала его как самостоятельного божества не существовало - особенность религиозных и мифологических воззрений древнейшего населения Индии в том, что они сильно абстрагированы, размыты, распылены по всему окружающему миру. В древнейшем произведении индийской мифологии - «Ригведе» - сказано, что бог Варуна «создал себе золотое качание солнца, как качели» (VII, 87, 5), то есть солнце было продуктом творения, не претендующим еще на функцию творца. Вскоре его функцию начал выполнял бог огня Агни, который в одном из своих образов идентифицировался с небесным огнем - Солнцем. В соответствии с таким пониманием новой сущности Агни выстроилась и новая мифологическая концепция его рождения, согласно которой он родился в золотой колеснице, влекомой четырьмя красными конями и имеющей колеса, в которых спицами стояли семь ветров. В этом образе «огнем богатый», как он назван в одном религиозном мифе, Агни изображался сидящим на золотом диске или стоящим на нем, причем - внимание - у него за спиной, как будто прячась, находился ягненок. Древним солнечным божеством индийского эпоса называется Митра, божество, восходящее еще к арийскому периоду. Веды представляют Митру постоянным спутником верховного бога Варуны; Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна - над ночью. Нужно отметить, что вообще первоначальный солярный характер Митры значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Митре световое божество. Как бог солнца, Митра уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света -правды и добродетели. Непосредственно богами Солнца в индийской мифологии называется Сурья или Савитар, которые, подобно Гелиосу, ездят по небу на золотых колесницах, изображение колеса которых как отдельного элемента считалось символом бессмертия и вечной жизни.

Делись добром ;)