Изучение социокультурных аспектов формирования японского менталитета

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Почему в том или ином событии одни народы повели себя так, а другие иначе? Изучение истории формирования менталитета народа играет важную роль не только в изучении истории мира, но и в современной жизни, в политике и экономике.

Работа посвящена изучению проблемы формирования менталитета японского этноса на основе социо-культурного аспекта, в частности - религий, на основе которых сложилась цивилизация Японии. Сложные природные условия, географическое положение, влияние Китая и Кореи породили самобытную культуру жителей страны Восходящего солнца. Многочисленные внутренние войны, стремление к власти характеризуют японцев как воинственный народ. Особенности религиозного мировоззрения ставят их выше остальных, но строгая приверженность внешнему этикету делает их скромными и неприметными. Культура, которой предрекали быть забытой, оказалась на пике популярности в стране и успела уже давно завоевать внимание остального мира. Несмотря на то, что долгое время Япония была отстающей страной, в современном мире она находится среди лидеров. Истоки столь быстрого темпа развития несомненно стоит искать в прошлом этой страны.

Историографический обзор темы. Вопросом изучения Японии занимались многие исследователи. Во многих странах сложились школы японоведения. Японоведение - это совокупность наук, изучающих историю, экономику, философию, язык и литературу Японии  Алпатов В.М. Японистика / В.М. Алпатов // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: СЭ, 1990. - С. 624-625..

Изучение истории и культуры народов было актуально еще в Древней Греции, о чем свидетельствует «История» Геродота. С открытием Японии для европейцев эта страна по-прежнему остается загадочной. Прогнозы, которые делаются за рубежом, опровергаются японцами. Например, предрекали, что национальная одежда будет забыта, древние формы театра приходят в угасание. Вместо этого - кимоно становится популярным в стране и за ее пределами, а театр становится массовым видом искусства.

Первыми изучать страну Восходящего Солнца начали испанские и португальские миссионеры в XVI-XVII вв. Немецкие врачи Э. Кемпфер и Ф. Зибольд работавшие в голландской компании, создали очерки «История Японии»  Kaempfer E. The History of Japan: Together with a Description of the Kingdom of Siam, 1690-92; in 3 vol. / E. Kaempfer. - London: J. MacLehose and sons. и «Путешествие по Японии, или Описание Японской империи в физическом, географическом и историческом отношениях, дополненное сведениями и известиями из Кемпфера, Фишера, Дефа, Шарльвца, Гогендорна, Крузенштерна, Тунберга, Варениуса и др.»  Зибольд Ф. Путешествие в Японию: Библиотека путешествий; Т. 2 [Электронный ресурс] / Ф.Ф. фон Зибольд. - СПб.: Типография А. Дмитриева, 1854. - 325 с. - Режим доступа: http://padaread.com/?book=37587.

Японоведение как наука сложилась в конце XIX - начале XX вв. в связи с становлением капиталистических отношений в Японии и расширении торговых связей со странами Западной Европы, Америкой и Россией.

Важную роль играла английская школа. Один из ее видных представителей и руководителей был Б.Чемберлен. Он исследовал японскую культуру, язык и литературу, а также перевел и прокомментировал один из важнейших источников японской истории - «Кодзики». Много трудов по истории, грамматике и литературе оставил другой представитель этой школы - У.Астон. Также он перевел «Нихон сёки».

В 1901-1902 гг. Бринкли издал 12-томный труд по истории, культуре и искусству Японии и Китая.

Основатель немецкой школы японоведения К. Флоренц посвятил работу по истории японской литературы и перевел ряд синтоистких мифов.

Представители американской и французских школ японоведения изучали в основном литературу и искусство Японии (А. Мазальер, У. Гриффис, Э. Феноллос).

В России о Японии узнали от мореплавателей, от японцев, пострадавших в кораблекрушении и спасенных русскими и западноевропейских стран, в особенности от Голландии. В XVIII в. Петр I издал указ о создании школы изучения японского языка.

В первой четверти XIX в. появились первые русские работы о Японии - описания Крузенштерна Ф.И., Риккорда П.И. и Головнина В.М..

Вновь исследования начались после установления дипломатического контакта с Японией в 1855 г. К началу XX в. к систематическому изучению Японии приступили в Петербургском университете и Восточном университете Владивостока. Появился ряд работ по истории Японии Костылёва В.Я., Венюкова М.И., Богдановича Т.В., Николаева А.А.. Позднеев Д.М. представил исследования по географии и истории Японии и Китая, русско-японским отношениям и составил первый иерографический японо-русский словарь. Была основана русская лингвистическая школа японоведения Спальвиным Е.Г.. Он же составил множество учебников и пособий по японскому языку  Горегляд В.Н. Японоведение / В.Н. Горегляд. - М.: Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, 1972. - С. 189-190..

После Второй мировой войны наступил новый период в развитии японоведения. В ней выделился ряд отраслей - экономики, истории, географии, этнографии, философии и искусствоведения. Появились новые: источниковедение, библиография и историография. Преимущественное развитие получили исследования современных экономических и социально-политических проблем Японии. Главное внимание направлялось на изучение в теоретическом плане особенностей послевоенного развития экономики Японии, положения и роли японских монополий и формирования системы японского государственно-монополистического капитализма, места и роли Японии среди капиталистических стран, а также в мировой экономике и политике - Динкевич А.И., Лукьянова М.И., Певзнер Я.А., Пигулевская Е.А., Петров Д.В.. Вышли работы по проблемам японских финансов (Добровинский Б.Н., Леонтьева Е.Л., Стадниченко А.И., Столяров Ю.С., Сутягина М.В.), экономики (Власов В.А., Дебабов С.А., Куцобина Н.К.), аграрной проблеме (Брагина Н.М., Маркарьян С.Б., Попов В.А.), о положении рабочего класса (Ковыженко В.В., Комаров А.В., Хлынов В.А.), средних слоев (Арская Л.П., Рамзес В.В.)  Горегляд В.Н. Японоведение / В.Н. Горегляд. - М.: Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, 1972. - С. 193-201..

В данном исследовании были следующие использованы работы по истории Японии. Их можно условно разделить на три группы.

В первую группу входят работы по политической и экономической истории Японии. Это «История Японии» под авторством Кузнецова Ю.Д., Павлицкой Г.Б. и Сырицына И.М.  Кузнецов Ю.Д. История Японии / Ю.Д. Кузнецов, Г.Б. Павлицкая, И.М. Сырицын; под. ред. Ю.Д. Кузнецова. - М.: Наука, 1988. - 460 с., «Древняя Япония»  Воробьев М.В. Древняя Япония / М.В. Воробьев. - М., 1958. - 258 с. и «Япония в III - VII веках»  Воробьев М.В. Япония в III-VII веках / М.В. Воробьев. - М., 1980. - 296 с. Воробьева М.В., «Очерки истории Японии. VII - XIV вв.» Толстогузова А.А.  Толстогузов А.А. Очерки истории Японии. VII-XIV вв. / А.А. Толстогузов. - М.: Восточная литература, 1995. - 276 с., «История Японии с древнейших времен до наших дней» Эйдус Х.  Эйдус Х.Г. История Японии с древнейших времен до наших дней / Х.Г. Эйдус. - М., 1968. - 687 с., «Возникновение современного государства в Японии» Нормана Г.  Норманн Г. Возникновение современного государства в Японии / Г. Норманн. - М., 1961. - 345 с., «Император Мэйдзи и его Япония» Мещерякова А.Н.  Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония / А.Н. Мещеряков. - М., 2006. - 387 с., «История Древней Японии» Мещерякова А.Н. и Грачёва М.В. Мещеряков А.Н. История древней Японии / А.Н. Мещеряков, М.В. Грачев. - М.: Наталис, 2010. - 365 с..

Ко второй группе были отнесены работы по культурно-социальной истории Японии: Светлов Г.Б. «Путь богов» Светлов Г.Е. Путь богов / Г.Е. Светлов. - М.: Мысль, 1985. - 256 с., Громовская Л. «Сто первый взгляд на Японию»  Громовская Л. Сто первый взгляд на Японию / Л. Громовская. - М.: Наука, 1991. - 263 с., Куланов А. «Обратный взгляд на Японию» 12 Куланов А. Обратный взгляд на Японию / А. Куланов. - М.: Астрель, 2008. - 350 с., Михайлова Ю.Ю. «Дайдзёсай - церемония Великой пробы нового урожая (к вопросу о характере императорской власти в Японии)»  Михайлова Ю.Ю. Дайдзёсай - церемония Великой пробы нового урожая (к вопросу о характере императорской власти в Японии) / Ю.Ю. Михайлова // НАА. - 1989. - № 1. - С. 76-86., Овчинников В. «Ветка сакуры»  Овчинников В. Ветка сакуры / В. Овчинников. - М., 2005. - 346 с., Николаева Н.С. «Японские сады»  Николаева Н.С. Японские сады / Н.С. Николаева. - М., 1975. - 287 с., Чегодарь Н.И. «Человек и мир в японской культуре»  Чегодарь Н.М. Человек и мир в японской культуре / Н.М. Чегодарь. - М., 1985. - 256 с., Дж. Сэнсом «Япония: Краткая история культуры»  Сэнсом Дж. Б. Япония: Краткая история культуры / Дж. Б. Сэнсом. - СПб., 1999. - 451 с., Гришелева Л.Д. и Чегодарь Н.И. «Японская культура Нового времени. Эпоха Мэйдзи»  Гришелева Л.Д. Японская культура Нового времени. Эпоха Мэйдзи / Л.Д. Гришелева, Н.И. Чегодарь. - М., 1998. - 367 с. , Гальперин А.Л. «Очерки социально-политической истории Японии»  Гальперин А.Л. Очерки социально-политической истории Японии / А.Л. Гальперин. - М., 1963. - 254 с., Латышев И.А. «Семейная жизнь японцев»  Латышев И.А. Семейная жизнь японцев / И.А. Латышев. - М., 1985. - 270 с., Лепехова Е.С.«Буддийская сангха в Японии в VI - IX вв.»  Лепехова Е.С. Буддийская сангха в Японии в VI-IX веках / Е.С. Лепехова. - М.: Восточная литература, 2009. - 321 с., Трубникова Н.Н. и Бачурин А.С. «История религий Японии»  Трубникова Н.Н. История религий Японии: IX-XII века / Н.Н. Трубникова, А.С. Бачурин. - М.: Наталис, 2009. - 376 с. , Герасимова М.П. «Киотоский альбом. История, культура, традиции»  Герасимова М.П. Киотоский альбом. История, культура, традиции / М.П. Герасимова. - М., 2002. - 346 с. , Маркарьян и Молодякова «Праздники в Японии»  Маркарьян С.В. Праздники в Японии / С.В. Маркарьян, С.В.Молодякова. - М., 1990. - 234 с., К. Кирквуд «Ренессанс в Японии: культурологический обзор ХVII столетия»  Кирквуд К.П. Ренессанс в Японии: Культурологический обзор XVII столетия / К.П. Кирквуд. - М., 1988. - 387 с..

К третьей группе относится работа Л. Уинстона «Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая» Кинг У.Л. Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая / У.Л. Кинг. - Евразия, 2002. - 287 с.. В ней рассматривается влияние учения дзэн на морально-этическую систему воинского сословия Японии.

По мотивам «Кодзики» было снято анимэ «Поднялось восемь облаков» Поднялось восемь облаков = Yakumo Tatsu [Электронный ресурс]: анимэ / реж. Т. Мотидзуки. - Studio Pierof. - Япония. - 1997. - Режим доступа: http://findanime.ru/eight_clouds_rising. Это ценный источник, отображающий видение японцами своего мифологического прошлого и отношение к тому, что описано в мифах. Еще одним произведением в этой области искусства является «Мононоке» - анимэ, в котором показаны отношения между людьми и ками, между «чистыми» и «грязными» душами  Мононоке = Mononoke [Электронный ресурс]: анимэ / реж. К. Накамура. - Toei Animation. - Япония. - 2006. - Режим доступа: http://findanime.ru/mononoke. Также примечателен сборник сказаний о периоде Хогэн «Хогэн моногатари», в котором Горегляд В.Н.собрал литературные памятники этого периода Горегляд В.Н. Хогэн моногатари (Сказание о годах Хогэн): Литературные памятники древней Японии / Пер. со старояп., предисл. и коммент. В.Н. Горегляд. - СПб.: Гиперион, 1999. - 176 с..

Особое внимание стоит уделить произведению современной писательницы Ёсимото Бананы «Озеро», которое раскрывает внутренний мир людей, их отношение к внешнему миру. При отсутствии каких-либо религиозных переживаний, в произведении царит атмосфера таинственности, напоминающий синтоистский храм Ёсимото Б. Озеро / Б. Ёсимото. - М.: Амфора, 2008. - 256 с.. Подобно «Озеру» и произведение Дьяконовой «Окагами - великое зерцало» Дьяконова Е.М. Окагами - великое зерцало/ Дьяконова Е.М.- СПб.: Гиперион, 2000. - 287с..

В произведении Харуки Мураками «Подземка» рассматриваются психологические аспекты восприятия современных японцев Мураками Х. Подземка / Х. Мураками. - М.: Астрель, 2006. - 646 с..

Объектом исследования выступает история Японии VI-XVIвв.

Предметом исследования является влияние изменений в религиозной системе Японии на формирование национального характера.

Хронологически исследование охватывает два периода японской истории - с VI по XII вв., так как в этот период происходит формирование религиозных представлений, и с XIII по XVI вв., когда происходит религиозные представления систематизируются и реформируются под влиянием политических событий.

Целью данного исследования является изучение социо-культурных аспектов формирования японского менталитета.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

· изучение формирования религиозной системы и её влияния на менталитет японцев в VI-XII вв.: синто, буддизма, конфуцианства и даосизма;

· изучение развития синто и буддизма в XIII - XVI вв., процесса синкретизма и его роли в становлении устойчивых черт национального характера японцев.

Источниковая база исследования представлена религиозными текстами и художественными произведениями. Так как в работе рассматривается религиозная система и её влияние на представления японцев, то в качестве первой группы источников были использованы «Кодзики»  Кодзики. Мифы Древней Японии / пер. со старояпонского Е.М. Паннус, пер. с китайского Н.И. Фельдман. - Екатеринбург: У. Фактория, 2005. - 256 с. и «Нихон сёки»  Нихон сёки. Мифы Древней Японии /пер. со старояпонского Е.М. Панус. - Екатеринбург: У. Фактория, 2005. - 274 с.. В них представлены мифы Древней Японии о создании мира, создании самой страны и воцарении императорского дома. О создании человека содержится совсем немного, так как божества и люди практически не имели границ. Это пункт особенно значим, так как в последствии в религии будут выдвигаться тезисы о божественном происхождении людей и о Японии как стране богов.

Ко второй группе источников относятся мемуары, отражающие восприятие действительности. Среди них «Дневник» Сикибу Мурасаки, придворной дамы периода Хэйан. Она описывает события с 1008 по 1010 гг., в основном систематизированные хронологически события, запомнившиеся Сикибу  Мурасаки Сикибу. Дневник / пер. А. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2000. - 34 с.. Второе её произведение посвящено жизни принца Гэндзи и является источником информации о придворной жизни  Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи = Genji Monogatari / пер. Т.Л. Соколовой-Делюскиной. - М.: Центр по изучению современной Японии, 2008. - 144 с..

Теоретическая и методологическая основа. В данном работе исследуются истоки формирования менталитета с позиций релятивизма, использован метод социо-культурного анализа источников с позиций этнической психологии. Помимо этого, были использованы как общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение), так и специально-исторические (сравнительно-исторический и историко-генетический). Комплексное использование методов позволило выявить характерные особенности и черты формирования японского менталитета на основе религиозных систем Японии в VI-XVI вв.

Научная новизна исследования заключается в том, что были применены методы этнической психологии с позиций релятивизма, что позволило определить характерные черты формирования менталитета японцев в указанный период.

Практическая значимость работы. Материалы данного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении менталитета японцев, а также в изучении истории международных отношений, стран Азии и современной политической истории.

Апробация результатов исследования была осуществлена на конференции в качестве отдельного вопроса - Проблема изучения менталитета современных японцев, используя emic и etic подходы // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. - Белгород, 2013. - С.56-58

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и библиографическим списком.

Первая глава раскрывает понятие синто и процесс его становления в качестве религиозной системы Японии в VI-XIIвв., а также появлению буддизма и конфуцианства и внедрению их в религиозные представления японцев и влияние этих процессов на особенности менталитета японцев.

Вторая глава посвящена буддизму и синто как двум соперничающим за влияние на население Японии религиям, а также процессу синкретизма и его влияния на формирование менталитета нации в XII-XVIвв.

Делись добром ;)