Искупительное значение страданий Господа Иисуса Христа по Четвероевангелию

дипломная работа

Введение

В течение всей истории земной Церкви вопрос о смысле страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа был и остается актуальным, поскольку от него зависит правильность понимания самой сущности христианского вероучения - значения Жертвы Христовой.

Слово "искупление" в Священном Писании понималось неоднозначно в разные исторические эпохи. Так, в Синодальный период Русская Церковь, находясь под значительным влиянием латинской схоластики, приняла западное учение о сатисфакции, то есть будто бы страдания и крестная смерть Христа представляют собой удовлетворение правосудию Божию. Данное толкование смысла Жертвы Христовой попало на страницы православного катехизиса, составленного митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Опасность неверного понимания данной темы заключается в том, что речь здесь идет не о каких-либо абстрактных или второстепенных вещах, а о краеугольном для каждого верующего христианина вопросе - спасении от греха и смерти.

Республика Беларусь является многоконфессиональным государством, и в нем официально действуют многочисленные католические и протестантские общины, имеющие возможность через СМИ и печатную литературу распространять свои трактовки Евангелия. Учитывая недостаточную просвещенность многих верующих Православной Церкви в основах христианского вероучения, чрезвычайно важно изучать и распространять святоотеческое толкование Евангельской истории о страданиях, крестной смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа.

Настоящая дипломная работа объясняет искупительное значение страданий Господа Иисуса Христа, опираясь на Четвероевангелие.

В первой главе работы говорится о том, как ветхозаветные евреи понимали значение прихода Мессии, в чем особенность предсказаний о Мессии пророка Исаии и как Сам Христос пророчествовал о Своих страданиях и крестной смерти.

Вторая глава посвящена описанию того, как крест из самого позорного в Римской империи орудия казни, стал орудием спасения рода человеческого благодаря Жертве Христа. Также здесь говориться о том, почему Господь Иисус Христос, не имея личного греха, претерпел жестокие мучения и смерть, и подчеркивается важность добровольности страданий Христа.

В третьей главе описываются различные толкования искупительного подвига Господа Иисуса Христа, его значение с точки зрения "будущего века". Кроме этого, говорится о том, почему страдания, смерть, сошествие в ад и Воскресение Господа Иисуса Христа являются звеньями одной цепи, без которых невозможной была бы победа над страданиями и смертью.

Настоящая дипломная работа написана, опираясь наиболее на следующие толкования святых отцов Церкви, экзегетов и богословов:

1) Творения святых отцов: святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Игнатия Брянчанинова и других.

2) Труды современных православных исследователей и экзегетов: святителя Иннокентия Херсонского, архиепископа Аверкия (Таушева), профессора А.П. Лопухина, русского богослова В.Н. Лосского, протоиереев Иоанна Мейендорфа и Александра Шмемана, профессора архимандрита Киприана (Керна), митрополита Илариона (Алфеева), доктора богословия протоиерея В. Башкирова, профессора Веселина Кесича и других.

3) Электронная версия Церковно-научного центра "Православная Энциклопедия" http://www.pravenc.ru/

Делись добром ;)