logo
Ислам

4 Ислам и современность

Если упадок религии представлялся в XIX и XX в. многим как триумф человеческого разума, результат просвещающего и освобождающего действия современной науки, то М. Вебер видел в нем симптом духовного заболевания общества, вызванного гипертрофированной до чудовищных размеров "рациональностью": технологии и бюрократия подчиняют себе мир, колоссально сужая человеческий опыт. В сознании человека угасают величайшие страсти -- поэтическая сила воображения, любовь к прекрасному, героические чувства, религиозный опыт -- они уступают место прагматическому расчету, заботе о комфорте, банальной тяге к "полезности". Для понимания веберовской концепции роли религии в развитии общества нужно имей, в виду посылки, из которых он исходил и которыми руководствовав м в своих исследованиях. М. Вебер считал, что все общественные институты, структуры, формы поведения регулируются смыслом, которыми их наделяют люди. В своих социальных действиях люди следуют тем или иным общественным образцам поведения ("идеальным типам"). Если поведение ориентировано на определенный смысл, то это означит что "смыслы", ценностные ориентации регулируют социальный действия людей, определяют то, что М. Вебер называл "рационализацией различных видов деятельности. Если это так, то это означает, что решающие факторы социальной деятельности и развития общества коренятся в ценностях, нормах, в культуре.

Полемизируя с К. Марксом, М. Вебер доказывал необходимость видеть в "идеях" важный фактор развития общества, связь между этическими принципами, религиозными верованиями, правовыми и другими нормами, а также экономической, политической деятельностью и т. д. При этом специфику религии М. Вебер видел в ее "смыслополагающей" деятельности. Отсюда -- сама задача: поднять значение религии в историческом развитии, выявить связь религии с социальными изменениями, в том числе самыми радикальными, знаменовавшими собой крупные повороты в истории. В эти новые подходы вписывается и анализ истоков и форм воздействия ислама на общественно-политическую и экономическую жизнь отдельных стран и на международную ситуацию в целом, степени его адаптации к изменяющимся условиям при сохранении догматики, ритуала и обрядности. Эти принципиальные вопросы являются предметом дискуссий о роли религии в истории цивилизации, в развитии национального самосознания, в формировании нравственных ценностей и об использовании религии в политических целях. Некоторые авторы рассматривали ислам как нечто архаическое, уходящее в прошлое, не влияющее непосредственно на непрерывно изменяющуюся жизнь. При этом вспоминали Г. Гегеля, который в ти- время утверждал, что ислам будто бы уже давно сошел со всемирной исторической арены и вновь возвратился к восточному покою и неподвижности.

Ислам встретил XXI в. как одно из направлений человеческой цивилизации, как система воззрений и политической практики, материальной и духовной культуры. Сегодня ислам представляет собой одну из наиболее влиятельных мировых религий, занимая по количеству последователей второе место после христианства. Общая численность мусульман в мире давно уже превысила 1 млрд. Зона распространения ислама охватывает все обжитые континенты -- его общины существуют более чем в 120 государствах. И хотя "исламский бум", по всей вероятности, завершился, тенденция к повышению роли религии в общественно-политической жизни стран зоны распространения ислама и в международных отношениях в последние годы сохранилась. Это связано как со спецификой социально-экономического и политического развития восточных сообществ, так и особенностями самого вероучения. Согласно концепциям некоторых европейских и американских ученых, причины усиления роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народом следующие:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно, но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете сил, играя активную роль в современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, про является в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость объясняется также отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет, как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам является образом жизни, всецело определяющим мировоззрение и поведение людей.

4. Простота и доступность ислама. Простота этой религии проявляется в ее догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнан колониальной политикой и т. д. По мнению многих исследователей, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее время в Африке и других местах. ч

5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов против колониализма за свое национальное освобождение.

6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народи и особом положении ислама в сравнении с другими религиями.

7. Аутентичность ислама личности мусульманина. По мнению западных исламоведов, аутентичность -- это полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Люди, сформированные исламом, составляют единую общность -- "умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламистские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.

Резкое возрастание политической роли ислама, усиление международного влияния исламских движений, тем не менее, не принесли спокойствия в политическую жизнь мусульманских государств. В последив годы возрастает напряженность как в отношениях между мусульманскими и христианскими общинами, так и между мусульманскими общинами различных толков и даже между политическими группировки в пределах одной и той же общины. Наиболее ярким примером уфиисламской вражды на межгосударственном уровне стала ирано-иракская война, на национальном -- ливанский конфликт, где линия конфронтации прошла не только между христианами и мусульманами, но и между различными исламскими силами. Именно Ливан демонстрирует, как далеко может зайти отчужденность между представителями различных религиозных общин, если их политические исповедуют крайние взгляды, а стремление к компромиссу отсутствует. И сегодня трудно представить себе, как ливанские конфессиональные общины смогут снова свободно сосуществовать в том случае, если вмешательство внешних сил будет прекращено и кровопролитный конфликт будет остановлен.

Ислам и мусульманская культура -- часть общечеловеческой цивилизации, весомый элемент духовного потенциала миллионов людей. От того, в каком направлении, как будет развиваться мусульманский мир, в немалой степени будет зависеть будущее мирового сообщества и, конечно, непосредственно ислама.