logo
Ислам: история появления, распространение его на территории России

2.3 Мусульманские страны в России после распада Золотой Орды (1430-1783 гг.)

К середине XV века Золотая Орда распалась на десяток самостоятельных ханств; её центральная часть -- Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века и образовались следующие ханства:.

Казанское ханство (1438-1552 гг.) - Среднее Поволжье (Россия);

Астраханское ханство (1459-1556 гг.) - Нижнее Поволжье (Россия);

Сибирское ханство (XV-XVI века) - Западная Сибирь (Россия);

Крымское ханство (1443-1783 гг.) - Краснодарский край (Россия).

Большая Орда, считавшая себя правопреемником Золотой Орды, претендовала на суверенитет над Московским государством. Традиционно концом последних следов вассальной зависимости считается Стояние на Угре - 1480 год, вскоре после которого Большая Орда была разгромлена Крымским ханством и утратила самостоятельность.

С конца XV века начинаются попытки московских великих князей установить контроль над Казанью. После взятия Казани князьями Владимиром Старицким и Александром Горбатым-Суздальским и последовавшего насильственного крещения тысяч казанцев Иваном Грозным булгарам была оставлена вторая столица (совр. Уфа). В 1552 году Иван IV Грозный покорил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно и другие исламские государства были присоединены к православной царской Руси и России военным путём.

к. XVI - XVIII вв.

В царском указе 1681 г. Ивана V, отношение к магометанству меняется в связи с принятием доктрины православного государства. В XVII - XVIII вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман. Утверждаются мусульманские праздники, мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть).

Татары-мусульмане участвовали в освобождении России от поляков в 1612 г. Семь татарских мурз подписали грамоту об избрании на престол Михаила Романова, поддержав, таким образом, идею единого Российского государства. В 1716 г. по повелению Петра I был сделан русский перевод Корана. В 1722 г. появилось первое в России научное исследование по Исламу Дмитрия Кантемира.

Центральное Духовное Управление мусульман России образовано в 1788 году Высочайшим Указом Императрицы Екатерины II как Оренбургское магометанское духовное собрание. Оно должно было осуществлять контроль над духовной жизнью всех российских мусульман, началось встраивание духовных лиц Ислама в сословную структуру империи. В конце XVIIIв. берет свое начало особый период территориального роста России. Главным его содержанием стало включение в состав государства огромных территорий, заселенных преимущественно мусульманами. Юрисдикция ОМДС с тех пор ограничилась внутренними областями, а для окраин стали создаваться свои органы управления духовными делами новых мусульманских подданных империи. Общий надзор за жизнью российских мусульман осуществлял Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, который в своей деятельности был обязан придерживаться «принципа полной терпимости, насколько такая терпимость может согласовываться с интересами государственного порядка».

Последним регионом с преобладающим мусульманским населением, вошедшим в состав России, был Туркестанский край, включавший в себя часть казахской степи и среднеазиатские ханства. Безусловно, политика империи в отношении Ислама во внутренней России значительно отличалась от окраин. Тем не менее, представляется полезным остановиться на ее основных принципах и динамике в Центральноазиатском регионе.

Заключение

ислам мусульманский россия орда

Сегодня в России роль конфессионального фактора значительно возросла, он составляет основу различных уровней идентификационных процессов. На личностном, этническом, социальном отношении идентичность связывается с религиозным вероисповеданием как важнейшим компонентом культуры. В разных слоях российского общества, наблюдается тенденция идентифицирования себя с представителями разных этносов и верований, с теми или иными религиозными культурами. Следует выделить существенное свойство религиозного фактора, которое используется в достижении мира в обществе, диалога культур, сохранении целостности государства.

Традиционный ислам и сопряженная с ним культура содержат созидательные и культуротворческие возможности для осуществления религиозной, политической, культурной стабильности в России. Они способствуют утверждению общероссийских цивилизационно-культурных ценностей, обладают потенциями для противодействия радикалистско-экстремистским проявлениям. Важнейшим фактором противодействия радикализму и экстремизму, например на Северном Кавказе, является суфийский ислам, имеющий свою специфику, основанную на местных этнокультурных традициях. Его духовное и материально-культурное возрождение и развитие следует рассматривать как важнейший фактор религиозно-политической стабилизации на Юге России.

Признанием стабилизирующей роли мусульманской культуры России является открытие исламских университетов для подготовки мусульманского духовенства на основе традиционного ислама, прошедшего длительный путь адаптации к местным социокультурным реалиям. В этой связи принципиально важна поддержка мусульманской культуры властью и обществом, что упрочит позиции традиционного мусульманского духовенства, противодействующего радикалистским и экстремистским проявлениям среди мусульман России. Усиление позиций традиционной мусульманской культуры России в современных модернизационных трансформациях важно не только для сохранения межконфессионального диалога, но и для его углубления. Это в конечном итоге позволит сформировать в нашей стране общество, более совершенное в толерантном отношении.

Список литературы

1. «Медина аль-Ислам»

2. «Ислам минбаре»

3. Э.С.Кульпин "Золотая Орда. Проблемы генезиса Российского государства"

4. Боровиков С. Е., Казанцев Е. Д., Переслегин С. Б., Рахимов К. К., Собянин А. Д. Место коридора «Север - Юг» в системе транспортных коридоров Евразии: формирование индийскоиранско-российского пространства экономического сотрудничества

5. Боровиков С. Е., Казанцев Е. Д., Переслегин С. Б., Рахимов К. К., Собянин А.Д., Громыко А. А. Россия и Иран: новая реальность. Создание геополитического союза в Евразии вполне возможно // Независимая газета. 26.06.1998.

6. В.В.Похлебкин ТАТАРЫ И РУСЬ. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в 1238-1598 гг.

7. Крамаровский М.Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия

8. БСЭ: Золотая Орда, Волжская Булгария.

Электронные источники:

1. www.russia-islamicworld.ru

2. www.islam.ru

3. www.medina.su

4. www.IslamRF.ru

5. www.islamdag.ru

6. www.islam-yurt.narod.ru