РАСШИФРОВКА ДРЕВНИХ ПИСЬМЁН
В 1998г. илийский памятник посетил директор Культурного Центра при посольстве Индии в Казахстане д-р Фунчок Стобдан, буддист, знаток буддийской философии и истории. По материалам его исследований 26 ноября 1999 года в Мемориальном доме-музее М.Ауэзова состоялся вечер «Илийские письмена - мост через века».
В своём выступлении г-н Стобдан охарактеризовал илийские изображения Будд как «шедевр центрально-азиатских народов, которые открыто…признавали буддизм», появившийся в Семиречье с развитием торговли и Великого Шёлкового пути, по которому шли паломники, путешественники, купцы, завоеватели и святые.
Г-н Стобдан так расшифровал символику трёх центральных изображений: в самом центре - это Ченраиси, или Будда Авалокитешвара, Будда Сострадания. У него самый проницательный взгляд и сострадательные глаза. Он рассматривается как духовный сын Небесного Будды Амитаба или Безграничного Света и Облик Его имеет метафизический смысл. Ченраиси - одно из бесчисленных форм изображений Будды, которые существуют в земных, небесных и метафизических мирах. Обычно Авалокитешвару изображают со множеством рук - от четырёх до тысячи. На реке Или - четырёхрукий Авалокитешвара в облике принца, носящего тринадцать украшений. Он сидит в позе Будды. Его передняя пара рук сложена в жесте посвящения, верхняя рука держит хрустальную гирлянду, а другая - цветок лотоса на длинном стебле, который раскрывается на уровне его уха. Внизу написано по-тибетски: «Я восхваляю Будду Всепростителя».
Слева от Будды Сострадания изображён Будда Шакьямуни в самый значительный момент его жизни - достижение Просветления под «Древом Мудрости». Символизм изображения показывает Будду как человека совершенной формы и красоты. Его лицо, обычно арийского типа, имеет спокойное и доброе выражение. Его волосы завиваются в кольца, одежда простая, без украшений, правое плечо оголено. Он изображён сидящим в основании цветка лотоса, причём правая рука касается земли, что известно как «Поза Свидетеля». Левая рука - на колене и в ней он держит чашу для подаяния. Это самая распространённая форма изображения сидящего Будды в Бирме и Шри Ланке. Под ним тибетская надпись: «Я восхваляю Будду Шакьямуни».
Третье изображение - Будда Манла, Будда Верховной Медицины, Будда Исцеляющий. В Тибете он широко известен как Король Бериллового Света. В Японии его хорошо знают как Бога Бинзуру или Бидурия (Берилл). То, что Манла является Буддой, символизирует его одежда и поза. Его лицо и тело - цвета индиго. Его правая рука находится в положении «Дара Лучшей Награды», что означает милосердие и он держит в ладони золотой фрукт арура с длинным стеблем. Его левая рука находится в медитативной позе, держа чашу для подаяния из бериллового камня. Под изображением тибетский текст: «Я восхваляю Будду Манла».
Кроме изображений Будд, на отдельных осколках скал имеются тексты известных буддийских мантр, главным образом, шести священных слогов Ом-ма-ни-пад-ме-хум, написанных на тибетском, пали, уйгурском, монгольском языках и, возможно, на манчжурском языке. Шестизначная формула «Ом-ма-ни-пад-мэ-хум», по мнению исследователя, имеет значение заклинания и свойство «охранительной формулы», используемой у ламаистов.
К западу от основной композиции из трёх Будд, через 15 метров, на камне выбит четвёртый бурхан. Это Лу-ван, почитаемый как хранитель освящаемого им места. В монгольских мифах он «могущественный хан драконов» с синим телом и белым лицом. Лу-ван вылупился из змеиного яйца в виде дракона и был возведён богами в ранг управляющего всеми водами на земле и ханом 77 водных царств, подданные которых родились от него, а затем заселили все озёра, ручьи, колодцы и другие водоёмы. Над его головой изображаются «драгоценные змеи» в разном количестве.
Изображение пятого бурхана находится на расстоянии 26,5 метров к юго-западу от центрального камня. Это Митюкба (Невозмутимый), или Акшобхья. Его отличительным признаком является изображение ваджры на левой ладони. С правой стороны от изображения начертан текст, содержащий молитвенные заклинания, посвящённые этому персонажу и охранительные формулы.
О датировке возникновения илийского памятника у его исследователей больших разногласий нет.
Некоторые учёные склоняются к джунгарскому происхождению святилища. Это было высказано А. Маргуланом, а создание всего комплекса было им датировано 17 - 18 веками.
С. Потапов предположил наиболее вероятным возникновения комплекса в середине 17 века, в период перемирия казахского хана Жангира и джунгарского правителя Эрдени Батура Хунтайджи в 1646-1654 гг., когда были восстановлены проходы караванов через территории Семиречья.
Зарубежный специалист по буддизму Ж.М. Деом предложил датировать возникновение святилища 1710 годом.
По мнению Ф. Стобдана илийские изображения и надписи принадлежат к периоду после 10 или после 11 века. Возможно, эти изображения были созданы уйгурами из Хотана, которые распространяли тибетскую версию буддизма до принятия ими ислама в 10-11 веках. Также Ф. Стобдан не исключает более поздний вариант - монголы, калмыки или киргизы, среди которых распространился буддизм в 16 веке
Вполне возможно, что авторами изображений были также калмыкские монахи, мигрировавшие в центральную часть России через реку Или. О роли буддизма в формировании культурного пространства Азии замечательно сказано Ю.Н. Рерихом в одной из его статей: «Несмотря на удивительное разнообразие народов, языков и религий, сложившихся в Азии, внимательный наблюдатель может заметить определённый культурный субстрат, доживший до наших дней и общий для большей части Азии. Это культурное единство было, вероятно, более выраженным в эпоху до 10 в. н.э., и оно обязано своим существованием буддизму. Именно буддизм с самого своего возникновения перешагнул национальные и политические преграды и первым стал проповедовать единство человечества независимо от национальности. Во многих странах, куда в своё время проник буддизм, он уступил место другим религиям, и само имя его было забыто, но его культурное наследие сохранилось, хотя зачастую и в новом облачении. Повсюду, куда бы не проникал буддизм, он формировал духовную жизнь и характер народа, обогащал его литературу и искусство и давал ему определённое единство воззрений, что, вероятно, является одним из его высочайших достижений…. Никакие препятствия, ни природные, ни политические, не могли им помешать…»
Но эти изображения необходимо рассматривать и как произведения искусства, его особого вида, как уникальный след средневековой культуры многоликой Азии. В уверенной прорисовке линий чувствуется рука опытного мастера, прекрасно разбирающегося в буддийской символике, умеющего составить композицию, выдержать пропорции фигур и деталей. Видимо, немало почитаемых изображений этот странник оставил на своём пути, каждый раз создавая образы высших человеческих идеалов.
- 1.2. Из истории развития памятников.
- Ущ. Иссык 6) урочище Тамгалы
- 1. Предмет, цели и задачи курса "История Казахстана". Актуальные вопросы исторического развития Казахстана в книге н.А. Назарбаева "в потоке истории".
- Наскальные изображения урочища Тамгалы
- #G0на изучение недвижимого памятника истории и культуры
- 4. Казахстан в эпоху бронзы.
- Тема 3Древность на территории Казахстана
- Сбор данных о строительной истории памятника, свидетельств об утраченных элементах архитектуры: