logo
История возникновения предрассудков и стереотипов, связанных с исламом, в современном обществе

2. Психологические аспекты возникновения стереотипов

Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются процессы субъективной интерпретации индивидом мира, которая в повседневной жизни далеко не всегда основывается на научном знании. На уровне межгрупповых отношений изучаются два основных вида таких процессов. Во-первых, стереотипизация как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства. Во-вторых, социальная каузальная атрибуция, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности. Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы - упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений.

Стереотипы усваиваются в раннем детстве - обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта - и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология М., 2004. С. 280 Впервые термин "социальный стереотип" был употреблен в 1922 году У. Липпманом, американским журналистом и политологом, при анализе влияния имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Он считал, что стереотипы, во-первых, экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море информации и помогают сохранить высокую самооценку.

Необходимо четко определить разницу между стереотипом как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. Объективно полезной функцией стереотипизации со времен Липпмана считалось упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Также стереотипизация является средством когнитивной экономии, обеспечивающей индивидов максимумом информации при минимальном когнитивном усилии. Стереотипы не являются низшей формой представлений о социальной реальности, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие - более точные и индивидуализированные - представления. Наш мир неправдоподобно сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Исходя из этого, стереотипизацию они рассматривают как средство постижения социального значения информации. В качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать: межгрупповую дифференциацию, чаще всего оценочную в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной групповой идентичности. Иными словами, детерминанты содержательной стороны стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков этнические стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе - явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межэтнических отношений, основанных на господстве и подчинении.