История и структура англиканской церкви

контрольная работа

РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ

Английская корона начала ссориться с папством довольно рано. Достаточно припомнить столкновения Генриха I с Ансельмом, Генриха II с Фомой Бекетом, Иоанна Безземельного с Иннокентием III, чтобы понять всю остроту отношений между Римом и Англией уже в 12 в. Если первые усилия королей избавиться от влияния папства были безуспешными, то во многом это происходило по причине недостаточной поддержки монархов подданными, среди которых не было единства до XIII века, когда на историческую арену вместо англосаксов и норманнов выходит единая английская нация. Уже при Генрихе III (1216-72) эта нация успевает бросить несколько грозных предостережений по адресу Рима. Бароны и общины стараются охранить страну от иноземной эксплуатации. При Эдуарде I (1272-1307) эти усилия становятся очень энергичными. Страна теперь впервые решается не платить дани в 1000 марок и заявляет, что папские притеснения ни в каком случае нельзя терпеть. «Наибольшей силы противодействие достигает в полувековое правление Эдуарда III (1327-77), в период Столетней войны. Папы живут в Авиньоне, в сфере влияния смертельного врага Англии, и радеют о его интересах. Они высасывают из страны массу денег, распоряжаются английскими церковными должностями и зовут к своему суду англичан. Страна единодушно выражает свое возмущение в массе замечательных статутов» [2], короля теперь поддерживает парламент. С этой стороны Реформация в Англии была подготовлена превосходно и только в ничтожной степени довершила процесс разрыва с Римом.

для духовенства зависимость от далекого Рима была предпочтительней опеки светской власти и мирян. Притом в высшем слое духовенства было много лиц, присланных из-за границы. Иерархия всеми своими интересами тяготела к папе. Но чем ближе духовенство стояло к Риму, тем дальше оно отстояло от своей паствы. Неприязнь паствы питалась зрелищем зазорной жизни пастырей. Богатство и привилегии плодили распущенность. Особенно бросалось в глаза поведение монахов. На соборе 1437 г. в Лондоне столичному духовенству предъявлялись обвинения в том, что оно развлекается соколиной и псовой охотой, шатается по тавернам. Накануне Реформации дворяне одного графства жаловались, что духовенство отбивает у них жен и дочерей. За деньги священники получали право открыто содержать наложниц. В монастырях дело было еще хуже. Некоторые из них представляли подобие публичных домов. Настроение в XVI в. позволяло сторонникам преобразований делать с духовенством все, что им казалось необходимым, без всякой помехи со стороны общества.

Идеологическое и богословское обоснование претензий на независимость от Рима появляется при Эдуарде III в лице священника Джона Уиклифа (1324-1384). Его работа совпадает с наиболее оживленным моментом Столетней войны и с Авиньонским пленением пап, которых в Англии считали орудием в руках врагов-французов. Сначала Уиклиф только обличает папство и его систему. Но практические нападки церковно-политического характера скоро вывели его на путь новых богословских построений. Он отклоняет притязания папства уже потому, что не считает Петра князем апостолов. Папа это человек греха, преклонение перед ним есть detestanda idololatria (отвратительное идолопоклонство). Монашество - это оскорбление христианства; оно как бы хочет показать, что учение Христа недостаточно и несовершенно. Уиклиф ставит вопрос о реформе церкви во всех областях. Он последовательно приходит к мысли, что Священное Писание есть единственный источник религиозного знания. Отсюда его главная работа перевод Библии на английский язык. Для проведения своих идей в жизнь он создал новый орден - лоллардов. Эти проповедники были подчинены только велениям собственного усердия и убеждения. Они не имели определенного местопребывания. Всеобщее движение против папства, помогавшего Франции, давало им свободу действий. Обстоятельства, однако, скоро сложились иначе. Лолларды быстро эмансипировались от всякого контроля и главную массу своих слушателей находили среди притесняемого крестьянства. Резкость языка, презрение к авторитету и защита равенства скоро сделались их отличительными чертами. Они оказались замешанными в известном крестьянском восстании под предводительством Уота Тайлера. Это скомпрометировало их в глазах правительства и владетельных классов. Кроме того, прекращение Столетней войны и улучшение отношений с Римом погасили возбуждение в высших классах и сделали работу лоллардов непопулярной.

Новая волна антикатолического движения обусловлена проникновением идей континентальной Реформации. С 1527 начинается дело о разводе Генриха VIII (1509-1547) с Катариной и о женитьбе на Анне Болейн. Папа в этом деле должен был считаться с угрозами Карла V, родственника Катарины. Неподатливость папы раздражает Генриха. Охлаждение между короной и Римом развязывает руки противникам папы в стране. При поддержке нации король свергает власть папы, но в то же время удерживает старую вероисповедную позицию, даже полемизирует с Лютером. Так, в 1538 он перед протестантскими учеными защищает безбрачие духовенства, причащение под одним видом и т.п.

В 1530 запрещено приобретать в Риме хартии, причинявшие ущерб юрисдикции и королевским прерогативам в Англии. Статут следующего года отвергал значение интердиктов. Парламент 1532-1533 высказывает то же в решительной форме. В мае 1532 король получает в руки акт, направленный на подчинение духовенства. Духовенство обязуется не собираться в конвокацию без воли короля и, собравшись, не постановлять ничего неугодного короне. Все постановления прежних конвокаций подлежали пересмотру. 23 марта 1534 папа отлучил Генриха от церкви; 30 марта король утвердил статут, уничтожавший влияние папы на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября того же года парламент провозгласил короля единственным верховным земным главой английской церкви. В 1535 Томас Кромвель назначается генеральным викарием в церковных делах.

Одновременно шла борьба и с налоговым притеснением со стороны Рима. Статут 23-го года царствования (1531-1532) отменяет налог, уплачиваемый новопосвящаемыми прелатами. Сумма эта часто добывалась путем займа и в случае смерти епископа ложились бременем на его кредиторов. Статут 25-го года (1533-1534) уничтожил всякие вообще платежи в Рим. В 1534 Оксфордский университет решил, что Писание не дает римскому епископу никакой высшей власти над Англией. Апелляции в Рим отменялись. Дела по всем инстанциям должны были решаться дома: от архидиакона они поступали на рассмотрение суда епископского, а отсюда на решение суда архиепископского. Замещение высших церковных должностей и контроль над десятиной переходит к королю.

В 1535 началась ревизия-визитация церковных учреждений. Ревизорам была вручена инструкция, содержавшая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонять малые монастыри добровольно передавать королю свои владения. В случае отказа монастырям грозили разоблачения и предания суду. Некоторые монастыри уступили. В феврале 1536 отчет ревизоров был прочитан в парламенте, после чего был принят билль об уничтожении малых монастырей: всё их имущество поступало в распоряжение короны. Около 400 монастырей было уничтожено. Около 10 тыс. монахов оставили их стены. Затем дошла очередь до монастырей больших. В 1538 и 1539 они сдались добровольно, понимая бесцельность сопротивления. Монашество было главной опорой папства в стране. Скомпрометированное во время визитаций, оно в своем падении увлекло и папский авторитет [6, с. 77].

первая вероисповедная формула, принятая в Англиканской церкви, зафиксирована в т.н. «десяти статьях» 1536 года. Это смесь воззрений католичества и протестантизма. Составители признают источником христианского вероучения Библию, но наряду с ней допускают авторитет трёх символов веры и первых четырех Вселенских соборов. Они упоминают только о трёх таинствах, устраняют злоупотребления в иконопочитании, но не отвергают поклонение иконам, признают пост, молитву за усопших, почитание святых, говорят, что хлеб и вино суть истинное тело и кровь Христовы. В 1537 появляется «Наставление христианина», конкретизирующее положения «10 статей». В 1539 парламент принимает документ, названный «6 статей». Здесь говорится, что в евхаристии присутствует, под видом хлеба и вина, тело и кровь Спасителя, что причащение под обоими видами не необходимо, что священники должны быть безбрачными и пр. Это поворот к католицизму. В 1543 было обнародовано «учение, необходимое для каждого христианина», где делается шаг в сторону католицизма.

При сыне Генриха Эдуарде VI (1547-1553) преобразование догматики и богослужения набрало новые обороты. В 1549 была выпущена «Книга общих молитвословий» (плод труда, в основном, архиепископа Томаса Кранмера), пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и 1872, и теперь являющаяся в Англиканской церкви служебником, в который введена и догматика. догматические вопросы изложены в ней недостаточно ясно и определенно, скорее предполагаются решенными, чем решаются. Систематическим изложением воззрений реформированной церкви явились в 1552 году «42 статьи», провозгласившие, среди прочего, что: учение Св. Писания достаточно для спасения; Никейский, Афанасиев и Апостольский символы веры должны быть признаны, потому что могут быть во всём их содержании доказаны из Св. Писания; учение о сверхдолжных делах нечестиво; вселенские соборы могут погрешать и погрешали; из таинств признавать должно только крещение и вечерю Господню; пресуществление не может быть доказано из Св. Писания; епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными и т.д. В основе этих статей лежит Аугсбургское исповедание веры.

Обнародование этих двух документов вызвало сильную католическую оппозицию в стране, приведшую к восстанию. Мария Тюдор (1553-1558), опираясь на значительные католические силы в стране, решила вернуть Англию к католичеству. В 1554 туда прибыл папский легат. С 1555 по 1558 шли репрессии против протестантов. Но уже Елизавета I (1558-1603) отказалась от возрождения католичества в Англии, выбрала средний путь между стремлениями крайних протестантов и католиков. Пересмотренная «Книга общих молитвословий» была введена Актом о единообразии в июле 1559. Затем были подвергнуты пересмотру «42 статьи».

В XVII в. протестантизм получает в Англии окончательное преобладание. В делах церковных король являлся самодержавным повелителем. Между тем в области светского управления он был ограничен парламентом. Отсюда желание королей управлять государством так же, как они правили церковью. Это стремление поддерживалось епископатом. При Иакове I (1603-1625) и Карле I (1625-1649) идут постоянные распри между короной и парламентом по налоговым вопросам. Попытка Карла I ввести в Шотландии епископальную церковь вызвала вооруженное восстание. Английский парламент, созванный после 11-летнего перерыва в 1640, вместо помощи королю предъявил ему ряд обвинений, а после роспуска уступил место Долгому парламенту, ставшему орудием борьбы против абсолютизма и епископализма. Со вступлением на престол Вильгельма III (1688-1702) Англиканская епископальная церковь снова возвращает себе господствующее положение, но сфера её влияния постепенно суживается. В мае 1689 акт терпимости установил, что диссентеры, давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежать наказаниям, установленным при Елизавете (1592). Льгота, предоставленная диссентерам (просвитериане, индепенденты, баптисты, квакеры), состояла в освобождении их от епископальной системы и в предоставлении им права устанавливать богослужение и организовываться по своей воле. В вероисповедных воззрениях они были связаны символическими книгами господствующей церкви. Они также обязаны были платить все сборы в пользу господствующей церкви и исполнять бесплатные приходские должности, сами или через заместителей. За это они пользовались правом требовать от духовенства совершения таких актов, как крещение, погребение, венчание. Наряду с этим диссентеры были лишены права вступать в парламент, занимать государственные и общественные должности, поступать в университеты и т.д. В Шотландии церковь пресвитерианская стала господствующей, а церковь епископальная только терпимою. В 1791 было дозволено отправление богослужения католикам. Терпимость, таким образом, была распространена на всех нонконформистов. Наконец, в 1828 и 1829 годах диссентеры протестанты и католики были допущены на государственную службу, в 1868 диссентеры были освобождены от налога в пользу Англиканской церкви, а в 1871 для них были открыты университеты. Таким образом, Англиканская церковь, добившись доминирования на территории Великобритании, со временем ввела принцип толерантности в свои отношения с адептами других церквей, в том числе - католической.

Делись добром ;)