5.1.1 Отношение к рабству
Принявший ислам -- часто освобождался от рабства. Отпуск рабов на волю рассматривается как богоугодное дело. Мусульман мог отпустить верующих рабов на свободу в качестве наказания за свои проступки. При этом он должен был наделить их письменной отпускной грамотой, также выдать часть своего имущества. Мухаммед не отменял рабство, но старался смягчить напряженность в обществе и привлекал к исламу невольников.
В позднейшее время в ряде мусульманских стран все же процветала работорговля (так же как это имело место в Европе и её колониях) -- лидировала Османская Империя XV-XIX веков. В средние века в мусульманских странах сложилась такая же феодальная система, как и в Европе, разве что с меньшей долей политической раздробленности, а вследствие этого в реалиях существовало и рабство и различные формы крестьянской зависимости. Однако, как вышесказано, если раб принимал ислам его освобождали. В средневековой Восточной Африке даже сложился развитый литературный мусульманский язык африканцев -- суахили -- от арабского sahil -- берег, этот язык образовался из различных диалектов и языков банту, но с арабскими культурными терминами и арабским письмом, в качестве языка прибрежных жителей-африканцев, значительная часть которых первоначальна была вольноотпущенниками, принявшими ислам во время рабства и возвратившимися на родину после освобождения.Поныне, однако, в Судане и в особенности в Мавритании, которая последней в XX веке его отменила, сохраняются пережитки рабства, однако эти явления не только несогласны с нормами ислама, но прямо им противоречат. Практика гаремов с эпохи Арабского Халифата и наложницы, содержащиеся в них -- также давали повод говорить о рабстве, тем боле, что в Османской Турции до конца XIX века были «девичьи» рынки, где продавали девушек в наложницы не только в гарем Османского султана, но и ряда его вельмож. Однако, согласно исламу, количество жен ограничивается четырьмя.
Например, авторитетнейший в шиитской среде Великий аятолла Макарем Ширази писал, что «Ислам упразднил рабство, но сделал это не сразу, а постепенно, на что были причины. С момента своего возникновения ислам предоставил в распоряжение мусульман чёткую и последовательную программу для отмены рабства и постепенного освобождения всех рабов. Эта программа разработана таким образом, что её претворение в жизнь не вызовет никаких негативных последствий в обществе».
- Введение
- 1. История ислама
- 1.1 Предпосылки возникновения
- 1.2 Проповедь Мухаммеда
- 1.3 Распространение ислама
- 2. Учение
- 2.1 Аллах
- 2.1.1 Сущность Аллаха
- 2.2 Коран
- 2.3 Мухаммед
- 2.4 Столпы веры
- 3. Столпы ислама
- 4. Ислам как образ жизни
- 4.1 Личность
- 4.2 Семья
- 4.3 Мораль
- 4.4 Взаимоотношения между людьми
- 4.4.1 Люди Писания
- 4.5 Мечеть
- 5. Исламское право
- 5.1 Теория равенства
- 5.1.1 Отношение к рабству
- 6. Различные течения в исламе
- 7. Символ ислама
- 8. Исламская философия
- 9. Ислам и наука
- 10. Критика ислама