История ислама: от истоков к современной трансформации

курсовая работа

Введение

В каждом регионе страны процесс религиозного ренессанса имел свои особенности, при этом наиболее острые формы он приоб-рел на Северном Кавказе, и, главным образом в части, касающейся ислама. Традиционно основу мусульманских объединений на Северном Кавказе составляют суфийские мюридские братства (тарикаты), представляющие собой мистико-религиозные объединения суннитского ислама. В настоящее время по приблизительным оценкам на Северном Кавказе существует около 300 тарикатистских братств и орденов, возглавляемых старейшинами. Мюридские братства весьма органично вписываются в существующую у коренных народов Северного Кавказа структуру социальной организации народов - роды, тейпы, тукхумы, а официальное мусульманское духовенство находит-ся пол сильным влиянием тарикатов [1, С. 24].

Одним из первых существенных результатов перемен стало разделение некогда единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУMCK) на «национальные» духовные управления (аварское, даргинское, ингушское, карачаевское, лезгинское и т.д.). В итоге авторитет официального мусульманского духовенства существенно снизился. В условиях отсутствия подготовленных и авторитетных проповедников в руководящие звенья религиозных общин стали все чаще проникать экстремистские элементы - носители национал - сепаратистской идеологии, подчас имеющие весьма смутные представления о религиозной догматике и не отличающееся безупречной репутацией.

Одновременно произошла резкая активизация процесса рас-пространения в регионе фундаменталистского ислама, получившего известность как ваххабизм. Ваххабиты, как и подобает последовате-лям этого учения, заняли жесткую позицию в отношении сторонни-ков тарикатизма, обвиняя представителей духовенства в отходе от канонов ислама и оттесняя их от руководства общинами всеми воз-можными мерами, вплоть до физического уничтожения, как это име-ло место в случае с дагестанским муфтием С.Абубакаровым. При этом нельзя не отметить, что в условиях крушения традиционного уклада жизни кавказских народов идеология ваххабизма, категориче-ски осуждающая такие получившие угрожающее распространение явления, как наркомания, пьянство, прелюбодеяние, была восприня-та частью населения как некая спасительная жизненная философия.

И, наконец, далеко не последнюю роль в формировании ны-нешней, религиозной ситуации на Северном Кавказе сыграли зару-бежные исламские центры и организации, в подавляющем большин-стве стоящие на позициях отторжения Северного Кавказа, равно как и других регионов традиционного распространения ислама, от России. Пристальный интерес со стороны ряда зарубежных государств к действующим на территории России исламским объединениям стал явно проявляться с середины 90-х годов. Активные контакты с лиде-рами общин поддерживались как сотрудниками посольств государств Ближнего и Среднего Востока, так и представителями всевозможных фондов типа «Аль-Ибрагим» и «Аль-Игаса». При этом главное вни-мание уделялось поддержке организаций фундаменталистского тол-ка [27, С. 31].

Непосредственная помощь ваххабитским организациям Север-ного Кавказа оказывается через расположенные в регионе филиалы зарубежных исламских центров, в том числе таких, как «Рабитат уль-алям», «Саар Фаундейшн», «Тайнибат Уль-Хайрия», «Ибрагим Уль-Хайрия» и т.д. Массовый характер приобрело привлечение молодежи из республик региона на учебу в учебные заведения и центры стран Ближнего Востока, где зачастую наряду с богословием юноши обучались методам проведения диверсионных и террористических акций.

Реакцией на указанные вызовы стало принятие органами власти субъектов Федерации ряда документов, направленных на со-здание правовых ограничений на пути распространения религиозного экстремизма в Северо-Кавказском регионе. Так, Народным собрани-ем Дагестана был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экс-тремистской деятельности на территории Республики Дагестан», парламентом Кабардино-Балкарии - Закон «О запрете экстремист-ской религиозной деятельности и ответственности за правонаруше-ния, связанные с осуществлением религиозной деятельности». В Ка-рачаево-Черкесии действует Закон «О противодействии политиче-скому и религиозному экстремизму», в Адыгее - «О свободе совести и религиозных объединениях», в Ингушетии - Закон «О регулирова-нии некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия», а также ряд постановлений правительства по этому вопросу. Губернатором Ставропольского края издано поста-новление «О мерах по противодействию политическому, националь-ному и религиозному экстремизму на территории Ставропольского края» [3, С. 46].

Этнополитическая ситуация в России имеет весьма характерный аспект: почти во всех происходящих конфликтах одна из сторон относится к исламскому массиву. Последние события в Дагестане и Чечне, Беслане и Нальчике высветили принципиально новую особенность - Россия столкнулась с исламским миром на уровне борьбы с терроризмом в виде Северокавказского ваххабизма как разновидности исламского радикализма.

О сущности ислама и его течениях (в том числе и радикальных) писали многие ученые, обществоведы, политологи. Начиная с 90-х годов, данные проблемы нашли отражение в трудах Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Л.М. Дробышевой, А.Г. Здравомыслова, К.В. Калининой, Л.Т. Тавадова. Вопросы отношений народов, населяющих Кавказ, рассмотрены в работах Л.Н. Гумилева «Древняя Русь и Великая степь», «Тысячелетие вокруг Каспия», «Древние Тюрки», В.А. Тишкова «О природе этнического конфликта», Е.А. Беляева «Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье», Л.И. Климович «Книги о Коране, его происхождении». Проблемы современных религиозных течений и многие другие насущные вопросы определили актуальность данного исследования.

При выполнении работы использованы историко-сравнительный и структурно-функциональный методы, социологические методы.

Объектом данного исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.

Предметом исследования является процесс трансформации ислама.

Цель исследования - доказать, что именно политизация ислама и ваххабизма, стремление политических элит национального толка применять в политике исламский фактор приводит к радикализму в исламе, превращению религиозного ваххабизма в политический экстремизм.

Задачи исследования:

· проследить историю становления ислама;

· дать анализ причин распространения ислама и превращения его в мировую религию;

· изучить становление направлений в исламе, их особенностей,

· дать определение сущности ваххабизма;

· рассмотреть процесс радикализации ваххабизма на Северном Кавказе.

Данная работа может быть использована на уроках религоведения, обществознания, для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Делись добром ;)