История развития свободомыслия и атеизма

реферат

2.1. Древнегреческое свободомыслие и атеизм.

Древнегреческий атеизм, возникший в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий, не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит, Эпикур и их римский после-дователь Лукреций, дающие немало оснований для того, чтобы считать их атеистами, связаны между собой не столько особым пониманием богов и отрицательным отношением к религиозному культу, сколько общностью атомистических представлений о при-роде. В эпоху классики и эллинизма учения атеизма возникают и исчезают на фоне постепенно разрушающейся античной мифологии, соперничества религии и культуры, знакомства с иными религиями и чужеземными культами. Значительная роль в об-мирщении религии и мифологии принадлежит поэзии, которая перевела античную мифологию на язык худо-жественной литературы и театра, смеша-ла ее с вымыслом и стала изображать жизнь богов по аналогии с жизнью людей.

Однако особенностью греческого, а затем и римского атеизма становится связь с филосо-фией; именно на этой почве «без-божие» превращается в «мировоззрение» с притязаниями на теорети-ческое обоснование и истину; здесь в общих чертах складывается тип фи-лософского неверия со всеми возмож-ными подходами, точками зрения и обоснованиями, которые, несмотря на принципиальные различия между язычеством и христианством, будут характерными и для последующей истории атеизма в Европе. При этом в Гре-ции философов, вообще отвергав-ших существование богов (т. е. ате-истов в современном смысле этого слова), было мало; об этом говорит «список атеистов», составленный автором трактата «Об учениях философов» Клитомахом.

Атеизм (от греческого отвер-гающий богов, лишенный Божества, безбожник), отрицание Бога, безбо-жие. Историческими примерами древнегреческого понимания атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смерт-ной казни за «введение других бо-гов», изгнание Анаксагора, обвинен-ного в «безбожии», бегство из Афин Аристотеля, опасавшегося быть привлеченным к суду, и другие много-численные случаи преследования за действительные или мнимые рас-хождения с узаконенным почита-нием богов. Хотя невозможно утверж-дать, что античная философия со сложившимися в ней умозрительными способами обсуждения проб-лем, в том числе касающихся богов или бога, с необходимостью вела к тео-ретическому «атеизму», тем не менее, оче-видно, что античные философские учения, несмотря на их существен-ные различия -- от понимания богов как явления «космической жизни» у Демокрита, Эпикура и Лукреция до близких к моно-теизму Сократа, Платона, Аристо-теля, Плотина,-- скорее расшатывали традиционную религию и мифологию, чем укрепляли ее.

Однако не все античные фи-лософы выглядели в глазах совре-менников противниками народной религии, в своем большинстве они не отвергали культ -- основу греческой и римской религии, и потому уже не считались «нечестивыми» и «атеистами». Блаженный Августин даже утверждал, что «муд-рецы их, так называемые философы, школы имели различные, а храмы чтили общие».

Делись добром ;)