logo
История ранней Церкви

2.3 От церкви гонимой к церкви имперской

Этот третий, последний рассматриваемый в данной работе период, так же трудно четко выделить во времени. Бесспорно, он связан со временем появления на политической арене такой яркой личности, как Константин I (Великий), но корни подготавливающие эти перемены можно проследить гораздо ранее, в конце II и III веках. Тем не менее, невозможно не признавать значительную роль императора Константина в рассматриваемых событиях и следует уделить этой личности немного внимания.

Константин был сыном Констанция Хлора кесаря при августе Диоклетиане и начал своё восхождение к власти в эпоху тяжёлых междоусобиц и гражданских войн, развязанную Галерием, вторым августом, свергнувшим Диоклетиана. Трудно сказать, почему Константин начал покровительствовать христианам и проследить истоки его расположения к христианству вообще. Вероятно, вначале это просто было демонстрацией неприятия любых взглядов его основных противников, - Диоклетиана и Галерия, - ревностных гонителей христиан. Но наиболее известна в истории версия, по которой перед решающей битвой за Рим у Мильвиева моста Константин получил откровение во сне в виде христианского символа, который поможет ему победить. Он приказал воинам поместить на щитах и штандарте символ в виде греческих букв «хи» и «ро», первых двух букв имени Христос и действительно одержал победу. Со временем христиане стали рассматривать этот эпизод, как поворотный момент в обращении Константина, но и после этого события Константин продолжал поклоняться Непобедимому Солнцу. На самом деле обращение Константина было долгим процессом и крещение он принял только на смертном одре. При этом всю жизнь он занимал пост языческого первосвященника и по смерти был причислен к языческим богам. Поэтому ошибочно также распространённое мнение, что якобы Константин издавал особые указы, в которых обязал насильно креститься всех граждан империи. Неправомерно также считать, что он использовал христианство в своих политических целях. В этом плане от христиан ему было мало пользы, они отказывались от военной службы и на могли усилить его армию, да и все влиятельные должности в то время занимали язычники. Скорее всего Константин действительно принял Христа, но принял его по своему, как божество содействующее ему. Это не мешало ему продолжать поклоняться и Непобедимому Солнцу, а может он и отождествил их. В любом случае, он, как натура властная, не искал наставников среди епископов, а сам почитал себя «епископом епископов». Кульминацией чего явился собор всех епископов в Никее по созыву императора в 325 году, на котором он сам и председательствовал.

В плане данной работы, интереснее исследовать вопрос, почему епископы Церкви пошли на это, чем формально подтвердили право духовной власти, тогда ещё даже не крестившегося Константина. Это не могло случиться вдруг и этому должны предшествовать какие-то предпосылки. И они конечно были.

В частности, усиление авторитета епископства, установление апостольской преемственности, как необходимое средство борьбы против ересей, имело и свою отрицательную сторону. Не все епископы выдержали испытание «медными трубами», между ними стали появляться разногласия, споры и даже конфликты. Римская церковь, на основании своей преемственности от апостола Петра, хотя на самом деле здесь скорее проявились обычные амбиции столичного города, постепенно стала считаться главной, и епископы Рима взяли на себя роль старшинства. Да и между ними часто не было согласия, что приводило к расколу, и дважды в Риме одновременно управляли два противостоящих епископа. А Марцеллин (296--304) заимствовал этот титул с Востока и первый из римских епископов стал называть себя папой, греческим словом «pappas» - «отец», «батюшка», чем заложил основы папства. (5) В общем, к этому времени отношения внутри Церкви были уже не настолько «братскими», как в самом начале.

Несмотря на то, что мы условились в данной работе не касаться отдельно темы гонений, период гонений при императоре Деции (249-251 гг.) хотелось бы выделить особо. Дело в том, что характер и последствия гонений при Деции существенно отличались от предыдущих. Во исполнение императорского указа каждый должен был принести жертву богам и воскурить фимиам перед бюстом императора. Тем, кто подчинялся этому требованию, выдавалось письменное свидетельство, удостоверявшее их лояльность. Те же, у кого не было такого свидетельства, считались людьми вне закона, не подчинившимися власти императора. Главной целью Деция было возрождение прежней славы Рима, а его упадок он связывал с отступлением от прежних богов. Поэтому для возрождения былой славы Рима необходимо возродить прежнюю религию. Императору нужны были не мученики, а отступники. Публичные казни христиан в прежние годы подвигли к вере многих, кто наблюдал за ними, и поэтому гонения фактически даже способствовали распространению христианства. Если же христиан не убивать, а принуждать к отречению, это будет способствовать достижению цели Деция по возрождению язычества. Христиане не были готовы к новому вызову. Поколения, жившие под постоянной угрозой гонений, отошли в прошлое, а новое поколение не было готово принять мученичество. Одни быстро подчинялись распоряжению императора, другие какое-то время проявляли стойкость, но затем, представ перед властями, соглашались принести требуемую жертву богам. Третьи, не совершая поклонения, приобретали свидетельства незаконно. Но немало было и тех, кто сохранял твёрдость и отказывался подчиниться императорскому эдикту.

Одним из результатов этих гонений стало появление в церкви нового почётного титула - «исповедник». До этого времени практически все арестованные и оставшиеся стойкими христиане были обречены на мученическую смерть. Те же, кто приносил жертву богам и императору, становились отступниками. В результате политики, проводившейся Децием, появились люди, оставшиеся твёрдыми в вере даже под самыми жестокими пытками. Тех, кто исповедовал веру при таких обстоятельствах, стали называть «исповедниками», и они пользовались высоким уважением у других христиан.

Несмотря на кратковременность, для Церкви гонения при Деции стали тяжёлым испытанием. Перед Церковью стал вопрос - что делать с «малодушными». Дело осложнялось несколькими фактами. Прежде всего, не все пали в одинаковой степени. Тех, кто сразу побежал приносить жертву, как только узнал об императорском указе, вряд ли можно было приравнять к тем, кто приобретал незаконные свидетельства или проявил временную слабость, а затем вновь заявил о своей вере и просил вернуть его в ряды Церкви, когда гонения еще продолжались. Учитывая высокий авторитет исповедников, многие полагали, что именно они должны определять, кого из малодушных можно вернуть в Церковь и как это надо делать. Это встретило сопротивление многих епископов, заявлявших, что только церковная иерархия имеет право восстанавливать в церкви. Появилась новая область конфликтов между исповедниками и епископами. Да и рядовые христиане стали чувствовать себя уже не так единодушно по возвращении в Церковь отступников.

В III веке среди обращённых становилось всё больше представителей аристократии. Константин, придя ко власти, стал назначать христиан на высокие государственные посты. Постепенно, привычки людей высшего класса стали распространяться и на проведение богослужений. Как уже отмечалось, ранние богослужения проводились относительно просто. Поначалу христиане собирались в частных домах, потом они стали собираться в римских катакомбах, у могил мучеников. К III веку появились специальные помещения для проведения богослужений. После же обращения Константина на христианских богослужениях появился отпечаток имперского величия. Фимиам, использовавшийся как знак уважения к императору, начал применяться и в христианских церквях. Священники, совершавшие богослужение до того времени в обычной одежде, теперь облачались в роскошные одеяния. Некоторые обрядовые действия, которые обычно совершались перед императором, стали частью христианского богослужения. Вошло в обычай начинать службу с шествия. Появились хоры, в значительной мере - для сопровождения этих шествий. В конечном счёте прихожане стали играть менее активную роль. Молитвенные дома преобразовывались в храмы, которые становились всё величественней, украшались мозаикой.

В общем, все эти многочисленные предпосылки привели к тому, что Церковь из гонимой превратилась в имперскую и вошла в ту временную стадию, которую историки называют эпохой Константина, и, в принципе, пребывает в этой эпохе и по сей день.

христианин церковь апостол