Источники формирования канонического права Римско-католической церкви

курсовая работа

Введение

"Да не преступаются правила отец, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирския…" Все нижеследующие канонические правила цит. по.: «Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец». Репринт. Издание ТСЛ, 1992.

(8-е прав. III Вселенского Собора)

"Единым законодателем <…> канонических актов является Римский понтифик в силу своего первенства"

(Предисловие к Кодексу канонического права Римско-католической Церкви)

Со времени, когда окончательно сложился канонический корпус Православной Церкви (издание "Номоканона Патриарха Фотия в XIV титулах" в 883 году), ни один новый канон не был в него добавлен и ни один не исключен, хотя церковное правотворчество на протяжении последующих столетий продолжало интенсивно развиваться.

Второе правило Трулльского Собора, подводя итог законодательной деятельности Вселенской Церкви первых веков и возводя его в канон на века последующие, увещевает, "…чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и нерушимы пребывали приятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданные, именем святых и славных апостолов осмьдесят пять правил".

Список следующих далее канонов, посланий и имен святых отцов, правила которых тоже стали неотъемлемой частью общецерковного законодательства, завершается предостережением: "Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти или отменяти, или, кроме предложенных правил приимати другия, с подложными надписаниями составленныя некими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною". И далее: "Аще же кто обличен будет яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратити; таковый будет повинен".

Отцы VII Вселенского Собора, ссылаясь на это правило, в своем первом каноне постановили: "Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостол, святых труб Духа, и от шести Святых Вселенских Соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отцев наших. Ибо все они, от единаго и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили".

Об особом месте канонов в Предании Церкви говорит и то обстоятельство, что тот же VII Вселенский Собор в правиле, посвященном образовательному цензу кандидатов во епископы, поставил их рядом со Священным Писанием: "Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священные правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание".

Примеров столь благоговейного и бережного отношения Церкви к своему правовому своду, еще в глубокой древности сформировавшемуся раз и навсегда и с тех пор практически никогда не подвергавшемуся ревизии, можно привести множество. И вызвано оно, несомненно, тем совершенно особым, высочайшим статусом, который имеют святые каноны - основные церковные законы, изданные в течение нескольких веков, но составляющие фундамент действующего в Церкви права во все века церковной истории Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 169. .

Весьма авторитетный православный богослов, сербский архимандрит Юстин (Попович) напрямую называет каноны догматами. "Святые каноны, - писал он в своем труде "Догматика Православной Церкви", - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солнцезрачных небесных истин" Юстин Попович, архимандрит. Догматика Православной Церкви. Кн. 3, Белград, 1978, с. 257. .

Обязательность и неизменность канонических норм, принятых на Вселенских Соборах, с православной точки зрения очевидна. Эти Соборы - орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Вселенские Соборы, по учению Церкви, непогрешимы, их непогрешимость вытекает из догмата о непогрешимости Церкви. На авторитете Вселенских Соборов основано и включение в канонический корпус правил Поместных Соборов. То же самое относится и к правилам отцов - их авторитет покоится не на одной только законодательной власти отцов как епископов, ибо эта власть распространяется лишь на пределы одной епархии, и даже не на личной святости (в канонический свод входят правила Тимофея и Филофея Александрийских, которые не были прославлены), а на признании отеческих правил все теми же Вселенскими Соборами.

Повсеместной, общецерковной рецепцией обусловлен также вселенский авторитет канонов Константинопольских Соборов 861 и 879 годов и канонического послания святого Тарасия, которые уже не могли рассматриваться Вселенскими Соборами Цыпин В., прот. Цит. соч. С. 42. .

Да и сама многовековая история Церкви ярко свидетельствует о неизменности тех основ церковного права, которые содержатся в древних правилах. Даже если сформулированные в каноне дисциплинарно-правовые нормы в силу каких-либо причин заменялись новыми, сам канон не исключался из канонического свода. Неупотребление же отдельных правил в современной церковной практике свидетельствует не о забвении их и не о том, что они устарели, а скорее о несоответствии этой практики церковным нормам.

каноническое право католическая церковь

На католическом Западе, однако, сложилась прямо противоположная ситуация - после окончательного отделения Рима от Вселенского Православия в 1054 году западный канонический корпус, который в основе своей изначально все же соответствовал греческой Синтагме канонов (Syntagma Canonum) Кодекс канонического права Римско-католической Церкви (рабочий текст).С. 6. , продолжал расширяться и модернизироваться, причем не только за счет последующих соборных определений, но и так называемых декреталов - актов папского законодательства.

Причина этих канонических реформаций скрыта отчасти в правовой традиции, согласно которой каноническое право содержит как незыблемые нормы, вытекающие из Божественного Откровения и естественного закона, так и изменяющиеся нормы, принятые церковной властью Католическая энциклопедия. Каноническое право.М. 2005.С. 762. (например, те же декреталы, непогрешимость которых априори вытекает из папского примата). То обстоятельство, что каноны, по сути своей, представляют приложение неизменных, вечных, непогрешимых основ христианского нравственного учения и экклезиологических догматов, содержащихся либо прямо, либо скрыто, implicite, в их текстах, к изменяющейся церковной жизни Цыпин В., прот. «Каноны и современная церковная жизнь». Доклад на международной конференции «Церковь на пороге третьего тысячелетия».М., 1998. , придерживающиеся этой традиции канонисты во внимание не берут.

Таким образом, согласно этой канонической доктрине существует четко очерченная граница между догматической и дисциплинарной составляющими канона: первая представляет собой неизменную непогрешимую истину, вторая должна двигаться вперед вместе с движением церковной жизни. Это "движение церковной жизни" на Западе стимулировала весьма активная правотворческая деятельность Римских пап.

С момента издания в IX веке так называемого сборника Лже-Исидора (общепринятое название - "сборник лже-декреталов Псевдо-Исидора" Collectio falsarum decretarum Isidori Mercatori), состоящего из 50 Апостольских правил, канонов ряда Вселенских и Поместных Соборов, а также статей и папских декреталов, частью, кстати, подложных, именно декреталы стали занимать первое по важности место среди источников церковного права.

Отныне при решении трудных вопросов определения Римских пап получают решающее значение. Понтифики обретают статус верховных полновластных и абсолютных законодателей, подменяя собой даже законодательный авторитет семи древних Вселенских Соборов, признаваемых всей Церковной Полнотой - их дисциплинарные постановления в Католической Церкви ныне рассматриваются лишь как одна из особо торжественных форм папского законодательства.

Итак, с IX века свод правил Восточной Церкви остается неизменным; древняя каноническая норма до сих пор актуальна, и будет актуальной всегда, отражая в своей идее не только неизменный, догматически обусловленный момент, но и преходящие обстоятельства церковной жизни Цыпин В., прот. Цит. соч. С. 61. . "Кодекс канонического права" Западной, Римской Церкви, напротив, существенно видоизменился, знаменуя, по мнению его составителей, "реформу норм, согласованную с новым образом мысли и новыми потребностями" «Кодекс канонического права" Римско-католической Церкви (рабочий текст). 1997. С. 8. .

Основная цель настоящей работы - выяснить, насколько источники формирования канонического права, Римской Церкви, изменили традиционное древнее церковное право, в то коим руководствуется сегодня Римско-католическая Церковь.

Сочинение состоит из вступления, двух глав и заключения. Его актуальность обусловлена возросшим в последнее время интересом к древнему каноническому наследию Церкви; как известно, к "Книге правил святых апостол" сегодня апеллируют как представители консервативного, правоохранительного церковного крыла, так и церковные либералы, активно стремящиеся к реформам в литургико-дисциплинарной сфере церковной жизни. В свете этой полемики, нашедшей отражение на страницах ряда церковных изданий, вопрос о месте канонов в современной церковной жизни, об их непреходящей ценности, о возможных последствиях канонических ревизий для церковного сознания представляет особую важность.

По ходу работы придется иногда сравнивать источники и методы развития "Кодекса" и канонов Русской Православной Церкви.

Практическая ценность работы заключается в том, что основные положения исследования могут быть использованы при последующем научном рассмотрении проблем, связанных с возобновленным в начале текущего века процессом кодификации канонического права Русской Православной Церкви, а также в учебном процессе духовных школ при изучении предметов канонического права и сравнительного богословия.

За показательный пример глубочайших изменений будет взято положение иерархического строения Римско-Католической Церкви.

Делись добром ;)