logo
Источники формирования канонического права Римско-католической церкви

2.1 Римский первосвященник. Канонические обоснования его первенства

Иерархическая конструкция Римско-католической Церкви достаточно громоздка. "Кодекс канонического права" подробно расписывает канонические основания действий каждой из ступеней, начиная с Римского Первосвященника.

Нынешний "Кодекс", включая в себя предшествующие нормативы, различает два субъекта верховной власти Церкви: Римского Понтифика и коллегию епископов. Составители "Кодекса" особо подчеркивают, что двойственность эта не означает разделения: из канона 336 явствует, "как по установлению Господню святой Петр и прочие Апостолы составляют одну коллегию, равным образом связаны между собою Римский Понтифик, преемник Петра, и епископы, преемники Апостолов".

Это же единство должен подчеркивать канон 336: "Коллегия епископов, главой которой является Верховный Понтифик, а членами - епископы в силу таинственного посвящения и иерархического общения с главой и членами коллегии, и в которой постоянно пребывает собор Апостолов, тоже является (вместе со своим главой - папой, но никогда - без своего главы) субъектом верховной и полной власти по отношению ко Вселенской Церкви".

Итак, первым и главным субъектом верховной власти в римско-католической Церкви является Римский Понтифик (Romanus Pontifiex), называемый также Верховным Понтификом (Pontifiex Maxsimus) или папой Римским (Papa Romanus) И. Юркович. Цит. соч. С. 48. . Канон 331 гласит: "Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может осуществлять".

Как следует из канона, единая власть папы имеет следующие разновидности:

ординарная Согласно § 1 канона 131 ординарной властью (potestas ordinario) является власть, связанная с какой-либо церковной должность в силу самого права: как Божественного (власть Римского Понтифика, коллегии епископов, епархиальных архиереев), так и человеческого (например, власть церковных судей). (ordinaria): власть папы является ординарной, поскольку по Божественному праву она связана с самой его должностью и потому неприкосновенна;

верховная (suprema): то есть, согласно экклезиологической католической доктрине, "нет ее выше, нет ей равной, всякая [другая] ей подчинена";

полная (plena): папская власть является полной, поскольку в ней есть все, что необходимо папе в его трудах по спасению душ. Кроме того, она называется полной, потому что относится не только к вопросам веры и обычаев, но и к дисциплине и управлению Церкви;

непосредственная (immediate): папская власть является непосредственной по двум причинам: во-первых, поскольку папа не нуждается ни в каком посредничестве для ее осуществления и, во-вторых, потому что она распространяется на все отдельные Церкви и на всех по отдельности. Кроме того, в некоторых случаях за верными сохраняется право обращаться непосредственно к папе, минуя своего епископа;

вселенская (universalis): власть папы является универсальной, поскольку она не ограничена не только пределами Римской церковной провинции, но и границами всей латинской Церкви. Она распространяется на всю общность Католической Церкви, на все Церкви "своего права", принадлежащие к различным обрядам, так как папа осуществляет служение ради единства всей Церкви Юркович И. Цит. соч. С. 48. .

Римский Понтифик лично является субъектом полной и верховной власти учительства и управления в Церкви, и по Божественному праву получает ее от Самого Христа с момента принятия факта своего избрания.

По иерархической линии Понтифик, несомненно, стоит выше прочих епископов Кан. 333, § 1. , так как:

"если бы он обретал свою власть при посвящении в епископы, то не располагал бы подлинной независимостью от епископов, и неясно было бы, в чем заключается коренное различие между статусом епископа и статусом Верховного Понтифика, поскольку последний является той осью, вокруг которой по воле Христа составляется вся католическая иерархия" Юркович И. Цит. соч. C. 208. ;

"…только Римский Понтифик может совершать те акты, которые никоим образом не входят в полномочия епископов - ни поодиночке, ни в составе коллегии" Там же. С. 209. .

После таких пассажей несколько странными кажутся заявления римских канонистов о том, что власть Верховного Понтифика отнюдь не стремится заменить собой власть епископов. Указания на это они находят в § 1 канона 333, который гласит, что первенством папы укрепляется и утверждается та собственная, ординарная и непосредственная власть, которой наделены епископы в отдельных Церквах, порученных их попечению. Этот параграф "Кодекса" вызывает по меньшей мере недоумение.

Еще менее убедительна ссылка на второй параграф того же канона, подчеркивающий связь верховного пастыря Римской Церкви в исполнении своего служения с другими епископами узами общения, хотя первому и принадлежит "право определять образ этого служения, и против его решений или декретов невозможна апелляция или жалоба".

В области веры и морали папа является учителем, и когда он лично или на соборе определяет официально и окончательно, ex cathedra, высшие истины веры и морали, он обладает безошибочностью - это следует из Догматической Конституции I Ватиканского собора Pastor Aeternus от 1870 года.

Учение о священном первенстве папы Римского было подтверждено и на II Ватиканском соборе: "Сей Святейший Собор, следуя стопами I Вселенского Собора, вместе с ним учит и провозглашает, что Иисус Христос, вечный Пастырь, создал Святую Церковь, послав Апостолов, как и Сам Он был послан Отцом (ср. Ин. 20, 21), и пожелал, чтобы их преемники, то есть епископы, были в Его Церкви пастырями до скончания века. А для того, чтобы этот епископат был един и неделим, Он поставил во главе других Апостолов блаженного Петра, и в нем заложил постоянно и зримое начало и основание единства веры и общения" «Документы II Ватиканского собора». «Паолине», М., 1998. С. 112. .

В отношении полного осуществления церковной власти папа, согласно "Кодекса", является:

верховным законодателем для всей Церкви, и поэтому он подчиняется не церковным канонам, а лишь Божественному праву;

верховным наставником, обладающим безошибочностью в силу своей должности, когда он в качестве верховного Пастыря и Наставника официально и окончательным образом (ex cathedra) провозглашает учение о вере или о нравах Кан. 749, §. 1. ;

верховным судией (sic!), исполняющим это служение либо лично, либо посредством церковных судов и судей Кан. 1442. . Он может привлекать к своему рассмотрению любое судебное дело "на любой степени судебного разбирательства и на любой стадии тяжбы" Кан. 1417, § 1. ;

верховным управляющим: он обладает исконным правом приобретать имущество, необходимое для нужд Церкви, а также владеть и распоряжаться им Кан. 1255 и 1237. ;

представителем всей Церкви: как таковой он принимает послов и направляет нунциев и легатов.

Особа папы пользуется специальной защитой канонического законодательства. Канон 1370, например, гласит: "Кто прибегает к физическому насилию против Римского Первосвященника, тот подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом; если же речь идет о клирике, то, в зависимости от тяжести правонарушения, к отлучению может быть добавлено и другое наказание, не исключая лишения статуса клирика". И более того, согласно канону 1372, "того, кто обжалует любой акт Римского Первосвященника, обращаясь ко Вселенскому Собору или коллегии епископов, следует наказать цензурой".

Естественно, что ни одной из большинства вышеперечисленных прерогатив Римского Понтифика "первый из епископов всякого народа, признаваемый ими яко глава" 34 Апостольское правило, на протяжении всей истории Восточных Церквей не обладал. В том же 34 Апостольском правиле ясно сказано, что "… и первый, также да не предпринимает ничего, не посовещавшись с остальными… Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог [Отец] о Господе во Святом Духе…".

Естественно, первенство в таком понимании не предполагает всего того, что предписывает епископу Рима "Кодекс канонического права": назначать епископов по всему миру, восседать на престоле, находящемся на суверенной территории и быть главой государства подобно прочим правителям, иметь свои дипломатические представительства и т.д. Как справедливо заметил Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) в слове при своем наречении во епископа, "само епископское служение в его сущности …. всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением, совершается ли оно в великом Царьграде или ничтожном Сасиме" Патриарх Сергий и его духовное наследие. М., 1947. С. 54. .

Православное догматическое и каноническое сознание не может не обеспокоить некий легко улавливаемый сквозь нагромождения глав и параграфов этого раздела "Кодекса" намек на еще одно таинство Церкви - таинство папства, стоящее особняком, выше таинства священства.

Сегодня выборы Верховного Понтифика проводятся согласно Конституции папы Павла VI об избрании епископа Римского (Romano Pontifici eligendo) от 1 октября 1975 года. В нарушение древних канонов, с 1059 года участвовать в выборах Папы могут исключительно кардиналы. Выборы открываются на шестнадцатый или, самое позднее, на двадцать первый день после начала вакансии Апостольской кафедры. Не смотря на то, что на должность Верховного Понтифика может быть избран любой католик мужского пола, с 1378 года папами избирались только кардиналы И. Юркович. Цит. соч. С. 51. .

С момента принятия факта своего избрания новый Верховный Понтифик обретает, согласно Божественному праву там же. , полную власть верховной юрисдикции. Канон 332 (§ 1) гласит: "Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже облеченное саном епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания".

Действительно, подобно тому, как на решения папы нет апелляции, нет и инстанции, которая могла бы утвердить выборы папы. Избрание папы получает юридическую силу с принятием избранным кандидатом такого избрания. Равным образом отречение папы от первосвятительского служения не нуждается в каком-либо одобрении: единственное требование, которое "Кодекс" устанавливает для действительного отречения - свобода воли папы и объявление об отречении, совершенное надлежащим образом Кан. 338. . Вскользь заметим, что пока папский престол остается вакантным, "Кодекс" не допускает канонического правотворчества Кан. 335. .

Суммируя вышеизложенное, следует сказать, что экклезилогическое сознание Церкви Запада, выразителем которого является "Кодекс канонического права Римско-католической Церкви", вводит в церковную управленческую структуру еще одну, неизвестную на Востоке иерархическую ступень - единовластного главу Церкви, стоящего над епископами не только административно, но и сакраментально, обосновывая ее введение идеей первенства Римского епископа. В латинской экклезиологии авторитет Церкви, ее непогрешимость персонифицируются в лице Римского епископа, именуемого верховным первосвященником и даже наместником, викарием Христа. Хотя, в действительности, сегодня ни один серьезный экзегет или догматист не придерживается мнения о том, что Апостол Петр получил от Божественного Учредителя Церкви повеление "править" другими Апостолами: если он "первый", то "первый среди равных". И отдельного таинства папства, конечно же, не существует Оливье Клеман. «Рим. Взгляд со стороны. Православное восприятие идеи первенства римского епископа».М., 2006. С. 96. . Миссия, возложенная Спасителем на Петра, есть миссия каждого из епископов и всех епископов вместе как преемников Двенадцати, а не одного епископа Рима.

Первенство чести Римской кафедры - никем не оспариваемый исторический факт, который, однако, лишен исторического значения, а каноническое его значение ограничивается, вернее, ограничивалось именно первенством в диптихе, не имеющим никакого отношения к вселенской юрисдикции Цыпин В, прот. Цит. соч. С. 272. .

Из восточного канонического свода известно, что в эпоху единства Церкви права римских епископов были далеко не безграничны. Ссылаясь на правила I Никейского Собора, авторы послания Африканского Собора к Келестину, папе Римскому, которое во всех авторитетных изданиях прилагается к правилам Поместного Карфагенского Собора, изрекают глубокое экклезиологическое основания для непризнания за епископом Рима права на юрисдикцию в иных Поместных Церквах: "Ибо отцы судили, что ни в единыя области да не оскудевает благодать Святого Духа, через которую правда иереями Христовыми зрится разумно, и содержится твердо, и наипаче, когда каждому, аще настоит сомнение о справедливости решения ближайших судей, позволено приступати к соборам своея области, и даже ко Вселенскому Собору. Разве есть кто-либо, который бы поверил, что Бог наш может единому токмо некоему вдохнути правоту суда, а безчисленным иереям, сошедшемся на Собор, откажет в оном…".

Далее отцы пишут Святейшему Келестину: "О том, чтобы некие, аки бы от ребра твоея святыни были посылаемы, мы не обретаем определения ни единого Собора отцев". В заключение послания содержится пророческое предостережение, которым пренебрегли в Риме: "Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылати сюда ваших клириков исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты в день смиренномудрия".

Итак, единственное и внутренне единое Тело Кафолической Церкви имеет и единую Главу - Иисуса Христа (Еф.5, 23; Кол.1, 18). Лишь Христос, распятый и воскресший, победивший смертию смерть, является основанием всякого первенства в Церкви. Христос есть единственный Первосвященник Нового Завета, и к Нему восходит любая власть на небе и на земле.

Однако, земная власть в Церкви, осуществляемая человеческой инстанцией, доступной каноническим характеристикам, все же существует, и носителем ее является никак не один епископ, пусть даже наделенный экстраординарными полномочиями, но весь вселенский епископат - преемник апостольского сонма, находящийся в каноническом общении между собой, осуществляя, тем самым, общение между Поместными Церквами, хранящими единство православной веры и жизни по вере.