Источниковедческий анализ книги "Бытие"

реферат

1. Происхождение книги, смысл названия, проблема подлинности

Книга "Бытие" является первой частью раздела Пятикнижия, где излагаются мифологические представления древних евреев о создании Вселенной, Земли и человечества, а также легендарная древнейшая история евреев.

Происхождение и смысл ее наименования должно искать в тексте подлинника Библии. Следует, заметить, что каждая из первых пяти книг Библии, образующих так называемую Тору ("кн. Закона") или Моисеево Пятикнижие, получили свое название от первого или двух первых ее слов, которые были поставлены евреями в качестве заголовка.

Русское название "Книга Бытия" не полностью отражает греческий перевод- Genesis ( "Книга Рождения", или "Книга Становления"). Греческое название указывает на ее содержание: повествование о происхождении мира, первых людей и первых человеческих обществ патриархального времени. Но в иудейском обиходе книга получила название по своему первому слову, то есть, "Книга В-Начале". Эта книга говорит о том, что было "в начале мира", чтобы связать одно "начало" с другим и вывести одно начало из другого; иначе говоря, чтобы истолковать место человека среди людей как его место во Вселенной.

Хотя наименование "Бытия" имеет случайное происхождение, оно совпадает её содержанием.

В данной книге Моисея многократно встречается синонимичное слову "Бытие" название totedoth ( "порождения, происхождения потомства"). У евреев были известны их родословные таблицы и находящиеся при них историко-биографические записи, из которых составлялась и самая их генеалогия, а впоследствии, сама история. Это можно встретить на первых страницах самой книги, где многократно повторяется выражение "происхождение неба и земли" (Бытие, 2:4), "родословие Адама" (Бытие, 5:1), "житие Ноя" (Бытие, 6:9); "родословие сыновей Ноя" (Бытие, 10:1) "родословие Сима" (Бытие, 11:10), "родословие _ары" (Бытие, 11:27), "родословие Измаила" (Бытие, 25:12), "родословие Исаака" (Бытие, 25:19), "родословие Исава" (Бытие, 36:1), "житие Иакова" (Бытие, 37:1).

Отсюда можно сделать вывод о том, что "Бытие"- книга родословий, так что ее греческое и русское название хорошо знакомят нас с внутренней сущностью книги, давая нам понятие о небе как о первой родословной мира и человека.

Что касается разделения "Бытия", то наиболее правильным надо признать её разделения на две далеко неравные части: одна, включающая первые одиннадцать глав, заключает в введение во всемирную историю, поскольку касается исходных вопросов и начальных моментов первобытной истории всего человечества; другая, охватывающая все остальные тридцать девять глав, дает историю уже одного еврейского народа, но только в лице его родоначальников -- патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.

Единство и подлинность книги также доказываются из анализа ее содержания. Вникая глубже в содержание этой книги, нельзя не заметить удивительной последовательности ее повествования, где одна история вытекает из другой, где нет никаких действительных противоречий, а все стоит в полном гармоническом единстве и целесообразном плане. Основной схемой этого плана служит деление на десять "генеалогий", составляющих главные части книги и объединяющих в себе большее или меньшее количество генеалогии.

Подлинность произведения имеет как внутренние, так и внешние основания.

К внутренним положениям, помимо всего вышесказанного о содержании и композиционном плане этой священной книги, нужно отнести ее язык, носящий следы глубокой древности, и особенно встречающиеся в ней библейские архаизмы.

К внешним доказательствам нужно отнести те древние исторические известия, которые с письменными памятниками других народов Древнего Переднего Востока и данными археологии свидетельствует о глубокой древности этой книги.

Например, доказана связь патриархов с Месопотамией, в особенности с Хараном, в период, предшествовавший завоеванию Ханаана израильтянами, то есть до 1200 г. до н. э., чт о подтверждается, в частности, совпадением имен патринархов с топонимами в округе Харана. С возвращением Иакова в Ханаан эта связь неожиданно прерывается.

Но возможны особые несогласованности. Противоречия между данными истории евреев после заселения ими Ханаана и повествованием Бытия о сынах Иакова могут быть объяснены только тем, что это повествование сохранило достоверные фрагменты ранней истории отдельных еврейских племен.

Так, Рувим назван первенцем Иакова, его имя всегда занимает почетное место в списках Израилевых колен, хотя в эпоху после патриархов колено Рувима уже не играло господствующей роли в истории Израиля; Левий изображен в Бытии безжалостным воином, что противоречит известному нам по последующим книгам Библии статусу левитов как служителей культа, не игравших никакой роли в завоеваниях.

Делись добром ;)