logo
Источниковедческий анализ Книги Иисуса Навина

2.1 Содержание

Книга Иисуса Навина повествует о том, как преемник Моисея, Иисус Навин завоевывает обещанные еще Моисею Богом земли за Иорданом.

Первая глава рассказывает о том, как после смерти Моисея Бог передает власть Иисусу Навину и повелевает ему вести народ евреев за Иордан. Иисус Навин посылает двух человек тайно разведать («…пойдите, осмотрите землю и Иерихон» - Кн. И.Н., гл.2, 1) земли Иерихона. Об их прибытии узнает царь и приказывает взять и казнить их. Они прячутся «…в дом блудницы, которой имя Раав» (гл.2, 1). Та укрывает их от преследователей, одновременно прося об услуге для себя и своей семьи: «вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти» (гл.2, 13). Те говорят ей о том, что кара Бога минует ее, если она привяжет к окну своего дома веревку - все люди в ее доме останутся живы. Разведчики благополучно возвращаются, и Иисус Навин ведет свой народ через Иордан к стенам Иерихона.

Совершив многочисленные обряды (обрезания, освящения и т.д.), еврейский народ получает через Иисуса Навина весть от Бога: Иерихон сдастся, когда они по сигналу семи труб издадут возглас - стены падут, и все дома жителей Иерихона будут разрушены, кроме дома Раав.

Евреи исполняют приказание и город действительно разрушается. Однако Иисус запрещает грабить: «все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню» (гл.6, 18). Жители города же были убиты все, кроме семьи Раав. Иисус Навин запрещает восстанавливать город.

Однако указание о том, что нельзя брать добычу, нарушено: «прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей» взял человек по имени Ахан и зарыл в землю. Ничего не подозревающие евреи посылают армию на жителей земли Гай. Их армия разбита и Иисус Навин в отчаянии вопрошает Бога, в чем они провинились перед ним, что он не дал им своей защиты. По указанию Бога он разыскивает Ахана, сына Хармия из семейства Завдиева, племени Зары, из колена Иудина. В наказание за непослушание Ахана с семейством забили насмерть камнями и сожгли. На пепел набросали целую гору камней, а место казни с тех пор назвали долиною Ахор. Бога («обличенного в похищении заклятого пусть сожгут огнем, его и все, что у него, за то, что он преступил завет Господень и сделал беззаконие среди Израиля» гл.7, 15)

Иисус вновь ведет евреев на жителей Гая, истребляет их и сжигает их города:

Гл.8, 27: «скот и добычу города сего [сыны] Израиля разделили между собою, по слову Господа». Гл.8, 28: «сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня». Гл.8, 29: «а царя Гайского повесил на дереве, [и был он на дереве] до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, которая уцелела даже до сего дня». С гл.8, 30: «Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал», «жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные», «написал [Иисус] там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми».

Аморейские цари собираются вместе, чтобы выступить против евреев. Исключение составляют жители Гаваона, которые отправляют послов к евреям. Послы притворяются путниками из далекой бедной страны и просят мира. Гл.9, 15: «И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества». Гл.9, 16: «А чрез три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них». Гл.9, 17: «города же их [были]: Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим». Евреи не стали уничтожать обманувших их жителей, но сделали их своими рабами.

Прочие же цари выступили на Гаваон. Но Иисус Навин собрал армию и разбил их. Во время битвы Навин упросил Бога остановить солнце и обрушить с небес на своих врагов камни. Цари бежали, впоследствии были пойманы и убиты. Против евреев также выступило множество других армий, но они и их разбили.

Гл. 9, 1: «Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много». Бог приказывает Иисусу Навину разделить между двенадцатью коленами евреев земли. Левитам же не дают ничего, они селятся в городах, так как «от сынов Иосифовых произошли два колена: Манассиино и Ефремово» и им тоже дают землю.

Халев один предводителей колена Иудина, спрашивает Иисуса Навина о крепостях, которые он желает завоевать. Навин благословляет его. Остальные колена также завоевывают положенные им земли. Бог напоминает о том, что всеми своими победами евреи обязаны ему и предупреждает, что будет карать отступников. Тех из них, кто ослушался были наказаны. Гл.24, 36: «И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет»