Иудаизм в Дагестане

курсовая работа

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИУДАИЗМА В ДАГЕСТАНЕ

Вопрос о возникновении иудаизма в Дагестане является малоизученным и не имеет на сегодняшний день однозначного решения. Существуют разные точки зрения по этому вопросу, связанные с историческим прошлым татов, поскольку появление иудаизма в Дагестане ряд исследователей связывают с их появлением на Кавказе.

Согласно утверждению целого ряда ученых, таких, как профессор Н. Анисимов, И. Брагинский, Р. Магомедов, В. Козлов и других, название "Горские евреи" имеет, прежде всего, религиозное и географическое значение: исповедовали иудаизм и жили в горах. Еще 100-120 лет назад абсолютное большинство татов иудаистского вероисповедания жило в горных и предгорных районах Дагестана. Уже во время завоевательных походов войск багдадских халифов арабы застали здесь значительное количество населения, исповедующего иудаизм. Многие исследователи, стоящие на самых разных позициях, пытались выяснить время и пути проникновения иудаизма в Дагестан. Однако работ, систематизирующих исторически достоверный материал, связанный с историей татов вообще и татов иудаистов в частности, не было.

Все, что написано дореволюционными путешественниками, учеными, публицистами, носит, в основном, характер обрывочных сведений, содержащих в большей степени этнографический материал. Эти черты в равной степени присущи и немногочисленным работам советского периода.

Таты, как все другие горские народы Дагестана до революции, были почти сплошь неграмотны. Они не имели своих письменных исторических источников и, в основном, располагали только устными преданиями о своем прошлом. Предания эти также носили разрозненный, отрывочный характер, не были большей частью основаны на достоверных источниках и исходили, как правило, от местного духовенства. Причем, до встречи татов-иудаистов с европейскими евреями (после присоединения Дагестана к России), особого значения этим преданиям не придавалось, равно как и истории этого немногочисленного народа, ничем особым кроме религии, не выделявшегося из среды других горских народов; таты жили одинаковой жизнью в одинаковых социально-исторических условиях с другими народами, имели с ними общие обычаи, адаты, общий образ жизни.

Так, Н. Анисимов, один из первых наших ученых-этнографов (сам по происхождению тат из аула Тарки), отмечал в своей работе, что исследователи Кавказа не занимались изучением быта, истории его племени, и лишь немногие путешественники говорили о нем мимоходом при описании других племен Кавказа. Он объясняет это обстоятельство прежде всего тем, что его небольшой народ "не пользовался ни исторической известностью, ни литературою и по своей незначительности почти ничем не выделялся из других окружающих его племен как внешностью, так и одеждою".

Далее он отмечает, что его единоплеменники крайне плохо разбираются в своей истории "и почти ничего письменного или достоверно устного не сохранилось у них о своем прошлом".

Из разрозненных и бессистемных, а иногда противоречивых преданий, а также из принадлежности этого народа к иудаизму, некоторые исследователи делали выводы об израильтянском происхождении предков нынешних татов-иудаистов. Заметим при этом, что в прошлом нередко "национальную" принадлежность человека или целого народа определяли не по этническому, а по религиозному признаку, особенно если это касалось людей, исповедующих иудаизм.

Согласно этим преданиям, далекие предки татов-иудаистов были выведены из Палестины ассирийским царем Саргоном II после разгрома его войсками небольшого израильского царства, где жили 10 колен Израилевых из 12, а затем были заселены в Вавилонии, точнее в Мидии.

Действительно, в Библии рассказывается о том, что в 722 году до нашей эры Израильское царство со столицей Самария, где жили десять колен Израилевых, было разгромлено ассирийским царем Саргоном II, а население уведено в плен и заселено в отдаленной провинции Ассирии, в Мидии. Спустя почти два с половиной века, в 587 г. до н.э., вавилонским царством было разгромлено и другое еврейское со столицей Иерусалим.

Город был сожжен, а большинство жителей уведено в плен в Вавилонию, вошедшую затем в состав обширной персидской империи. Принимая во внимание то, что таты-иудаисты говорят на татском языке - наречии иранского языка, а время из появления в Дагестане относят к IV-VI в.в., когда иранские цари из династии Сасанидов строили для защиты своих северных рубежей мощные дербентские оборонительные сооружения, некоторые исследователи предполагают, что современные таты-иудаисты являются потомками десяти колен Израилевых, уведенных Саргоном II в 722 г. до н.э. из Израиля и переселенных в Мидию.

Там они, по предположению, прожили свыше тысячи лет, позабыв свой родной древнееврейский язык (иврит) и усвоив татский. Позднее они были переселены на Кавказ, в Дагестан, в качестве колонистов, на которых были возложены охрана и защита дербентских оборонительных сооружений, крепости-цитадели, обеспечение коммуникаций и других жизненно-важных функций.

Кроме того, часть этих исследователей выдвигает предположение, а некоторые из них прямо утверждают, что предки татов-иудаистов были переселены из Ирана на Кавказ (в отличие от персов - их спутников на этом историческом пути) вследствие религиозных гонений, которым они, якобы, подвергались со стороны шахской власти за то, что отвергали языческую, господствующую в то время в Иране религию огнепоклонников (зороастризм). Так сложилась определенная версия о происхождении татов-иудаистов. Из этой версии следует несколько выводов:

1). Предки татов-иудаистов имеют израильтянское происхождение; 2). Первоначально татский язык не являлся их родным языком; 3). Они были переселены на Кавказ как гонимые иноверцы и пришли в Дагестан иудеями;. 4). И, наконец, являясь представителями десяти колен Израилевых, они были многочисленны, и составляли огромное население на Кавказе. Для подтверждения этой точки зрения ее сторонники ссылаются как на предания, о которых говорилось выше, так и на еврейского путешественника IX века Эльдата из Дани и его рассказы "О царстве десяти колен (Израилевых), об их победоносных войнах с окружающими племенами, богатстве и независимости".

Следует отметить, что автор этих рассказов никогда не был на Кавказе. Подлинного текста рассказов также не сохранилось. По словам известного семитолога А. Гаркави, дошедшая до нас редакция рассказов о странствиях Эльдата принадлежит не ему самому, а другому его современнику, якобы записанному с его слов. Эти рассказы существуют в шести вариантах. По тому, что записано со слов Эльдата га Дани: "Попал же он к одному из этих израильских колен - колену Исахарово, которое кочует по горам у берега моря (Каспия) , на границе Персии и Мидии... Занимают пространство десяти дней в длину и ширину. У них много скота. ...Соседями их народы, поклоняющиеся огню... Они не имеют хлебопашцев и все покупают за деньги. Колено Исахара имеет князя и судью.... Разговаривают они на святом, персидском и кадарском языках". А люди из другого колена - колена Эфраим и полколена Манасе живут в горах против города измаильского пророка, точнее в Аравии. И отличаются особым мужеством и воинственностью, один из них побеждает тысячу противников". Тюркские племена хазар Эльдат га Дани относит к израильским коленам; колену Симеонову и полуколену Манасе. По поводу этих царств, о которых рассказывает Эльдат га Дани, А.Гаркави не без иронии замечает: "Сколько нам известно, никто еще не пытался объяснить загадочных имен 7-ми царств, с которыми израильские колена будто воюют. Не зная положительно, где их искать, мы тоже не вдаемся в их объяснение". И это вполне понятно. Ни одно из этих царств Израилевых не существовало ни на территории Ближнего и Среднего Востока, ни в Северной Африке, ни в Испании, ни на границе Персии и Мидии". Поэтому "искать их" нет никакого смысла.

"Еврейская энциклопедия", которая издавалась до революции в России, ссылаясь на ученных, изучавших и исследовавших рассказы Эльдата га Дани, называет их "псевдоэтнографическими произведениями", "плодом фантазии", а самого их автора "авантюристом". В своей работе "Сказания еврейских писателей о хазарах", Авраам Гаркави, с одной стороны, откровенно высмеивает Эльдата га Дани, называя его "полумифическим автором", которому свойственно, как он пишет, приправлять частицу правды чересчур большой долей неправды и сказок". И выражает удивление, что "весьма трудно вообще доискиваться причин, заставляющих баснословного писателя рассказывать свои небылицы", а с другой - несмотря, однако, на свое крайне отрицательное отношение к рассказам га Дани, неожиданно заключает, что в его словах: "По горам на берегу моря, на границе (буквально: на конце) Персии и Мидии без всякой натяжки можно найти указание на кавказских евреев". Причем, делая такое заключение, ни на какие источники, кроме Эльдата га Дани, не ссылается.

Вс. Миллер, известный дореволюционный ученый, автор ряда очерков-исследований по татскому языку, так же, как и И. Анисимов, подчеркивает, что таты-иудаисты ("горские евреи") "не сохранили ни письменных свидетельств, ни устных преданий" о том, в какое именно время они пришли на Кавказ. Но, согласно преданиям, они уверены в том, что "происходят от евреев, которые были выведены из Палестины еще ассирийскими царями". Далее он пишет, что "...трудно решить, основана ли эта уверенность на переживших ряд столетий народных традициях или является позднейшим домыслом раввинов, выведенным из свидетельства Книги Царств (Библии), что после взятия Самарии ассирийским царем Саламансаром (Саргоном) израильское население было отведено в плен и поселено в Калахе (в Ассирии) на р.Хабуре (в Сузиане), на р.Гозан, в горах Мидийских". Это сомнение он выразил ясно и определенно и в другой своей работе: "Материалы для изучения еврейско-татского языка". Но, видимо, вышеупомянутое высказывание семитолога А. Гаркави относительно "кавказских евреев", которое тот выводит из рассказа Эльдата га Дани, произвело на Вс. Миллера определенное влияние. В результате в его суждениях о татах-иудаистах имеет место много противоречий. Вс. Миллер, как почти все ученые, писавшие по этому вопросу, твердо придерживается мнения, что предки современных татов-иудаистов ("горских евреев") были поселены в Дагестане в IV-VI в.в. иранскими шахами из династии Сасанидов в качестве военных колонистов. В то же время Вс. Миллер согласен с тем, что таты иудаисты являются потомками того самого колена (племени) Израилева (Исахарово), которое кочевало по горам у берега моря у границы Мидии и Персии на обширном пространстве, о котором рассказывал Эльдат га Дани.

Вс. Миллер не утверждает, а "предполагает", что переселение предков татов-иудаистов ("горских евреев") было вызвано религиозными гонениями со стороны сасанидских царей - "фанатиков религии Заратугитры (особенно в V в.) ". М.Ихилов, автор кандидатской диссертации "Горские евреи" тоже придерживается мнения, что их предки были переселены на Кавказ в качестве колонистов в результате религиозных гонений со стороны сасанидских царей Ирана. Он пишет, что массовое появление их в Дагестане "можно отнести ко времени завоевательных войн персидского шаха Йездегерда (399-420 г.г.).

С этого времени вплоть до ослабления Сасанидского государства происходило выселение ирано-язычных народностей (татов, горских евреев, персов) на севере в качестве военных поселенцев.

Другой исследователь, автор очерка "Горские евреи", И.Черный усматривает их происхождение из Палестины в тех же преданиях, которые он слышал от местных раввинов во время своего путешествия по Кавказской низменности в 1868г., и в том, что они исповедуют иудаизм и дают своим детям древнееврейские имена, встречающиеся в Библии. До сих пор излагалась версия вышеназванных исследователей, имеющая немало сторонников, считающих предков татов-иудаистов израильского происхождения. Иную точку зрения высказывают в своих работах ученые Н. Анисимов, И. Брагинский, Р. Магомедов, В. Козлов, М. Исаев, Л. Васильев, Д. Саввов, И. Мататов, Д. Игаулов, Я. Агарунов и др. Особое место в их ряду принадлежит Н.А. Анисимову, нашему земляку, доктору наук, профессору, автору татской грамматики, изданной Центриздатом в Москве еще в 1932 году. Свою точку зрения Н. Анисимов излагает в обстоятельном введении к своему названному выше труду, в котором он достаточно критически анализирует взгляды Вс. Миллера на происхождение и историю татов-иудаистов, считая что выводить происхождение народа из фантастического рассказа Эльдата га Дани, по меньшей мере, несерьезно.

Н. Анисимов пишет: "Из того, что говорит Эльдат га Дани (о колене Исахарово) явно видно, что те "евреи", о которых он упоминает, никакого отношения к "горским евреям" (татам-иудеям) не имеют". В подтверждение этому ученый приводит следующие доводы и факты. Во-первых, его единоплеменники никогда не были кочевым народом, кочевниками-скотоводами, "не кочевали с места на место" (а в рассказе га Дани речь идет о кочевниках-скотоводах). Их основным занятием никогда не было скотоводство. "Они не обладали ни отарами, ни табунами". Далее Анисимов напоминает, что Эльдат га Дани говорит, что люди племени Исахарово "не имеют своих хлебопашцев и все покупают за деньги". А наши предки, в отличии от этих кочевников, подчеркивает Н. Анисимов, были оседлым народом и занимались земледелием, которое было их основным занятием и источником существования, как и в те времена, когда они жили в Иране. Подводя итоги своего критического анализа взглядов Вс. Миллера на историю, этническое происхождение, религию и, в известной степени, языка татов-иудаистов, Н. А. Анисимов делает следующее резюме:

"1). Таты, называемые "горскими евреями", не имеют никаких связей с евреями, которых ассирийские цари привели пленниками в Иран и Мидию;

2). Моисееву веру среди хазар распространили евреи, сбежавшие в VII-VIII веках, а, может быть, и раньше, из Византии;

3). Моисееву веру среди части татов, которые были огнепоклонниками, распространили хазары, а, может быть, и евреи, которые бежали из Византии на Кавказ;

4). Таты-иудеи, таты-мусульмане и таты-христиане составляют единый народ. Их разделила религия - вера Моисея, Христа и Магомеда". На таких же позициях стоит крупнейший востоковед-иранист с мировой известностью член-корреспондент АН Таджикистана профессор И.С.Брагинский. В своей статье о татах-иудаистах И.Брагинский пишет: "Сами таты - древняя иранская народность. Часть из них примерно в IV-VI в.в. н.э. переселились на Кавказ, в Закавказье и Дагестан. А татский язык, на котором говорят таты, является наиболее древним из сохранившихся иранских языков...

Часть татского населения на территории нашей страны, - продолжает ученый, - под влиянием различных исторических обстоятельств приняла ислам, другая - иудаизм, а незначительная часть - армяно-григорянство. Таты-иудаисты, которых в прошлом неточно называли горскими евреями, исходя из их принадлежности к иудейской вере, приняли эту веру у хазар, но признавали вначале только Тору (Пятикнижие), а до 19 в. они не были знакомы с Талмудом". Известное оживление религиозной жизни среди татов-иудаистов произошло после присоединения Дагестана к России, после знакомства с иудейским духовенством европейских евреев, заинтересованном в укреплении позиций иудаизма в Дагестане. В одном только Дербенте, где жила основная часть татского населения Дагестана, перед революцией и в первые годы Советской власти, существовали более семи нумазов (синагог) и несколько религиозных школ. Молитвенные дома иудеев были в Буйнакске, Хасавюрте и в ряде сравнительно крупных селений. Но при всем этом простой народ по-прежнему был сплошь неграмотен, не умел ни читать, ни писать. Сами раввины, как уже было отмечено, за исключением отдельных лиц, плохо владели ивритом и слабо разбирались в законах проповедуемой ими религии.

Первые евреи (европейские), которые пришли в Дагестан, были солдатами, служившими в русской армии. Потом появились сравнительно малочисленные общины европейских евреев в городах Темир-Хан-Шуре и Дербенте. Для отправления своих религиозных потребностей они строили свои, отдельные от татов-иудаистов, молельные дома-синагоги, которые резко отличались от татских нумазов (у татов-иудаистов они строились, особенно в аулах и селениях, по типу горской сакли). Таты-иудаисты, пожалуй, единственный народ среди приверженцев этой религии, которые, как указывает И.Ш. Анисимов, обращаются лицом не к востоку, где находится Иерусалим, и где стоял храм Бога Яхве, а обращаются лицом в противоположную сторону, к западу; и кафедра, престол и кивот завета находится у них в западной стене, тогда как у всех других иудеев они находятся в восточной. Следует отметить, что многие из вышеизложенных вопросов, связанные с этническим происхождением татов-иудаистов, их языком, поднимались и обсуждались еще в середине двадцатых и в начале тридцатых годов представителями старшего поколения из числа татской интеллигенции.

О том, что эти вопросы широко обсуждались тогда не только в Дагестане и Азербайджане, но среди некоторых общественных, государственных и научных деятелей и в Москве, красноречиво свидетельствуют и следующие факты. В 1931 году в популярном тогда общественно-политическом и научно-педагогическом журнале "Просвещение национальностей", издающемся в столице, под названием "Власть Советов и таты (горские евреи)". Автор этой статьи - ответственный работник аппарата Совета Народных Комиссаров СССР Д. Саввов.

Руководство республики и Дагестанского научно-исследовательского института Истории языка и литературы пришло к выводу, что т.к. татский язык, общий с другими группами татов (мусульман и христиан), наличие с ними много общего в историческом прошлом, материальной и духовной культуре, обычаях и т.д., то можно отнести татов-иудаистов к татской народности по всем признакам, составляющим этнос народа, посчитали целесообразным именовать народность не по географическому и религиозным признакам ("горские евреи"), а по национально-языковому - "таты".

В 1937 г. в Конституции, принятой единогласно Вседагестанским съездом Советов, это название за народность было закреплено.

Делись добром ;)