Кабала. История архаических и нехристианских религий

контрольная работа

2.2 История каббалы

Возникновение каббалы разные исследователи относят к разным эпохам, начиная с вавилонского плена (585-535 гг. до Р. Х.) и до XII в., периода расцвета еврейской философии. Согласно истории еврейского народа, во время вавилонского плена иудеи забыли свой язык. И для них стал непонятен текст Священного Писания, поэтому читать и понимать его народу приходилось через толмача. На этой почве сложилось предание, что иудеи в плену познали тайную халдейскую мудрость и начали свозь призму этого эзотерического учения толковать Писание. Так как текст Писания был написан без комментариев, он нуждался в них. Комментаторы (таргумы), составляя толкование, давали свои интерпретации тексту. Это дало повод и в дальнейшем искажать смысл Писания, что, в конце концов, привело к вырождению истинного понимания его смысла и к возникновению иудейского эзотеризма. Таким образом возник Талмуд, а затем, ко времени пришествия Христа, сформировалось законченное философско-религиозное эзотерическое учение, которое в дальнейшем получило название каббалы.

Знакомство с магией Вавилона не оставило безразличными многих еврейских законоучителей. Соблазнившись тайным знанием и обещанием власти, они начали искать магическую силу в тексте Писания. Первоначально каббалистические идеи были смешаны с талмудическими толкованиями, но затем, впитывая в себя языческий мистицизм и античную философию, они оформились в отдельное каббалистическое учение. Так, например, еврейские законоучители Гиллел, Наум Тимзо (I в. до Р. Х.), Акива (II в. по Р. Х.) дошли в своих выводах до того, что утверждали, что "каждое слово, каждый слог, каждая буква и каждая частичка (Писания - прим. автора) - все имеет таинственный смысл".

Такое направление иудейской мысли связывалось с определенными политическими событиями. Судьба иудейского народа шла вразрез с его ожиданиями и чаяниями. Иудея была разорена и переходила из рук в руки, народ находился в постоянном рабстве. Но, наряду с этим, иудеи вопреки истинному пониманию Писания считали себя избранным народом, который, как высшая раса, должен был господствовать над языческими народами и порабощать их. Поэтому они не могли понять, почему, будучи выше язычников, они находятся у них в рабстве. Это вызывало у них мучительные переживания, и весь иудейский народ ожидал мессии. Который, придя, осуществит их мечты, и они наконец займут достойное место среди народов и воцарятся над миром.

Помимо этого, некоторые из них начали искать и иную возможность достичь власти и силы. Будучи пропитаны духом египетского и вавилонского религиозного вероучения, они поддались соблазну оккультизма и начали искать в Писании некий скрытый тайный смысл, с помощью которого они бы могли освободиться от римского владычества или же обрести особую божественную власть. Предаваясь такому изучению текста Писания, книжники заражались чувством превосходства над простым народом, не знавшим особенного скрытого смысла Писания. При этом, надеясь на свои способности и тайные знания, они постепенно теряли веру в истинного Бога и заменили истину на свои собственные домысли и представления. В частности, Талмуд они ставили выше Торы.

Естественно, что неверие, стремление к превосходству и господству не имели ничего общего с истинным пониманием Ветхого Завета. Христос обличал фарисеев и книжников, указывая, что они потеряли дух Божий и поклоняются иному духу: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин.8: 44). Одним из мощных средств порабощения диаволу и была каббала. Она обещала иудеям все то же, что и диавол Еве в раю: истинное знание, силу, власть, бессмертие. Каббала постепенно вошла в учения всех тайных обществ как Палестины, так и за ее пределами. Особенно популярным каббалистическое учение было у гностиков. Первыми гностиками были иудеи Симон Волхв и его ученик Менандр.

По предположению некоторых исследователей, каббала сохранялась в великой тайне от непосвященных, и только в XII-XIII вв. она стала достоянием гласности благодаря Моисею Леонскому. Он был знаком со многими каббалистами того времени, заполучил обманным путем от них каббалу и издал ее, предоставив возможность изучать ее всем желающим. С момента своего появления каббала сразу становится достоянием оккультного мира и признается им в качестве основного источника оккультизма. Каббалистическое учение целиком легло в основу оккультной философии Средневековья, с некоторыми дополнениями и изменениями воспринято теософией Е.П. Блаватской.

В XVII в., когда было много гонений на евреев (в частности на Украине), еврейские мистики пришли к выводу, что избавление начнется тогда, когда страдание народа достигнет высшей точки. Был предсказан и год явления Мессии. Он совпал со временем истребления евреев на Украине. В 1648 г. в синагоге турецкого г. Смирны появился молодой человек Саббатай Цви. Он произнес вслух неизреченное Имя Бога (что позволялось лишь первосвященнику в Храме раз в год в день праздника иом-Кипур) и провозгласил себя Мессией. К тому времени Саббатай был известен своей аскетической жизнью и успешным изучением каббалы. Присутствующих в синагоге поразила такая неслыханная дерзость. Его немедленно отлучили от синагоги. И он был вынужден покинуть город. Но его притязания признала община Иерусалима, а затем и многие другие общины. К нему в Иерусалим стекаются евреи со всех концов Европы. Более половины евреев всего мира верят, что он и есть долгожданный Мессия. Мессианское достоинство Саббатая Цви косвенно подтверждается преданием. Согласно к-рому Мессия должен родиться в день падения Первого и Второго Храма - 9 августа. Саббатай Цви родился именно в этот день. Саббатай женился на девушке из Польши, семью к-рой убили казаки Хмельницкого. Девушка чудом уцелела, и ей было видение. Что она станет невестой Мессии. Для многих их брак стал убедительным подтверждением того, что Саббатай действительно Мессия. Когда она умерла, он вторично женился, но на сей раз невестой его была не девушка: он заключил символический брак со свитком Торы.

Саббатай Цви не оставил никакого письменного учения, но до нас дошла его благословение: "Хвала Тебе, Господи, Который позволяет запретное". На вершине славы Саббатай Цви отправился в Стамбул. Чтобы обратить в свою веру турецкого султана. Но султан заточил его в тюрьму и предложил выбор: смерть или принятие ислама. Мало кто сомневался, что Саббатай предпочтет смерть, но, к изумлению и ужасу многих, он выбрал ислам. Однако и этот акт не отвратил от него некоторых последователей. Они стали искать тайный смысл происшедшего и нашли его, используя каббалистическую аргументацию. По их мнению, для спасения мира Мессия должен сойти в самую бездну греха, что и сделал Сабботай Цви, верный своему призванию. Подобный теоретический вывод привел к массовому принятию ислама последователями Саббатая Цви. Так возникло течение дёнме, просуществовавшее вплоть до начала XX в.

Движение Саббатая Цви получило название саббатианства. Последним крупным саббатианцем был Яков Франк, живший в Польше столетием позднее. Яков Франк утверждал что в нем пребывает дух Саббатая Цви, что все религиозные запреты сняты, все ранее запретное разрешено, что теперь все позволено и грешить похвально, ибо таким образом сила зла преодолевается изнутри. И он усердно демонстрировал это своей жизнью. В конце концов Яков Франк и его последователи приняли католичество.

Пример Саббатая Цви и Якова Франка привел раввинов к убеждению, что необходимо каким-то образом ограничить доступ к изучению каббалы, потому что человек с незрелым умом и злой направленностью воли способен делать из мистического учения чудовищные выводы.

Делись добром ;)