Кабала. История архаических и нехристианских религий

контрольная работа

2.3 Письменные источники каббалы

Центральная книга каббалы - "Зогар" ("Сияние"), написанная на арамейском языке, - была обнародована Моше де Деоном в Кастилии (центр. часть Испании). Согласно традиции, ее автором считается живший во II в. Шимон бен Иохай. Во время правления имп. Адриана (117-138) он 12 лет прятался в пещере, спасаясь от жестоких гонений. Рассказывают, что пророк Илия являлся ему, чтобы поведать мистические тайны. Этот духовный опыт и был зафиксирован в книге "Зогар". В ней предпринимается попытка постичь сокровенный смысл Торы, понять зашифрованные в символах тайны Бога и творения.

В одном из комментариев к Зoгapy приводится такая история появления этой книги: "Рассказывают, что книга Зoгap была спрятана в одной из пещер возле Мерона и нашел ее там араб, и продал бродячим торговцам из верхней Галилеи. И несколько листов из нее попало в руки некоего мудреца, пришедшего с Запада. И он пошел, и стал искать, и собрал все листы у торговцев, а часть нашел в мусоре, так как обнаружил, что торговцы, продавая снедь, завертывали ее в эти листы Авраам Азулай. Ор гa Хама. Йерушалаим, 1886, л. 2".

Согласно чёткому свидетельству Ицхака бен Шмуэля из Акры, который в начале XIV века собрал противоречивую информацию относительно возникновения и природы Зогара, эта книга была опубликована по частям испанским каббалистом Моше де Леоном (умер в 1305 г.), после того как он встретил Ицхака из Акры. Этот каббалист с 1286 по 1293 гг. написал много книг на иврите, носящих его имя. Он был связан с несколькими каббалистами своего времени, включая Тодроса Абулафия и его сына, Иосифа из Толедо, одного из лидеров кастильского еврейства, который поддерживал Моше де Леона.

Наиболее ранний первоисточник книги Зогар датируется примерно 1270 годом, что позволяет некоторым исследователям утверждать, что Зоар был написан значительно позже II века н.э. По мнению Гершома Шолема, книгу написал сам Моше де Леон.

Сложившийся к настоящему времени кодекс "Сефер гa-Зoгap" представляет собой структурно сложную книгу, состоящую из множества текстов. Три главных тома Зoгapa выстроены в форме толкования Торы (Пятикнижия), при этом первый и второй том являются толкованиями соответственно первой и второй книги Пятикнижия (Берешит и Шмот), а третий - остальных книг (Ваикра, Бамидбар, Дварим).

Ещё один том, так называемый Зoгap Хадаш (Новый Зoгap), содержит толкования, не вошедшие по каким-то причинам в другие тома. Помимо основной части, которая собственно и именуется Зoгap, в состав книги входят ещё несколько текстов. Вот главные из них:

§ Сифра де-Цниута (Сокровенная Книга) - это анонимный рассказ о наиболее глубоких аспектах и внутреннем смысле Мироздания. Содержит пять небольших по объёму глав. Входит в состав второго тома Зoгapa.

§ Идра Раба (Великие Покои) - рассказ о тайнах, которые рабби Шимон открыл узкому кругу своих учеников. Здесь подробно излагается то, о чём лишь намёком сказано в Сифра де-Цниута. Этот текст находится в третьем томе Зoгapa.

§ Идра Зута (Малые Покои) - излагает те тайны, которые рабби Шимон открыл ученикам перед своей кончиной. Текст также располагается в третьем томе.

§ Мидраш Неелам (Скрытый Мидраш) - эта часть, фрагментами располагающаяся в первом томе Зoгapa и в Зoгap Хадаш, во многом подобна основной части Зoгapa. Текст здесь не только на арамейском языке, но и на иврите, и в качестве действующих лиц выступают иные, чем в Зoгape, авторитеты Мишны и Талмуда.

§ Ситрей Тора (Тайны Торы) - отрывки с таким названием находятся в первом томе Зoгapa. По своему характеру Ситрей Тора подобны Мидраш Неелам и посвящены преимущественно тайнам души и именам ангелов.

§ Раза де-Разин (Тайна Тайн) - текст, повествующий о тайнах физиогномики и хиромантии. Находится во втором томе Зoгapa.

§ Райа Meгемна (Верный Пастырь) - мистическое толкование заповедей Торы. Центральным действующим лицом этого текста является пророк Моше (он и зовётся верным пастырем). Помимо него в разделе действуют пророк Элиягу, рабби Шимон и не называемые по именам праведники Мишны и Талмуда. Судя по составу действующих лиц, само действие происходит за гранью этого мира. Отрывки под названием Райа Meгемна содержатся во втором и третьем томах Зoгapa.

§ Ситрей Отийот (Тайны Букв) - этот текст находится в Зoгap Хадаш и посвящён тайнам еврейского алфавита.

§ Тикуней гa-Зoгap (Исправления Зoгapa) - эта книга составляет отдельный том и содержит семьдесят толкований первого слова Библии. По стилю, языку и другим особенностям этот текст близок к Райа Meгемна.

§ Остальные тексты, которые обычно выделяют, говоря о структуре Зoгapa, представляются второстепенными или примыкающими к перечисленным выше, и поэтому здесь не приводятся.

Согласно еврейской религиозной традиции, до нас дошла лишь малая часть этой книги. "Воспринял я предание, что книга эта была столь велика в своём объёме, что собрав её вместе, можно было целиком нагрузить верблюда Шалшелет ha-Кабала. Жолков, 1822, л. 23".

Книга представляет собой беседу трех ученых: Хизкии, Шимона и его сына Элиэзера, которые обсуждают "тёмные места" Писания. В Зоаре подчеркивается противопоставление устной Торы (Закона) Торе письменной.

Особое внимание они уделяют первым словам Библии: берешит (в начале). В начале Бог сотворил таинственное мерцающее светило. Неизвестный Бог стал Элохимом. Безвидная и пустая земля обозначены в Торе как тоху (хаос) и боху (бесформенность). Разделения и несогласия в мире предшествуют грехопадению, ибо связаны с отделением Богом воды и суши. Вместе с рыбами Бог творит и Левиафана.

При сотворении человека наряду с Элохим упоминается женское начало Шехина. Первой женой Адама названа Лилит, которая однако не стала ему помощницей. Затем была образована Ева. Четыре реки Эдема уподоблены чётырём сфирот: Хесед, Гвура, Нецах и Ход.

каббала еврейская религия ветхозаветная

Змеем-искусителем (ивр. рзщэ, нахаш) был Самаэль, верхом на змее. Сыном Самаэля и Евы стал Каин, а женой Каина была демоница, которая наплодила множество демонов. Одна из дочерей Каина Неема соблазнила сынов Божьих Уззу и Азаеля, чем навлекла на Землю потоп.

Делись добром ;)