Католицизм в современном мире

реферат

4. Организация Римско-католической церкви

В отличие от других направлений в христианстве, католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы - Римского папы - Ватикан, город-государство на территории Рима (44 га). Применительно к Ватикану применяют два разных определения: «Апостольская столица» и «Государство-град Ватикан».

Первое означает конфессиональный центр, под вторым подразумевается абсолютистское государство, главой которого является глава католической церкви. Таким образом, нынешний Римский папа является единственным абсолютным монархом на планете, объединяющим в своем лице высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Государство-град Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн (музыку к нему написал в XIX в. французский композитор Шарль Гуно), почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти. В настоящее время, как суверенное государство, Ватикан обменивается дипломатическими представителями со 146-ю государствами мира, в том числе и с Италией, на территории которой он находится. Дипломатические отношения Ватикана с некоторыми государствами дополнены конкордатами - соглашениями с правительствами этих стран, где оговорены положение католической церкви, ее права, условия функционирования.

Подлинным правительством Ватикана является римская курия - орган папской администрации. Она осуществляет повседневное руководство всеми сторонами жизни Римско-католической церкви и ватиканского государства. Главное учреждение римской курии - государственный секретариат. И если Римский папа является верховным правителем Ватикана, то назначаемого им генерального секретаря можно считать главой правительства, поскольку его полномочия в целом совпадают с функциями премьер-министра любого светского государства.

Помимо государственного секретариата, в состав курии входят 9 своеобразных министерств - конгрегации - по вопросам вероучений, восточных церквей, богослужения и соблюдения таинств, ленонизации, по делам епископов, евангелизации народов, по делам духовенства, институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни, католического образования. Другими самостоятельными учреждениями курии являются папские трибуналы, канцелярии, апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью церкви Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994. С. 8..

Католическая церковь как организация сложилась в условиях феодализма и приняла форму, типичную для административного устройства феодального государства. Первичной ячейкой католической церкви является приход (парафия), который управляется священником. Приходский священник назначается епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют так называемый деканат, но декан является лишь связующим звеном между приходом и папской курией. Деканаты объединяются в свою очередь в более крупные подразделения - диоцезы, которыми управляют епископы. Несколько диоцез образуют митрополию, или архиепископство. Архиепископы (митрополиты), как и примасы (главы национальных церквей), в настоящее время скорее почетные звания, так как каждый епископ подчиняется непосредственно папе. Высший (после папы) духовный чин в католической церкви - кардинал. Кардиналов назначает сам папа с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии. Римский папа - абсолютный пожизненный правитель церкви - избирается через 18 дней после смерти очередного главы Ватикана кардиналами, которых созывают по этому случаю на специальное закрытое собрание - конклав. Для избрания папы требуется 2/3 голосов участников конклава плюс один голос. Число участников конклава не должно превышать 120. По католическому учению, в папе сосредоточена вся полнота церковной власти: без его санкции ни в одной стране не может быть поставлен или отставлен епископ, созван собор, издан какой-либо церковный закон. Своими декреталиями и буллами папа может не только определять всю жизнь церкви, но и устанавливать либо изменять церковные обряды и каноны (правила церковной организации, вероучения и культа).

Папе воздаются особые церковные почести. Новоизбранный папа восходит на престол, на котором приносится бескровная жертва, возлагает на себя корону - не простую епископскую митру, а тиару, т.е. тройную корону, в знак получаемой им власти в церкви, в земном и загробном мирах. На официальных приемах у папы все представители высшей церковной иерархии должны преклоняться перед ним и целовать его туфлю, на которой изображен крест. Во время торжественных процессий папа появляется перед народом на устанавливаемом на носилках троне, под балдахином, в сопровождении множества церковных сановников и дает благословение не только городу Риму, но и всему миру Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994. С. 9-10..

Католическая церковь располагает огромной армией священнослужителей и монахов. В 1996 г. в мире насчитывалось около 450 тыс. священников, действующих почти в 200 тыс. приходов, свыше 1 млн. монахов и монахинь. Монахини, а их большинство (866 тыс.), работают в сфере здравоохранения, воспитания, образования, миссионерстве. Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордены. Внутренняя жизнь каждого ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую степень централизации власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются «нищенствующие» ордены - францисканцев, бернардинцев, капуцинов, доминиканцев и некоторых других, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный доход. Другие ордены, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели.

Особое место среди католических монашеских орденов занимал и занимает орден иезуитов, основанный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой. Орден подставляет собой элитарное «государство в государстве» со строгой централизацией (абсолютная власть внутри ордена принадлежит генералу ордена), строгой субординацией и беспрекословным подчинением младших старшим. В настоящее время орден иезуитов руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, которые посещают 1,5 млн. человек Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1998. С. 97..

католицизм идеологический вероучение обрядность

Делись добром ;)