Католическая сакраментология

курсовая работа

§4. Таинство покаяния

таинство соборование католицизм православие

Выполняя волю Христову, переданную в Священном Писании, Церковь с самого начала занималась отпущением грехов верующих. Практика совершения этого была чрезвычайно разнообразна, и в ней можно выделить несколько этапов. Можно условно говорить о первом периоде, который продолжался до VI века. В это время действует принцип публичного канонического покаяния в тяжких грехах. Он предусматривает включение верующего, посредством литургического обряда, в чин кающихся; после этого верующий «исповедует » свои грехи епископу или пресвитеру. Болотов В.В. «Лекции по истории Древней Церкви» Т-1, М., 1994 С.79. Затем следует совершение публичных или частных покаянных дел, необходимых для обращения и получения прощения. К концу этого более или менее длительного периода происходит епископ совершает обряд возложения рук на голову кающегося в знак его примирения с Церковью и дарования ему Святого Духа. Для такой процедуры прощения характерен суровый суд и важны покаянные действия, приводящие к осознанию тяжести греха, особенно греха, совершенного после Крещения, а также к осознанию необходимости порвать с языческими обычаями. Следствием этого, однако, явился тот факт, что лишь немногие христиане прибегали к такого рода публичному покаянию. Исключительный характер Покаяния был связан, в первую очередь, с невозможностью его повторения (аналогично Крещению). Каноническое покаяние действительно может происходить один раз в жизни, и после Крещения грешник лишь один раз получает отпущение грехов («второе» крещение, или «трудное» крещение). Но следует помнить, что в этот период, наряду с описанным типом покаяния, были и иные способы примирения и допущения к общению, в частности - к общению в Евхаристии.

Начиная с VII века в практику покаяния постепенно вводится возможность его повторения. Христианин, повторно совершивший тяжкий грех, может вновь быть допущен к покаянию и получить прощение. Богослужебный обряд становится «частным», поскольку отпадает необходимость публичного включения человека в чин кающихся. Кроме того, в покаянных книгах начинают перечислять «дела искупления» в зависимости от тяжести вины. Отпущение происходит посредством возложения рук и чтения молитв без присутствия народа и необязательно при каких-то особых обстоятельствах.

Начиная с IX века происходит существенное изменение практики покаяния. Грехи отпускаются кающимся вслед за их осуждением кающимся, а совершение покаянных дел переносится на более позднее время. Это ведет к уменьшению значимости покаянных дел для очищения и прощения грехов. Большее значение приобретает признание грехов перед священником, это рассматривается как акт смирения, а также покаяния. С этих пор от христианина требуют, чтобы он принимал таинство Покаяния через определенные промежутки времени.

Еще в XIII в. римско-католические богословы отстаивали положение, согласно которому для получения отпущения грехов в таинстве Покаяния не требуется глубокое сокрушение, продиктованное любовью к Богу, а достаточно неполного сокрушения, то есть более легкого сожаления о грехах, продиктованного страхом или другими мотивами. Это положение прочно утвердилось в римско-католическом богословии. В XVI в., несмотря на то, что протестанты резко критиковали это положение как безнравственное, сущность его была подтверждена Тридентским Собором (1545--1563). Васильев В., Алексеев Г. «Современный католицизм. Вопросы и ответы» М.,2000 С.139.

В XVII в. вокруг учения о возможности получить в таинстве Исповеди отпущение грехов без любви к Богу велись споры. Но и в среде самих римско-католических епископов и богословов нашлись отдельные лица, которые утверждали, что и неполное сокрушение, для того чтобы быть действенным, должно включать хоть некоторые зачатки любви к Богу. Михневич Д.Е. «Очерки из истории католической церкви» М., 2000 С.127. Большинство же католических богословов решительно возражало против этого.

Папа Александр VII, чтобы смягчить возникшие в лоне самой Римско-католической Церкви соблазнительные споры, запретил в 1667г. представителям обеих сторон, какое бы иерархическое положение они ни занимали, произносить осуждение на своих противников. Вместе с тем папа Александр признал, что отрицающие необходимость какой бы то ни было любви к Богу в таинстве Исповеди представляют мнение более распространенно.

Делись добром ;)