Католическая сакраментология

курсовая работа

§5. Таинство Соборования.

Благословение, совершаемое епископом, считалось основой таинства. Именно его и называют таинством (Елеосвящением), а не само помазание елеем, которое могли исполнять не только пресвитеры, но и миряне. Благословение означает призывание Духа Святого на елей, дабы он исцелял болезни и восстанавливал здоровье. Молитва, которою совершается благословение, несомненно, имела в то время большее значение, чем та, которая читается над болящим и за болящего; об этом говорится в Послании Иакова. Клеман О. «Истоки. Богословие отцов древней Церкви» М., 1994 С.114. Считают, что через помазание елеем больной получает «здоровье» и «укрепляется» для земной жизни. В первую очередь, оно, таким образом, имеет отношение к телу человека, однако для лучшего понимания его действия не следует забывать о целостности человека. Таинство не может преподаваться оглашенным и кающимся; его удостаивают только христиан, живущих в церковном общении, и оно считается средством против болезней и недомоганий. Несмотря на скудость свидетельств, мы можем заключить, что таинство было распространено и совершалось без отсрочки.

Начиная с VIII века в чинопоследовании таинства, хотя и сохраняется благословение епископа, основное внимание переносится на сам акт помазания елеем болящего. Таинство попадает в чрезмерно большую зависимость от Покаяния и становится как бы формулой отпущения грехов. Поскольку Покаяние тогда соотносилось с концом человеческой жизни, то и Елеопомазание все чаще преподается умирающим, оно становится «Последним Елеопомазанием» в преддверии смерти. Формулы таинства теперь включают в себя отпущение грехов, сообщение «силы против лукавого». Болотов В.В. «Лекции по истории Древней Церкви» Т-1, М., 1994 С.91. Так потребность в благодати духовной берет верх над потребностями тела. Испрашивается прощение грехов, совершенных человеком, и для достижения этого осуществляется помазание елеем различных частей тела, прежде всего тех, которые связаны с пятью чувствами человека.

С этого момента Церковь действует через священников, теперь только они имеют право совершать Елеопомазание, которое теперь необязательно происходит в частных домах, теряет свой домашний характер и преподается в соответствии со строго определенным обрядом. Елеопомазание становится литургическим и таинственным действием, смысл и эффект которого точно определены, несмотря на некоторые различия в толковании частностей; их устранил только, Второй Ватиканский Собор благодаря возвращению к патристическим традициям. Кренцер Ф. «Завтра мы снова будем верить: Основы католического вероучения» М., 1993 С.231. В этот период в центре таинства все еще находится освящающий елей епископ-служитель Божественного милосердия, знак единства и участия всех христиан в жизни Церкви. Если святой Бонавентура считал, что при Елеопомазании отпускаются грехи обыденные, то, согласно учению святого Фомы, в этом таинстве человек избавляется от грехов, о которых болящий забыл, вместе с духовными немощами, а также от последствий первородного греха и личных грехов. Против подобных слабостей христианин укрепляется посредством «Последнего Елеопомазания». Клеман О. «Истоки. Богословие отцов древней Церкви» М., 1994 С.116.

По мнению средневековых теологов Елеопомазание завершает исцеление, начатое в таинстве Покаяния, и освобождает человека от временной кары за грех, так что ничто уже не мешает ему приобщиться к славе вечной. И, наконец, следует принимать во внимание, что, по общепринятому мнению, таинственная сила сообщается елею только благодаря его освящению епископом. Основание этого утверждения содержится в Предании.

Следует отметить, что Флорентийский Собор, присоединяя Елеопомазание болящим к другим таинствам Церкви, тем самым подтверждает, что оно совершенствует христианское покаяние, и что вся жизнь христианина должна быть, прежде всего, постоянным покаянием, вплоть до самого конца. Хрестоматия: «Современное католическое богословие» М., 2007 С.157. Кроме того, Покаяние и Елеопомазание являются таинствами Исцеления, каждое, однако, по-своему: первое таинство - это действенный знак прощения личных грехов, второе таинство - это действенный знак утешения и укрепления болящего посредством его приобщения к Кресту Христову.

После, Второго Ватиканского Собора необходимость новой формулировки чина таинства побудила Павла VI опубликовать 30 ноября 1972 года Апостольскую конституцию. В ее основной части указывается, каким отныне будет таинство согласно Римскому обряду: «Таинство Елеопомазания больных относится к тем, кто опасно болен, и состоит в помазании им лба и рук оливковым маслом или, в силу необходимости, любым другим растительным маслом, предварительно освященным, и в произнесении каждый раз только следующего: (...)». Такая формулировка была установлена, чтобы лучше выразить таинственное действие, в строгом соответствии со словами апостола Иакова.Мчедлов М. П. « Католицизм» М., 1970 С144.

Как уже говорилось, служитель этого таинства -- священник. Тридентский Собор уточняет и устанавливает, что пресвитеры Церкви, которые молятся и помазывают больного, должны быть не просто старшими по возрасту или по положению, занимаемому ими в церковной общине, но подлинными священниками, поставленными через рукоположение, и потому единственным служителем таинства Елеопомазания болящих может быть только священник. Хомяков А.С. «Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях». Т.2, М., 1994. С.128. Это положение было восстановлено Павлом VI в уже цитировавшейся Апостольской конституции и в Кодексе канонического права.

В отношении Таинства Соборования следует сказать, что воззрение на Соборование или Елеоосвящение у католиков сейчас фактически не отличается от православного. Православное воззрение на Соборование - как на последнее помазание, которое преподается только умирающим отринуто. Сейчас они вернулись к изначальному церковному новозаветному взгляду на Соборование, как на Таинство, которое преподается болящим, а не умирающим. Под очевидным влиянием католичества в XVIII-XIX веках у нас тоже Соборование употреблялось преимущественно для людей, находящихся у порога земной жизни.

Делись добром ;)