Книги царя Соломона в корпусе Учительных книг Ветхого Завета. Особенности богословия

дипломная работа

1. Учительные книги в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета

Постановка цели и задач настоящего исследования побуждает начать работу с рассмотрения общих вопросов, связанных с книгами Священного Писания Ветхого и Нового Завета, а также с Учительными книгами в корпусе литературы Священного Писания Ветхого Завета.

Термин «Библия» как собрание священных книг Ветхого и Нового Завета имеет греческое происхождение, на русский язык греческое «фЬвйвлЯб» переводится как «книги, собрание книг». Святая Православная Церковь учит нас о том, что Святая Библия это не просто собрание древних книг, а особый круг священной литературы, написанной по вдохновению от Святого Духа людьми, избранными от Бога, называемыми пророками и апостолами1.Впервые термин «библия» в отношении книг Священного Писания был употреблен в IV в.свт. Иоанном Златоустом и свт. Епифанием Кипрским.

Святая Библия разделяется на два отдела - Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию слово «завет», означает союз Бога с людьми. Союз Бога с людьми не требовался во время блаженного состояния прародителей в раю, но стал необходимым после грехопадения, когда человек отверг заповедь Творца и разорвал связь с Богом как источником своего бытия. По свидетельству Библии, Ветхий Завет или первый союз человека с Богом, был заключен во дни патриарха Ноя (Быт.6:18), регулярно нарушался людьми и восстанавливался, и продолжался до пришествия Христа Спасителя в мир. История человечества от сотворения мира до пришествия Христа Спасителя, а также истины Божественного Откровения этого периода человеческой истории зафиксированы в корпусе священной литературы, называемой Священным Писанием Ветхого Завета. Традиция Святой Православной Церкви насчитывает 50 книг Священного Писания Ветхого Завета, условно подразделяемых на IV отдела: законоположительные, исторически, учительные и пророческие. В этих книгах содержится описание завета Бога с израильским народом, избранным Им для хранения истиной веры среди языческих народов, законы и правила жизни, данные ему Богом, пророчества о его судьбе и о пришествии Спасителя.

Пришествие в мир Христа Спасителя ознаменовало наступление эры Нового Завета Бога с людьми, когда было положено начало поколению людей, живущих по заповедям Христовым и обновленных благодатью Святого Духа. История земной жизни Христа Спасителя, Его заповеди, проповедь Евангелия святыми апостолами, первые годы существования Церкви Христовой составляют корпус книг под названием Новый Завет. Новый Завет составляют писания святых апостолов: четыре Евангелия, Деяние святых апостолов, XXI апостольское послание и Откровение св.ап. Иоанна Богослова , или Апокалипсис.

На протяжении веков Святая Библия всегда оставалась бесценным кладезем Божественной мудрости и руководством в жизни. Например, поэт Байрон носил с собой карманную Библию, в которой написал собственноручно слова: «В этой Священной книге -тайна всех тайн. Счастливы среди всех смертных те, которым Бог даровал милость слушать, читать, с молитвой произносить и благоговейно воспринимать слова этой книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям. Но лучше было бы никогда не рождаться тем людям, которые читают ее только с целью, чтобы сомневаться и пренебрежительно относится к ней»Молотков С.Е. Практическая Энциклопедия православного христианина. - СПб., 2001. - с.20. . Еще одно высказывание принадлежит известному романисту Вальтеру Скоту. Будучи уже на смертном одре он произнес: «Что только Библия не предлагает, что только она ни дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавления от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это дар Бога людям, любящим и почитающим Его Слова»1Игорь Жилов, свящ. Что говорят знаменитые люди о Библии. - Юрьев, 1913. - с.36. .

Итак, Святая Библия насчитывает семьдесят семь книг, из них пятьдесят книг Ветхого Завета и двадцать семь книг Нового Завета. 39 Ветхозаветных книг являются каноническими книгами. Это означает, что Церковью признается исключительное богодухновенное достоинство именно этого числа книг. Однако в Ветхом Завете есть неканонические книги, которые, не являясь богодухновенными, в то же время признаются Церковью полезными для чтения и назидательными для души2Что такое Библия . Религиозно-философская библиотека / Вып.12 - Сергиев Посад, 1915. - с.28.. Книги Библии создавались на протяжении многих веков, людьми разных поколений и, даже, народов, что обусловило столь большое число книг Священного Писания и их необычайную пестроту с точки зрения стиля и содержания. Традиция Святой православной Церкви знает четырехчастное деление книг Ветхого Завета. Пять книг пророка Моисея или Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие - составляют первый отдел, который содержит историю первобытного человечества, а также основные принципы ветхозаветного Законодательства. Второй отдел книг Священного Писания Ветхого Завета составляют Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, 4 книги Царств, 4 книги Паралипоменон, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, книга Есфирь. Эти книги повествуют нам об истории еврейского народа, о писателях и хранителях священных книг. К третьему отделу Священных книг относятся Учительные книги: Книга Иова, Псалтырь, книга Притчей Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней. Книги этого отдела содержат, преимущественно, поучения и наставления. Последний отдел составляют Пророческие книги Ветхого Завета: Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Кроме того как мы знаем в Библии находятся еще девять неканонических книг: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Вторая и Третья Книги Ездры, три Книги Маккавейские. В науке принято считать, что эти книги были написаны уже после того, какбыл сформирован канон Священных книг Ветхого Завета.

Однако при видимой множественности книг и всем разнообразии содержания Библия представляет собой неразрывное единство Духа и смысла, поскольку Один и Тот же Дух Святой, по учению, Святой Православной Церкви, вдохновлял священных писателей разных поколений на создание книг Библии, в которых неизменное Божественное Откровение облекалось в литературную форму той или иной эпохи. Единство смысла Священного Писания обусловлено главной идеей, которую раскрывает Библия - это идея воспитания и спасения падшего человека. Многовековая история формирования Библии отразилась в некоторых ее книгах. Так, о начальном периоде истории формирования корпуса книг Ветхого Завета мы узнаем из книги Бытия. Богодухновенный Моисей, записавший откровения, законы и повествования, дал повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: «Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего» (Втор. 31, 26). Затем в течение продолжительного времени до пророка Самуила священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисея с повелением хранить их в одной книге. После пророка Самуила собирателями и хранителями священных книги Ветхого Завета были старейшин еврейского народа и пророки, о чем неоднократно упоминается в книге ПаралипоменонБиблия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1988. - с.4..

Последующие главы будут посвящены анализу Учительных книг Священного Писания Ветхого Завета, которые были написаны царем Соломоном. Таким образом из поля зрения выпадают несколько книг, либо не связанных с именем великого царя, либо надписанных его именем, но не принадлежащих ему. Это книга Иова, Псалтирь, книга Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова. В связи с этим представляется необходимым уделить немного внимания и этим выдающимся памятникам отдела Учительных книг Священного Писания Ветхого Завета.

Первая книга которую мы рассмотрим это книга Иова, эта книга говорит сама за себя и об авторе ее написания. Книга Иова получила название от главного действующего лица описывающего истории страданий которые послужили темой к раскрытию и решению вопроса об отношении земных благ к нравственному достоинству человека в форме исторической священной поэмы и раскрывается в художественном рассказе о действии положении и разговорах исторических лиц. Можно сказать, что Истории страдания Иова не вымысел с нравоучительной целью писателя книги, а действительный исторический фактор по свидетельству самой книги. Изучая саму книгу можно сказать ,Книга Иова изложена в форме диалога между Иовом и его друзьями и между Богом и Иовом. Появляется мнение, что поводом к написанию книги были чрезвычайно тяжелые испытания - страдания Иова. Иову было непонятно, зачем родится и живет человек, поскольку его могут постигнуть такие незаслуженные наказания . По воззрениям Иова, жизнь человека на земле есть испытание его духовных сил, и чем оно лучше выдерживается, тем, по закону справедливости, должна быть выше и награда . По отношению к себе Иов видит непонятное и полное нарушение этого закона. Он не знает за собой никакого сознательного греха, а страдает (VII,20; IХ,21). Пред ним стоит вопрос: как понять и объяснить свои незаслуженные страдания? Как видно из самой книге , друзья Иова, исходя из того положения, что Бог правосуден и незаслуженно никого не наказывает, объясняют страдания Иова его грехами, что счастье и несчастье человека на земле находится в полном соответствии с его благочестием и нечестием. Иов принуждает друзей молчаливо согласиться с тем, что их утверждение о соответствии между нравственным достоинством и внешним положением человека на земле не соответствует действительности . Если это так, то есть мнение как же тогда объяснить все это с понятием о Боге как благом Промыслителе мира и праведном Судии? Ответ на него дается в речи Бога к Иову. Господь указывает на многочисленные явления и предметы физического и животного мира и на их внутреннюю целесообразность и господство в мире Промысла Божия. Из этой речи становится ясным, что судьба человека в руках Промысла Божия, и отрицание его ведет к пагубным последствиям в духовном совершенствовании. Последующая жизнь Иова стала наглядным примером, что верность человека Богу и следование Его заповедям награждаются и здесь, на земле. Рассмотрим мнения об книге Иова известных людей.

Епископ Александр (Милеант) говорит, что цель книги Иова - показать, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека. Иногда несчастье посылаются и праведникам, для большего утверждения их в добре, для посрамления наветов дьявола и прославления правды Божией. Одним словом, книга Иова затрагивает глубокую и трудно понимаемую тему связи между праведностью и наградой, злом и наказанием. Кроме того, книга Иова обладает очень высокими литературными достоинствами. Исследователь Ветхозаветных книг проф. П.А. Юнгеров пишет, что как для невинных страдальцев есть Искупитель, так для несправедливых оскорбителей есть законный Божий суд. Невыполнение в земной жизни, по воззрению Пятикнижия, Божественного правосудия приводит к вере в выполнение его за гробом. Но шеол - место мрака и страданий не может быть для страдальцев местом награды. Вера в правосудие приводит к предположению, что состояние в шеоле должно быть временным. Последний некогда восстанет на земле, Иов тогда снова оденется плотью и увидит Господа Искупителя своими будущими телесными очами . Из книги Иова можно взять, как видно, поучительный смысл: смотря на все переносимое главным героем страдания, каждый человек может задуматься о своей жизни, способны ли мы все пройти такие испытания, страдания при этом благодарить Бога за то что мы переносим их . Праведный Иов показал нам что не смотря на все испытания он ни разу не похулил Господа, не дерзнул прекратить своих страданий самоубийством и даже выразил надежду на то, что если не в этой жизни Господь помилует его, то в будущей воскресит для блаженства (см.:Иов.19,25-26).

Вторая книга которую мы рассмотрим это книга Псалтирь. Как известно, Псалтирь содержит в себе сборник церковно богослужебных песен, многие из которых имеют хвалебный характер. В православной энциклопедии говорится, что Псалтирь - это богослужебная книга, входящая в ветхозаветный канон Библии, состоит из ста пятидесяти одного псалма, которые разделены на двадцать кафизм, в конце каждой из которых помещены тропари и молитвы новозаветного содержания. Еще есть одно разъяснение Псалтырь - это древний струнный щипковый музыкальный инструмент, подобный гуслям.

Содержание Псалтири чрезвычайно разнообразно. Здесь встречаются песни благодарственные, просительные, покаянные, учительные, пророческие и др. Посредством такого разнообразия в Псалтири дается, с одной стороны, изображение Бога, как Существа Всемогущего, Творца мира и человека, Законодателя, Судии и Промыслителя; с другой, мы видим человека, существо ограниченное и слабое, склонное к постоянным падениям. Жизнь его вне Бога - жалкое существование; а жизнь в Боге и с Богом - условие душевного мира и благополучия. Все содержание Псалтири изложено в форме лирических гимнов. Теплота и искренность чувства писателя - отличительная черта всей Псалтири. Рассматривая книгу Псалтирь можно сказать, что часть псалмов относится к Спасителю - Господу Иисусу Христу , так как имеют смысл мессианской направленности, такие псалмы разделяются в прямом и преобразовательном смысле. Первые говорят только о грядущем Мессии- Господе Иисусе Христе, вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета. Книга Псалтирь была написана как известно царем Давидом , но книгу Псалтирь как видим из самой книги ,вошли и псалмы : Моисея один , это псалом восемьдесят девятый , псалмы Соломона их два семьдесят первый и сто двадцать шестой, Асафа прозорливца и его потомков - двенадцать , Емана один восемьдесят седьмой , Ефама один восемьдесят восьмой, сынов Кореевых их одиннадцать, Аггея и Захарии их два сто тридцать седьмой и сто тридцать восьмой. По книге Паралипоменон известно , что во время Езекии славили Бога словами Давида и Асафа прозорливца (2 Пар.29:30).

Есть мнение епископа Александра (Милеанта) о книге Псалтирь , где он пишет, что Псалтирь является самой драгоценной книгой Ветхого Завета. Псалтирь - это книга молитв на все случаи: в скорби , в чувстве безысходности или боязни, бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, В потребности благодарении и для вознесения чистой хвалы Творцу . Можно согласится с мнением епископа Александра (Милеанта) , что если Псалтирь книга из которой можно черпать все , что человеку нужно для наставления его на жизненном пути, значить можно уверенно сказать, что книга Псалтирь учит, как правильно поступать человеку в той или иной ситуации, значить книгу Псалтирь можно отнести в прямом смысле как книгу учительную. Святитель Филарет Московский говорит о книге Псалтирь, что вместе с учением благочестия в книге содержится также указания на историю одного, и многие пророчества о Христе Спасителе. Она есть превосходное руководство к молитве и прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном богослужении . А как известно нам , православное богослужение как в приделах одной службы, так и целого круга - суточного, седмичного и годичного - служит восхождению человеческой души к Богу. В нем проявляется вся сила любовь к Церкви и личного благочестия верующего человека. Из этого можно сделать вывод , что книга Псалтирь не только учит человека правильной жизни, но и учит как правильно приносить молитву и хваления Богу.

Первая книга которая относится к разделу неканонического раздела , это книга Премудрости Соломона она, как мы видим из книги, вся посвящена выяснению превосходства Премудрости Божией пред человеком. Этой цели автор достигает двумя путями: во-первых, указанием на ценность предлагаемого от Бога учения; во-вторых, указанием на факты из истории чудесного водительства Премудростью богоизбранного народа. Усвоение Премудрости есть самое главное и необходимое условие человеческого благополучия. Как известно из многих источников, наименование книги "Книга Премудрости Соломона" (иногда с добавлением: "сына Давидова") находится в списках LХХ, а также в переводах: итальянском, сирийском, арабском, славянском и русском. В Вульгате она надписывается: Libersарiеntiае - "Книга Премудрости". В греческой Библии - "Премудрость Соломона". Такое надписание указывает, прежде всего, на содержание книги, главным предметом которой является учение о Премудрости Божией, её начале, свойствах и действиях в мире. Имя Соломона здесь находится потому, что писатель книги ведет свою речь (иногда) от лица главного представителя и первого учители ветхозаветной библейской мудрости - царя, пророка, философа и поэта Соломона, а также потому, что предмет её учения сходен с учением книги Притчей Соломона. Имя писателя книги неизвестно. Те сведения, которые мы можем извлечь из Книги Премудрости Соломона, помогут только определить национальность писателя. Первоначальный язык этой книги, несомненно, чисто греческий. О личности писателя - общий вывод получается такой, что книга написана египетским иудеем, жившим в эпоху Птоломеев, в третьем или втором веке до Рождества Христова, получившим иудейское богословское образование, знавшим и греческую науку, особенно философию александрийской школы. Имя его не сохранилось. Иудейству эта книга была неизвестна. В новозаветных книгах видят следы знания её у апостола Павла, а далее у святых Климента Римского, Иринея Лионского, Ипполита, Киприана и др. Единство и целостность книги ныне признается всеми.

Святитель Иоанн Златоуст высказывает об этой книге следующее: «Эта книга называется премудростью Соломоновой потому что, как говорят , она написана Соломоном. В ней содержатся учения о правде, о том, как узнавать людей злых и добрых, и пророчество о Христе. Также о том, что мудрость приобретается великим трудом и усердием. Еще говорится о некоторых произведениях природы, об идолах и их делателях, о надеющихся на них и служащих им. Кроме того, здесь находится песнь с исповеданием чудес, совершенных Богом для израильтян пред лицеем врагов их» .

Изучая Книгу Премудрости Соломона , можно сказать, что по содержанию и внешней форме книга разделяется на две части: в первой автор от собственного лица увещает всех людей быть добродетельными и мудрыми, так как это поведение полезно и для земной, и для загробной жизни (1-5 гл.), во второй - от лица Соломона прославляется мудрость Божественная и Её действие в мире человеческой истории, особенно в жизни еврейского народа в период исхода из Египта, казней и сорока летнего странствования (7-19 гл.). Из многих источников известно , что книга Премудрости Соломона никогда не существовала в еврейском каноне. В каноне Восточной Православной Церкви эта книга также не находилась и не находится, но входит в состав Православной Библии. И как мы видим, главным предметом содержания книги Премудрости Соломона служит учение об истинной богооткровенной религии, как проявлении Премудрости Божией, и об идолопоклонстве, как порождении заблуждающегося ума человеческого. Задавшись мыслью, обличить нелепость и гибельность язычества, выяснить истинность и спасительность богооткровенной религии иудейской, а чрез то и другое - утешить страждущих и научить их терпению и стойкости в вере и благочестии. Из книги видно как писатель сначала изображает современное ему состояние язычников, господствующих и угнетающих, - и иудеев, которые, будучи почитателями истинного Бога и праведными, терпят гонения от язычников (1-2); в следующих четырех главах он говорит о несомненности награды праведным страдальцам и неизбежности наказания гонителей-язычников, если не здесь на земле, то за гробом. В обличение язычников, полагавших, что наряду с богами жизни и неба существуют боги смерти и ада, писатель Премудрости Соломона высказывает ряд догматических положений и учит, что "Бог смерти не сотворил", и случающаяся теперь гибель живых существ не радует Его, потому что при творении все было назначено к бытию, а не к уничтожению, и все живые существа носят в себе источник жизни: ада разрушения в них нет, нет и царства ада на земле (I,13-14). Причина же смерти нравственная, а не субстанциальная: "праведность бессмертна" и теперь . Именно нечестивые своими делами и словами привлекают её и делаются достойными вкусить её жребий (I,16). А между тем это противно сущности природы человеческой, потому что "Бог создал человека для нетления", сотворив его "образом собственной сущности", по которой Бог вечен и всеблажен (II,23 ср. Быт. I,27). Но зависть диавола к такому высокому назначению человека ввела в мир смерть, и теперь внутренне, по существу, духовно и телесно вкушают её те, которые принадлежат к уделу диавола (I,24 ср. Ин.VIII,44). Праведник же, если и скончается, в покое будет и душа его в руце Божией: страдание же и смерть имеют для него лишь искусительное и искупительное значение, так что ранняя кончина его и жестокие страдания служат лишь к уверованию в истинности его будущего прославления. В заключение, как основание истинности такого учения, писатель, от лица Премудрого Соломона, согласно I-IХ главам книги Притчей, излагает учение о Премудрости Божией, как Ипостасной Божественной силе и о благотворных плодах её действий среди людей и в мире вообще (VII-IХ). Второй отдел , как мы видим начинается с Х-й главы, в котором то же учение о неразумии неверия и идолопоклонства и плодотворности следования мудрости Божией развивается и доказывается не теоретически и догматически, как в первом отделе, а практическим путем опыта и истории - на примерах лиц и народов. В оправдание этого опыта писатель рассматривает историю патриархов Адама, Ноя, Авраама, Иакова, которые спаслись мудростью, и нечестивых египтян и хананеев, наказанных Богом за их нечестие (Х-ХII). Чтобы выявить заслуженность этого наказания, писатель в следующих трех главах (ХIII-ХV) говорит об идолопоклонстве, - об его происхождении и значении, и затем снова возвращается к событиям времен исхода евреев из Египта и продолжает параллель между евреями и египтянами в их исторических взаимоотношениях. Из книги видно ,что раскрытию учения о Премудрости предшествует речь Соломона, устами которого писатель говорит о том, что он имел общее со всеми людьми телесное происхождение, чувствовал ту же самую беспомощность при рождении, что и все люди, и будет иметь один со всеми конец - смерть . Как мы знаем, всякий человек по своей природе немощен - он нуждается в помощи Премудрости . Она для человека ценнее всех благ земных. Под Премудростью нужно понимать особую Божественную силу, воздействующую на дух человека, как сверхъестественное благодатное воздействие. Заслуживает внимания то, что во многих местах книги писатель представляет Премудрость как Божественную силу. Писатель устами Соломона учит о Премудрости, как Божественной силе, творящей мир и управляющей им. Главное же сокровище Премудрости в том, что она приводит человека "в содружество с Богом", т.е. в тесное общение (с Ним). Как мы видим руководитель к мудрости - Бог. Премудрость Божия действует во всем мире, все образует и приводит в порядок, Она - "художница всего". "Она есть дух разумный..." Духом Премудрость названа, как действующая и открывающая сила Божия, существующая сама в себе и являющаяся средоточием различных свойств и действий, ей непосредственно принадлежащих. Таким образом, в существе Божественной Премудрости, как действующей в мире силы, нельзя мыслить ничего материального. Эта мысль дается в понятии "Дух". Святитель Иоанн Златоуст по поводу премудрости сказал: « О Христе же говорится и далее: от премудрости Божией я получил ведения всего: « в руке Его и мы и слова наши». Потом - какова эта премудрость, и как она пришла к людям: « она - одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет». Эту премудрость, - говорит, - я и возлюбил от юности моей и получил от нее блага телесные и духовные. Познав величие премудрости, я просил Господа, чтобы мне дан был Дух Святой, просвещающий меня в ней» .

Из книги мы видим, что в 13 и 14 главах писатель книги говорит о сущности и происхождении идолопоклонства. При этом он различает отдельные формы и виды идолопоклонства: 1) обоготворение явлений и сил природы (политеизм натуралистический), 2) обоготворение произведений рук человеческих (фетишизм); 3) обоготворение животных (зоолатрия), 4) предкопочитание. По этому поводу можно сказать, что история происхождения идолопоклонства такова. Стремление к познанию Бога вложено в человека прирожденно. По естественному своему влечению люди пытаются чрез изучение сил природы познать Бога. Но, будучи обремененными греховными и суетными в деле богопознания, они не смогли из рассматривания видимых красот мира узнать их Творца и обоготворили стихии мира. Хотя эти люди достойны осуждения, так как, хорошо изучив природу, они не сумели узнать её Творца, однако они заслуживают и снисхождения, так что пред судом Бога они не безответны. Но самому строгому осуждению подлежат те из язычников, которые обоготворяли бездушных истуканов - изделия рук человеческих. Такой вид идолопоклонства, абсолютно бессмысленным считает писатель, нелепым и ничем не оправдываемым заблуждением человека. Существует мнение о идолослужении , Авва Дорофей пишет следующее: « Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец - ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдает на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями». Авва Дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: « Всякий грех происходит или от сластолюбие, или от сребролюбия, или от славолюбия» .

Как мы видим Книга Премудрости Соломона полна жизненных наставлений, в ней , существует не только учение о премудрости но и можно сказать и факты пророческого характера , а так же мы знаем Книга Премудрости Соломона употребляется в Богослужении . Паремии из книги Премудрости читаются на службах св. Иоанну Предтечи, пророкам, святителям, мученикам, преподобным. В основном тексты берутся из первых девяти глав - той части. Которая касается премудрости и жизни праведников. Об этом можно прочесть в настольной книге священнослужителя , в ней пишется следующее: « Слово паремия в переводе с греческого означает- притча, иносказание. Паримией в Церковном уставе называются избранные чтения из Священного Писания Ветхого , иногда Нового Завета . которые содержат пророчества о воспоминаемом праздничном событии, похвалу прославленному святому или изъясняют значение праздника . Таким образом о книге Премудрости Соломона можно сказать , что эта книга полна практических наставлений о том , как мудро строить свою жизнь на страхе Божием, на правде, честности, труде и воздержании, а посему это книга учительной направленности .

Завершает отдел Учительных книг Ветхого Завета ,книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, которая раскрывает учение о значении и свойствах Премудрости Божией. Автор предлагает множество частных советов и предписаний житейского характера. Следование им он считает необходимым условием для всех людей. Книга предназначена в руководство и наставление всему народу земли. Основной акцент книги ложится на уже упомянутую причину ее написания. Закон данный в Пятикнижии, для Сираха является выражением и обоснованием мудрости. « Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена. В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой- в столпе облачном; я одна обошла круг небесный и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими я искала успокоение, и в чьем наследии водвориться мне. Тогда Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле. Прежде века от начала Он произвел меня , и я не скончаюсь вовеки. Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе. Он дал мне также покой в возлюбленном городе, и в Иерусалиме- власть моя… Я- как виноградная лоза, произращающая благодать, и цветы мои- плод славы и богатства. Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пъющие меня еще будут жаждать. Слушающий меня не постыдится, и трудящиеся со мною не погрешат. Все это- книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым…»( Сир.24: 1-12,20-26). Такой смысл присутствует и в Евангелие от Иоанна: « Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин.15:5). Рассматривая выше обозначенные выдержки из Священного Писания можно сказать, что сущность содержания книги составляет учение мудрости и благочестия, преподаваемое сыну в форме благочестивых размышлений и приточных правил и наставлений, касающихся всякого состояния, возраста, пола и звания и многоразличных обстоятельств жизни.

Есть мнение по поводу книги Премудрости Иисуса сына Сирахова в книге введение в Ветхий Завет под редакцией Эриха Ценгера , где он пишет , что :«книга Премудрости Иисуса сына Сирахова производит впечатления не очень организованного собрания: в том , что касается формы, такое впечатления вызвано многообразием речевых форм ( жанры мудрости: речение, поучительная лекция, поучительная поэма, гимнические фрагменты молитвы), а в том , что касается содержания, - высказываниями, относящимися ко всем сферам повседневной жизни, рефлексией о премудрости, страхе Божием, вопросами теодицеи, а также включением в рассмотрение исторических тем. Несмотря на это впечатление существуют некоторые признаки того, что окончательная форма придавалась книге обдумано .

Как ни есть но в этом мнение присутствуют слова премудрость , учение и страх Божий , поэтому как бы не разделялись позиции книг на канонические и не канонические , вывод один все учительные книги Священного Писания Ветхого Завета имеют смысл учения и воспитания по закону и опыту наших предков. Как нам известно, наименование этой книги различны в разных списках Библии. В греческих: александрийском, синайском и Ефрема Сирина она надписывается: - Премудрость Иисуса, сына Сирахова, какое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы, в ватиканском: Премудрость Сираха, в вульгате: Ессlеsiаsticus. (Liben),т.е. "Церковная книга". В еврейском подлиннике (утерянном) - Мешалим - Притчи. Первое и второе наименования указывают на автора книги и подтверждаются ясным свидетельством книги ( L 29, LI,1 и в прологе), третье -указывает на церковное употребление книги. Содержание книги, по общему мнению, не может быть ясно и определенно подведено под какие-нибудь деления или части, соответствующие внутреннему развитию мысли. Можно только указать несомненное разделение книги на части: нравоучительную (I-Х LX , 15) и историческую (XLIV - L гл.). В середине между ними находится хвалебное "воспоминание о делах Господа", явленных в творении мира (XLII,15 - ХLIII гл.), а в конце второй части-молитва автора о милости Господней к нему ( LI гл.). Вообще содержание книги отображает практическую житейскую мудрость, приобретенную автором тщательным изучением библейской письменности, наблюдением собственной жизни и рассмотрением жизни, нравов, судьбы других мудрых мужей. Изложено все это в прекрасной форме притч, в афористических изречениях о мудрости и морали. Автор описывает человеческую жизнь во всех её взаимоотношениях и дает советы на все обстоятельства и положения. О тексте книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова можно сказать следующее. Внук автора книги говорит, что книга была первоначально написана на еврейском языке, а он, прибыв в Александрию, перевел её на греческий язык (греч. пролог к книге). В отличие от других неканонических книг, авторы которых оставались неизвестными, автор сей книги называет себя Иисусом, сыном Сираха, Иерусалимлином ( L,29; LI,1). И в этом никто не сомневается. Можно ещё добавить, что он был человек образованный, особенно богословски, обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал историю народов и нравы людей (LI,8-18, ХХХIV,10-12).

Православные богословы относят книгу Сираха ко времени первосвященника Симона I (ок. 290 г. до Р.Хр.). Внук и переводчик, хорошо помнивший автора, жил недолго спустя после Симона I, перевод появился около 230 г. до Р.Хр. Таким образом, книга и в оригинале, и в переводе относится к III веку до Р.Хр.

Об авторитете книги Сираха говорят с большим уважением как современные, так и древние богословы. О ней упоминается в древних памятниках Православной Церкви (85 Ап. пр., 39 пасх. посл. св. Афанасия Вел., Иоанн Дамаскин). Но все-таки указанные православные памятники не причисляют эту книгу к 22-м каноническим книгам из-за некоторых "недоумений" в её содержании и учении. Но, говоря о некоторых "недоумениях" в этой книге, мы должны обратить внимание и на то, что в общем все её содержание чрезвычайно ценно для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности. Отцы Церкви очень части пользовались писанием Сираха в своих творениях. Его книга цитируется у апостола Варнавы, Климента Римского, в Пастыре Ермы, Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, святителей Афанасия, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Нисского и др. Всякий читающий найдет в ней очень много ценных поучений и уроков, например, о борьбе с грехом (IV.23; XXI,1-4), о гордости (X, 7), высокомерии (VI,2-4), честолюбии (VII,4-8), нравственной чистоте (IX,3-13) и др. Имеются здесь и полезные советы: о молитве, смирении, любви, милостыне и др. Из догматических положений очень важно изречение: "воззвал я ко Господу, Отцу Господа моего" (51,14), заключающее ясное учение о троичности Лиц, преимущественно о Боге Отце и Сыне Первая глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова составляет учение о Премудрости Божией: откуда она происходит, каковы её основания и следствия для изучающих её.

"Всякая премудрость, - говорит автор книги, - от Господа и с Ним пребывает вовек" (ст. 1). Она, как песок морей и капли дождя, которых невозможно сосчитать. Она не может быть изучена и обследована человеком. Её не может знать никто из людей, её хорошо знает только один Бог. Премудрость произошла ранее всех вещей и предметов. Её проявление - вечные законы, управляющие миром (4-5). Бог излил премудрость на все Свое творение. В человеке она проявляется в страхе пред Господом. Который венчает славою и честью и награждает человека после смерти его.

Высшее проявление премудрости - любовь к Богу. Начало премудрости - страх Господень. Страх Господень - венец и полнота Премудрости, он очищает и освобождает человека от грехов.

Таково в общих чертах учение о мудрости. Из этого учения явствует: всякая Премудрость от Господа. Под Премудростью можно разуметь или свойство Божественного ума или познание во всем их строении мира и человека. Источник Премудрости - слово Божие, происходящее от Бога. Все созданное Богом носит на себе отпечаток премудрости. Премудрость, как дар Божий, прежде всего дается тем, кто верен Богу, кто является истинным почитателем Его. Премудрость - источник внешнего благополучия, здоровья, славы и долгоденствия.

Что же такое премудрость, в чем её основание и завершение? Первая глава ответа на этот вопрос не даёт. Более ясно этот вопрос решается в ХХIV главе. Премудрость произошла из уст Всевышнего и искала обитания среди людей. Таким образом, приближение к Премудрости вызывает жажду её усвоения и сопровождается для человека всякими благами. Премудрость произошла от Бога, произошла раньше происхождения мира, она вечна. Ветви Премудрости - слава и долгоденствие. Она источник величия человека на земле. Только она одна может просветить весь мир. Из 24 главы открывается, что Премудрость - Божественная Личность, проявляющая особенное благоволение над еврейским народом. Писатель книги говорит о величии дел Творца в творении. Необъятность творческого величия Творца такова, что "и святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его" во Вселенной. Вездесущие и всеведение Бога описывается так: "не минует Его никакое помышление, и не утаится от Него ни одно слово". "Он проникает бездну и сердце и видит все изгибы их, ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного" (с. 17-20). Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь всю полноту Божественного величия, человеческому наблюдению и усвоению доступны лишь отблески этого величия. Все творение Господне живет и пребывает во славу Творца, на пользу и утешение тварей. При всем своем разнообразии, мир Божественных творений представляет из себя нечто гармонически целое, в котором одно творение восполняется другим, одно поддерживает благо другого. Наблюдая все эти картины и явления видимого мира, кто может удержаться от восторженного умиления? "Солнце, когда оно является, возвещает" о величии тверди небесной. "Велик Господь, Который сотворил его, и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой" (5). "И луна всем в свое время служит указанием времени и знамением века; от луны - указание праздника..." (6-7). "По слову Святого звезды стоят по чину и не устают на страже своей. Взгляни на радугу - и прославь Сотворившего её: прекрасна она в сиянии своём!" (11-12). Сколько бы мы ни изучали вещей и явлений видимого и духовного мира, - мы не в состоянии постичь всего могущества, премудрости и славы Господних. Мы можем уразуметь лишь одно -"Он есть все" (29) - Творец и Промыслитель мира. Заключением всей книги служит "молитва Иисусова, сына Сирахова", в которой он славословит Бога за то, что Бог разными обстоятельствами его жизни возбудил его к исканию и изучению Премудрости и дал ему возможность и способность изложить постигнутое им в словесном произведении, и приглашает неученых последовать его учению и примеру для славы Божией. Автор книги увещевает приобретать мудрость не посредством серебра, которое само по себе не дает мудрости, - а путем собственных усилий и призывания помощи Божией (26-30). Если сама по себе мудрость непокупаема за серебро (33) и требует от стремящегося к ней собственных неусыпных усилий и помощи свыше, то удовлетворение житейских потребностей и покрытие требуемых расходов во время обучения мудрости не чуждо денежных расходов. И эти расходы не должны смущать ищущего плодов мудрости: "Приобретайте учение и за большое количество серебра, - и вы приобретете много золота" (36) - т.о. достигнете благосостояния внутреннего и внешнего.

2. Царь Соломон как священный писатель

Чтобы рассмотреть книги написанные царем Соломоном , мы должны во первых перенестись во время его царствования, и уже нам будет ясно в чем заключается смысл его письменности , цель его писания . Как нам говорят многие исторические источники, за всю историю еврейского народа из его царей особенное внимание обращали и обращают на себя Давид и Соломон, пользовавшиеся как при жизни, так и по смерти широкой известностью. Но особенно ярко личность Соломона вырисовывается при сравнении с Давидом. Давид был царем войны, отличался практическим складом ума и был преимущественно человеком сердца с сильно развитой на разные явления из общественной или личной религиозно-нравственной жизни. Соломон же не был склонен к войнам. Ум его был философского характера, склонный к отвлеченным обобщениям и построениям мысли. Он был более человеком ума, чем сердца, а потому не мог легко и быстро чем-либо увлекаться, "Он был умерен как во грехе, так и в благочестии. Он не мог себе позволить крайности в роде истории Давида с Вирсавией, но и не стал бы плясать пред ковчегом, как Давид к соблазну Мелхалы, и не привел бы ничем подобным в стыд людей, холодных к религии"1 Бродский Я. Еврейские цари. - Казань, 1884. - с. 449. . Как известно из самого Священного Писания Ветхого Завета , и из многих исторических источников ,что после воцарения царь Соломон отправляется в Гаваон и приносит там жертвы, поскольку там был, как сказано в Писании, главный жертвенник. После того, как Соломон принес тысячу всесожжений, во сне ему явился Господь и предложил просить , что ему дать. Соломон просил у Господа мудрости , тому подтверждения эти слова царя Соломона : «я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой- среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло, ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим» (3Цар.3:7-9). На эту просьбу к Господу о даровании Соломону мудрость , Господь говорит: « Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе, и то, чего ты не просил, Я даю тебе- и богатство, и славу, так что не будет тебе подобного между царями во все дни твои, и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои». «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и ЕфанаЕзрахитянина, и Емана, и Халкола, и Драрбы, сыновей Махала, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрость Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его»(3 Цар. 4:30-34). С этих слов сразу становится видно, что царю Соломону Господь дает мудрость которой он должен наставлять народ и доносить все заповеди Божие. Но становится вопрос каким образом можно передать народу учения и закон Божий , так появляется мысль , что царь Соломон путем сказаний в притчах , песнопениях передает народу все наставления и учения. Соломон, сын Давида от Вирсавии, еще с детства отличался выдающимися способностями. При рождении он получил имя Иеддедиа (возлюбленный Богом), данное ему пророком Нафаном, - а Давид назвал его Соломоном (мир). Деятельность Соломона, как правители и царя, - преемника Давида на престоле, во многом являлась продолжением и осуществлением тех предначертаний, которые были намечены Давидом. Но на нем лежал глубокий отпечаток личного духа и характера Соломона, значительно отличающихся от духа и характера его отца. Армия при Соломоне была усилена и преобразована. Для защиты и удержания в подчинении себе покоренных народов он прибегал к заключению брачных союзов с царями соседних самостоятельных и покоренных ему народов. В области внутреннего управления Соломоном было произведено новое размежевание земельных участков колен. Соломон вводил систему сосредоточения власти в свои руки (централизацию), уничтожавшую патриархально-родовой уклад жизни еврейского народа. Строгое и неумеренное проведение этой системы вызвало недовольство колен, выразившееся в восстании Иеровоама и подготовившее разделение царства при его преемнике.

Более важным делом Соломона было построение храма, роскошь и великолепие которого по справедливости заслуживали удивления современников. Вместе с построением храма Соломон построил дворец для себя, впоследствии и для своих жен.

Вследствие прекращения войн и установления мирных отношений с окружающими народами, евреи могли успешно развивать земледелие. При постоянных торговых сношениях с разными народами они заимствовали у них все лучшее: обработку земли, ремесла. При Соломоне же была заведена морская торговля. Таким образом, "Иуда и Израиль жили беспечально, каждый под виноградником и смоковницею своею" (3Цар. IV,25).

Соломон был не только видным государственным и политическим деятелем, но и плодовитым писателем. Он был творцом 3000 притчей и 1005 песней (3Цар. IV,32) (всех их древность не сохранила). Лучшим литературным (памятником) произведением считается его книга "Песнь Песней", которая в переводе означает "превосходнейшую песнь".

О мудрости Соломона говорит книга Царств, где знания его касались и области естествознания; поставление его выше Ефама и Емана, известных составителей религиозно-нравственных песней, находящихся в Псалтири, указывает в Соломоне способность возвышенного поэтического творчества (о чем свидетельствует книга Песнь Песней), а его превосходство над мудрецами Египта, славившимися хорошим знанием таинственных сил природы и особенно небесных светил, говорил о знакомстве Соломона и с этой областью. Все это давало право писателю при изображении мудрости Соломона характеризовать её так "Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времени, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего" (Прем. VII,17-28).

Как Соломон приобрел такую массу знаний, сказать трудно, можно предположить только, что они могли быть усвоены умом наблюдательным, сосредоточенным и любознательным. Склад ума Соломона был философский, стремившийся к объединению всех знаний, выработке цельного систематического миросозерцания, выразительный памятник которого мы имеем в книге Екклезиаста. Обширный ум Соломона сделал его имя нарицательным - им означают всякого глубокомысленного и многомудрого человека.

Жизнь Соломона разделяется на два периода. В начале царствования "возлюби Соломон Господа, ходити в заповедех Давида отца своего" (3Цар. III,5), он был проникнут сознанием высоты своего служения, мало верил в свои личные силы и искал опоры в Боге.

Впоследствии, по окончании построения храма, Соломон отдался страсти женолюбия, брал себе жен из язычниц, так что число их было до 700 и наложниц 300 (3Цар. XI,3). Женолюбие Соломона оказало на него пагубное действие. Он подпал под влияние язычниц, разрешил им построить жертвенники своим языческим богам и даже сам присутствовал при жертвоприношениях. Писатель так определяет цель своей книги и мудрования: дать читателям познание мудрости и наставления, изречений разума, правил благоразумия, правосудия, суда и правоты (1,2,3). Вообще, здесь всякому возрасту, положению и образу жизни людей предписываются законы и нормы поведения, угодного Богу и полезного для сей и будущей жизни. Эти истины изложены в форме мудрых кратких изречений, и сопоставлениях мудрого и глупого человека, мудрости и глупости, и их проявлений в жизни практической.

Делись добром ;)