Магия и колдовство в культуре народов мира

курсовая работа

Заключение

Полный обзор понятий, классификаций, видов, типов магии и магических обрядов позволяет сделать общие выводы, имеющие принципиально немаловажное значение.

Понятие «магии» это общее обозначение многочисленных и весьма разнообразных обрядов и соответствующих им поверий. Нечто общее, что объединяет и оправдывает данное общее обозначение, не что иное, как психологическое содержание магических представлений: идея способности человека воздействовать сверхъестественным образом на явления внешнего мира. Сами магические действия, их отношение к человеческой деятельности, их связи с общественной жизнью, бытом, культурой народа, оказываются принадлежащими к самым различным сферам жизни человека. Они связываются в одних случаях с хозяйственными заботами, в других - с областью брачно-половых и семейных отношений и пр. В данном случае магия не представляет в этом смысле ничего единого. Но все-таки, не будь в магических актах чего-то общего, никто бы и не подумал соединять все столь разнородные человеческие действия в какую-то общую категорию.

Если объективное содержание и значение магических актов совершенно различно и разнородно, и только с субъективно-психологической стороны проглядывается нечто общее, то естественно перед исследователями возникает вопрос: что именно нужно принять за основу при объяснении сущности магии и ее происхождения, объективную или субъективную стороны? Содержание магических представлений или направленность и функции магических действий?

Большинство западных исследователей кладут в основу объяснения магии ее субъективную сторону; они исходят из психологического механизма колдовства, либо пытаются вывести из законов ассоциативной психологии (ассоциации идей, по Дж. Фрэзеру). Также исследователи обращаются к эмоционально-волевой сфере психики человека (импульсивные, инстинктивные движения, по Маретт, Фиркандту).

Другие группы исследователей подходят к пониманию самого зарождения магических представлений. Но никакой даже самый тонкий анализ законов психики не дает нам нужного понимания магии, как и откуда складывалась магическая практика, почему удерживалась в одних областях существования человека, а в других - исчезала. Психологический анализ мало дает понимания объективной роли колдовства, его общественной функции, положения колдуна, знахаря, исполнителя магических обрядов. Если придерживаться субъективного объяснения магии, то исследователь не сможет рационально разъяснить преобладание в определенной области жизнедеятельности человека одного вида или типа магии.

Свободное от идеалистических глаз исследование фактов показывает, что магические действия, относящиеся к разным сферам человеческой жизни, гораздо теснее связаны с этими разными сферами, чем между собой. Например, лечебная магия неразрывно связана с народной медициной, а охотничья - с техникой и навыками охотничьего промысла и т.д. Связь настолько очевидна, что потребуется масса усилий, для того чтобы ее разорвать и связать абсолютно разные виды или типы магических актов. При этом самым недопустимым насилием над фактами является стремление дать этим разным действиям одно общее объяснение, игнорируя их реальные связи, или, наоборот, искусственно объединяя их по отвлеченному психологическому признаку.

Связь магических обрядов с разумной человеческой практикой есть связь причинная. Одно порождено другим. Например, совершенно очевидно, что народная медицина лежит в основе лечебной магии, а любовь и ухаживание - в основе половой (любовной) магии, и никак наоборот.

Но где же тогда искать грань между реальной человеческой практикой и колдовством? Она субъективна. Рациональный в своей основе, тот или иной прием, начинает постепенно осознаваться человеком как колдовство, т.е. как действие, основанное на сверхъестественной связи явлений. При этом, сам прием не перестает быть рациональным, будучи колдовским. Это и есть первый шаг в зарождении магии. Она становится доступной не всем членам группы, а только определенной ее части - вот они, первые зародыши общественного разделения труда.

Второй шаг состоялся тогда, когда магические представления начали сами влиять на магическую практику. Магический акт, выросший из разумного действия, отрывается от практики, превращается в традиционный обряд и постоянно усложняется. Усложнение происходит за счет работы человеческой мысли, активного действия колдовских представлений. Социальная основа отрыва магической практики от рациональной - выделение в обществе знахарей, колдунов и т.п.

Значительную роль в магическом обряде играет магическая формула - заклинание или заговор. Возможно, что первоначально это были непроизвольные выкрики и аффективные движения, либо слова, выражавшие желания и намерения человека. Но когда определенные виды или типы магии стали сосредотачиваться в руках определенных лиц-специалистов, главенствующую роль начали занимать именно слова. И тогда, формула становится заклинанием, окутанным тайной, которую знает только колдун. А действие сохранилось лишь как словесное описание некогда совершавшегося обряда.

С.А. Токарев приводит закономерную последовательность стадий в развитии магии:

стихийное действие человека (материальная практика);

то же действие, но уже осмысляемое как действие магической силы, может добавляться заклинание;

разумное действие становится магическим обрядом;

заклинание начинает вытеснять действие и становится главной частью обряда.

В основе подобной последовательности развития С.А. Токарев выделяет прямое или косвенное усложнение общественной жизни человека - выделение из группы «специалистов», монополизирующих в своих руках магические действия.

С течением времени магия порождает характерные для нее представления, окрашенные идеей сверхъестественного: вредоносные представления, либо обобщенная идея универсальной таинственной силы, могущей иметь самое различное применение. На этой почве возникают определенные олицетворенные образы личных сверхъестественных существ, которым приписывается выполнение заключенных в магических обрядах действий. По большей части это анимистические образы вредоносной магии, но также распространены и образы промысловой и лечебной магий. Но далеко не все образы непосредственно связаны с магией. Корни анимистических представлений весьма разнообразны.

Таким образом, можно сделать вывод, что совершенно бесполезно искать корни магии в чисто психологической области. Корни очень тесно связаны с человеческой практикой бытия. Будет большой ошибкой выводить один вид или тип магии из другого, также и магические поверья. Как и любая религия, магия всего лишь фантастическое отражение в сознании людей господствующих над нами внешних сил, как природных, так и общественных. Специфические корни различных видов магии - в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникали и сохранялись там, где налицо была беспомощность человека перед силами природы или общественности.

Список литературы

1. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

2. Токарев С. А. Ранние формы религии. - М.: Политиздат, 1990. - 622 с.

3. Сущность и происхождение магии.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.

5. Гараджа В. И. Социология религии. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с.

6. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук», 1998. - 304 с.

7. Кислюк К. В., Кучер О. Н. Религиоведение: Учебник для высш. учебных заведений. - 4-е изд., исправ. и доп. / Серия «Учебники, учебные пособия» ? Ростов н/Д: Феникс, Х.: Торсинг, 2004. - 512 с.

8. Григоренко А. Ю. Разноликая магия. - М.: Советская Россия, 1987.

Делись добром ;)