logo
Манихейство. Сущность и особенности вероучения

1.2 Мани: жизнь и личность

14 апреля 216 г. н. э. в Парфянской империи родился Мани, основатель манихейства. Его родителями были парфянский князь Патик, живший в столице Мидии Хамадане, и Мариам, происходившая из княжеского рода Камсараканов, ответвления царской династии Аршакидов. Местом рождения Мани принято считать деревню Мардина в районе Нар Кута в северной Вавилонии.

Манихейская легенда рождения Мани гласит, что его мать во сне видела предсказания о судьбе ее сына: он поднимался на небеса и спускался с них Виденгрен Г., -С. 44-45.. Также, еще до рождения сына, Патик получил определенное откровение с выше и оставил языческую веру, перейдя в мандейскую баптистскую Виденгрен Г., -С. 48. общину «омывателей». Когда мальчику исполнилось четыре года, сообщает арабский источник Фихрист, Патик забрал его к себе и растил в своей вере Хосроев А.Л., История манихейства / -СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. -С. 92..

В двенадцать лет Мани было даровано первое откровение от «царя светлого рая» (так позже в манихействе будут называть Высшее Благое Существо): «Оставь эту общину! Ты не принадлежишь к ее приверженцам. Твое дело - выправить обычаи и обуздать наслаждения. Однако из-за твоих малых лет для Тебя еще не пришло время выступить открыто» Виденгрен Г., -С. 47.. Можно сказать, что с этого момента Мани порвал связи с движением баптистов, среди которых вырос по отцовской воле.

Коптские тексты рассказывают, что при своем призвании Мани получил знание откровения. Судя по текстам, Мани говорил: «Снизошел ко мне Живой Параклет и говорил со мной. Он открыл мне скрытую мистерию, которая была скрыта в эонах и поколениях: мистерию глубины и высоты; он открыл мне мистерию света и тьмы, мистерию битвы и войны и Великой войны» Виденгрен Г., -С. 48.. Вслед за этим следовали все основные пункты манихейского учения, знание о которых, по всей видимости, Мани обрел при тех же обстоятельствах.

В конце своего рассказа Мани сказал следующее: «Так было открыто мне Параклетом все, что произошло и произойдет» Виденгрен Г., там же.. «Параклетом» здесь он называет Небесного Посланца, а позже - так будет называть и себя.

Повинуясь приказу Небесного посланца, с двенадцати лет он прибывает в уединении, по всей видимости, изучая религиозную литературу окружающих месопотамских культур различных направлений и осмысляя изученное. Именно в это самое время и должны были созреть его религиозные убеждения. Здесь закончился первый период его религиозного развития, период, который называют мандейским.

В 240/241 г. Мани, посланием ангела, был призван к апостольскому служению: «Мир тебе, Мани, от меня и Господа, который послал меня к Тебе и который избрал Тебя в свои апостолы. Он приказывает Тебе сейчас взывать к истине и возвестить благое послание истины от него и посвятить себя этому. Сейчас настало время для Тебя выступить открыто и громко заявить твое учение» Виденгрен Г., -С. 49.. Следуя указаниям ангела, Мани сообщает откровение своему отцу и другим старшим членам семьи и обращает их, что указывает на то, что отец Мани сохранил связи со своим родом, а также дает Мани влиятельную поддержку.

Свою открытую деятельность Мани начинает не в Месопотамии, а в Индии, о чем сам пишет в одном из коптских текстов: «Я поплыл в землю индийцев. Я проповедовал им надежду жизни. И я выбрал там хороших учеников» Виденгрен Г., -С. 50.. Мани отправился на корабле в Индию. Однако, эта поездка привела его лишь в иранские провинции Туран и Мукран и в северо-западную Индию, Гандхару (области, входящие в состав Пакистана). Северо-западная часть Индии с 130 г. до н. э. находилась под сильным иранским, в особенности парфянским влиянием, поэтому Мани, по крайней мере в высших кругах, могли понимать на его родном парфянском языке.

В этих краях Мани вступил в теснейшее соприкосновение с мировой религией, которая в то время еще находилась в самом расцвете своей миссионерской деятельности - с буддизмом. Буддизм произвел на него глубокое впечатление, которое сказалось, прежде всего в организации его церкви и в методах, использовавшихся им для проповедования своего учения всему народу.

Деятельность Мани в Индии длилась недолго - чуть больше года. Из Индии он направился в Персию, а оттуда в Вавилонию, Майшан и Хузистан.

Посетив вавилонскую провинцию Парфию, Мани прибыл в столицу город Ктесифон, где ему удалось установить контакт с царем Шапуром, о котором уже шла речь в первой главе, и получил у него три аудиенции подряд. Первая аудиенция состоялась в воскресенье, в первый день месяца Нисан, когда солнце находилось в знаке Овна. Мани сопровождали его отец и два ученика, Симеон и Закко. Пользуясь возможностью, Мани преподнес царю свою первую книгу.

Проповедь Мани произвела на Шапура глубокое впечатление, поэтому желание апостола иметь возможность свободно проповедовать свое учение по всему государству было исполнено. Сам Мани об этом говорил так: «Я явился пред царем Шапуром. Он принял меня с большой честью и позволил мне ходить по его землям и проповедовать слово жизни» Виденгрен Г., -С. 54.. Мани какое-то время входил в свиту Шапура, сопровождая его в походах на запад, между ними были особые отношения повиновения и верности. Нельзя упускать из виду и то, что Мани обрел двух могущественных покровителей в лице братьев шахиншаха, которых обратил в свою веру, - Михршаха и Пероза.

Во время правления Шапура в государстве Сасанидов манихейство являлось таким учением, которое наиболее соответствовало его требованием, но оно так и не стало государственной религией (в чем заключалась цель Мани Виденгрен Г., -С. 57.). Тем не менее, с уверенностью можно заявить, что Шапур добродушно относился к апостолу света, ведь иначе тот не смог бы заниматься своей миссионерской деятельностью.

К этому времени начинается процесс становления зороастрийской государственной церкви. Происходит мощный перелом в культурной и религиозной жизни. Зороастрийские жрецы, маги на протяжении всего правления династии Сасанидов занимали ведущее положение и входили в состав инквизиционного суда, жестоко преследуя христиан, манихеев, буддистов и другие религиозные меньшинства. Создание настоящей церкви привело и к созданию священного писания Авесты, что являлось ответом на канонические книги Мани. Всеми этими шагами, буквально шокировавшими религию, представители древней иранской религии хотели положить конец распространению новых религий (христианства и манихейства).

Проводя хорошо выстроенную активную деятельность, Мани развертывает миссионерскую деятельность на западе и востоке, сам много путешествует, но в то же время отправляет по стране и своих учеников. Уже при жизни Мани его учение широко распространяется и проникает даже в Египет.

Когда в 273 г. умирает Шапур, его место на престоле занимает сын - Ормизд I. Как и отец, Ормизд благосклонно отнесся к Мани и его религии, который нанес ему визит. Мани было разрешено отправится в Вавилонию. Ормизд скоропостижно скончался, лишь год управляв страной, и его место занял с 274 по 277 гг. занимал его брат Бахрам I. На тот момент Мани путешествовал вниз по течению Тигра и достиг Ормизд-Арташира в провинции Сузиана. Он намеревался двинуться в Кушанское государство. Но тут-то удача отвернулась от Мани: новый царь запретил ему направляться в Кушнское государство, вызвав к себе во дворец в городе Бетлабад.

Зороастрийские маги утверждали, что Мани учил «против их закона» Виденгрен Г., -С. 66., то есть против их веры. Такие преступления против закона религии рассматривались в сасанидском праве как «преступления против Бога» Виденгрен Г., там же. и карались смертью. Царь приказал заключить Мани в оковы. Скованный, Мани провел время с 19 января по 14февраля 276 г. н. э. - в общей сложности 26 дней, в течение которых Мани позволяли видеться со своими учениками и говорить с ними. Он раздавал своим ученикам необходимые указания. На этом силы 60-летнего Мани исчерпались: тело его, ослабленное постами и бичеваниями, не в силах было вынести тяжесть оков. Пророк Мани скончался от истощения на четвертый день месяца Шаревар.

Известие о его смерти быстро распространилось по всему городу и за его пределами, люди стекались в Бетлабад, собираясь в огромные толопы. Царь отдал приказ проткнуть тело Мани горящим факелом, чтобы точно определить, действительно ли умер глава секты. После этого мертвое тело было разрезано на куски, и отрубленную голову поместили над городскими воротами Бетлабада. Земные останки позднее были захоронены верными учениками в Ктесифоне.