Махаяна и хинаяна – основные направления в буддизме

реферат

Буддизм хинаяны

Хинаяна - более ранняя форма буддизма. Здесь нет яркого выражения идеи Бога. Место Бога занимает в ней всеобщий нравственный закон кармы или дхармы. Согласно этому закону всё в мире происходит таким образом, что ни один результат действия не происходит бесследно и каждая личность получает такой ум, тело и место в жизни, которые она заслужила своими прошлыми деяниями. Учение Будды показывает личности возможность достижения освобождения. Поэтому следует жить по указанному Буддой пути и надеяться получить освобождение в этой или какой-нибудь другой, будущей жизни. Хинаяна - это учение о помощи самому себе. Нужно твердо держаться слов Будды: "Будь светильником самому себе". Каждый может и должен сам для себя достигнуть высокой цели. Последователи хинаяны следуют в жизни последним словам Будды, которые он произнес прежде чем покинуть этот мир: "Трудитесь усердно над своим спасением".

Одним из непременных условий достижения просветления в хинаяне является выполнение обетов и медитация. Медитация - это особое состояние сосредоточенного размышления. Цель медитирования заключается в изменении психического состояния человека, так как на уровне обычного состояния человека, его обыденного сознания невозможно обрести "высшую мудрость" и, следовательно, выйти из круга перерождений. В хинаяне выделяется семь типов медитации, наиболее эффективным из которых считается "чистое сосредоточение", или сосредоточение на "неволнении": объектом медитирования является здесь "успокоенность" дхарм, т.е. нирвана.

В результате религиозной практики, которую буддист должен осуществлять в течение многих перерождений, он, наконец, становится "архатом", святым, полностью освободившимся от всех без исключения "заблуждений" и, следовательно, от каких-либо "привязанностей" к этому миру. Во время жизни "архат" находится в "нирване с остатком", поскольку еще обладает физическим телом (оно как раз и является "остатком"). После смерти, т.е. распада физического тела, он обретает "нирвану без остатка" и ни в каком облике больше не возродится, поскольку дхармы, "волнение" которых обусловливало его бесчисленные перерождения, полностью "успокоены". Сфера предельной цели на пути Малой Колесницы меньше сферы, достигаемой на пути Великой Колесницы. Хинаяна - это путь, на котором человек стремится к освобождению только ради себя самого.

Шакьямуни Будда, подобно отцу, наставляющему своих детей, очертил вплоть до малейших деталей, на благо как мирянам, так и монахам, те методы, посредством которых можно обуздать пагубное поведение телом, речью и разумом. Эти правила поведения содержатся в Винайя-питаке. Свод дисциплинарных правил четко излагает, что должно соблюдать обязательно, что допустимо и что категорически запрещено. Уже при жизни Шакьямуни Будды эти правила поведения часто изменялись, пересматривались и дополнялись. Это было необходимо в связи с изменениями в месте, времени и обстановке деятельности буддийских общин. Есть тибетская поговорка: "Правила Винайи зависят от места и времени". Из восьми сводов обетов первые три адресованы мирянам, остальные пять предписаны монахам. Человек, принявший и соблюдающий какой-либо обет, достоин похвалы. Это обусловлено тем, что соблюдение обета требует и выполнения определенных дисциплинарных правил, и поэтому поведение такого человека на физическом, вербальном и мыслительном уровне подвергается более строгой оценке. Поскольку восемь сводов обетов последовательно возрастают по своей сложности, то чем выше избранный свод обетов, тем больше и благо, приносимое его соблюдением. Идеалом является монах, принявший максимальное число обетов, - во всяком случае, как среди монашества, так и среди верующих мирян, обычная жизнь считается нечистой и ее надлежит отвергнуть, чтобы, применяя различные способы медитации, превратиться в чистое существо, вышедшее за пределы причин страдания, - стать архатом, который больше не возвращается в круговорот рождения и смерти зависимого существования. Все буддийские традиции сходятся в том, что существует главная проблема - страдание, но каждая из них предлагает свой метод ее решения, чтобы вернуть человека к переживанию изначального единства. Традиция Хинаяны придерживается Пути Отречения, который проповедовал Будда в облике человека. Позднее его слова были записаны в так называемых сутрах. Здесь эго сравнивается с ядовитым деревом, а применяемый метод подобен последовательному выкапыванию корней этого дерева. Согласно этому пути, следует преодолеть все привычки и склонности, которые считаются препятствиями к освобождению.

В рамках Хинаяны выделяют Шравакаяну, т.е. Колесницу Слушателей, и Пратьекабуддаяну, т.е. Колесницу Молчаливых Будд. Колесница Слушателей объединяет всех тех верующих, кто "слышал" Учение Будды от Самого Будды или от других наставников Дхармы, и которые в результате получения этих наставлений достигли своей наивысшей цели, называемой Шравакабодхи, букв. "тот, кто очищен и совершенен", как качество, обретаемое буддой, или Пробуждение в Колеснице Слушателей. После достижения этой цели они провозглашали, или "обнародовали" свое постижение другим, будь эти другие последователями Хинаяны или Махаяны.

Словом "пратьекабудда", буквально "будда-сам-по-себе", обозначают всех тех последователей Хинаяны, которые достигли уровня Архата посредством своих личных усилий. Это означает, что в своем последнем существовании в сансаре они не нуждаются или не опираются на учение какого-либо наставника для своего достижения уровня Архата. Они способны достигнуть этого уровня силой своего прежнего запаса заслуги, в частности - силой своих молитв. Пратьекабудды подразделяются на два типа - "отшельники" и "общающиеся":

1. "Пратьекабудда-подобный-носорогу" идет своим путем практики в полном одиночестве;

2. "Пратьекабудда общающийся". В пределах этого второго типа выделяют два подтипа. Во-первых, здесь те, кто уже достиг третьего этапа подготовки. Во-вторых, все те, кто находятся на уровнях между последней фазой Этапа Подготовки и незадолго до вступления на завершающий буддийский путь Этап Неучения. Эти два подтипа называются соответственно: "пратьекабудда, общающийся в большой группе" и "пратьекабудда, общающийся в узком кругу". Первый подтип можно понимать и как "обретший заслугу и мудрость великим усилием", поскольку он работает на более раннем этапе, а второй - "обретший заслугу и мудрость малым усилием", поскольку он работает на более поздних этапах. Отличительный момент здесь в том, что "большее усилие" необходимо тогда, когда верующий проходит начальные этапы Пути Дхармы, а по мере его духовного прогресса требуемые усилия уменьшаются. Поскольку главная тема сосредоточения в ходе медитации последователей Колесницы Слушателей отличается от той, на чем сосредоточены последователи Колесницы Молчаливых Будд, то и Тхарпа (нирвана, мокша), т.е. освобождение от сансары, которое они достигают в итоге, отличается. И хотя в конце концов о последователях обоих Колесниц говорят, как о достигших уровня Архата, но в их состояниях есть качественные различия. За исключением этих различий, обе Колесницы представлены пятью практически тождественными этапами Духовного прогресса, а именно:

1. Цхогс-лам (самбхарамарга) - этап Накопления заслуги и мудрости, на который вступают тогда, когда в человеке рождается необратимое решение следовать Стезей Будды, будь то Стезя шравака или пратьекабудды, с целью достичь освобождения от сансары. Такое решение должно быть основано на полном понимании трех типов страдания которые характеризуют сансару, а также и на осознании того не слишком очевидного факта, что три типа страдания мы претерпеваем постоянно, даже в минуты кажущегося нам наивысшего блаженства. Типы страдания: страдание, возникающее в результате каких-либо физических или ментальных причин; страдание, возникающее из-за преходящей природы любых явлений; и страдание, причиной которому служит наша зависимость от неизбежных пут, связывающих нас в круговерти перевоплощений. На первом Этапе человек начинает "накапливать заслугу" и мудрость быстрыми темпами. Этап имеет три подраздела, все три необходимо пройти прежде, чем вступить на второй Этап.

2. Прайогамарга - Этап Подготовки, начинается тогда, когда человек обретает "необычную мудрость, рожденную в процессе медитации. Этот Этап достигают в результате устремления разума к и сосредоточения на Четырех Благородных Истинах и Их шестнадцати аспектах. Такое сосредоточение должны осуществлять и шраваки, и пратьекабудды. Этап Подготовки содержит четыре подраздела: Теплота (дрод); Вершина (рце-мо); Смиренная Выносливость (бзод-па); и Возвышенная Дхарма (чхос-мчхог).

3. Даршанамарга - Этап Видения, является результатом дальнейшего углубления созерцания Шестнадцати Аспектов Четырех Благородных Истин. Этап Видения имеет шестнадцать подразделов. До этого момента медитация относительно неглубока по своему характеру, часто прерывается возвратом к мирским делам. Фактически на более ранних Этапах не наблюдается никакого различия между медитацией и нормальной жизнью. Достигнув этапа видения, верующий достигает уровня Ария, и далее его медитативная практика преобразуется в процесс глубокого созерцания, сходного с трансом.

4. Бхаванамарга - Этап Медитативного Развития. И шравака, и пратьекабудда вновь и вновь медитативно "прорабатывают" опыт медитации, - каждый сообразно своему типу медитации. Этот уровень медитации - первый из девяти уровней медитативной практики, из которых три называются "малыми", три - "средними" и три - "большими". Девятый завершающий уровень медитации называется на санскрите Ваджропама самадхи, т. е "Медитативное сосредоточение, подобное твердостью алмазу" - таково по твердости, стабильности и блистательности это достигнутое состояние медитации.

5. Ашаикшамарга - Этап-Более Не-Учения. И шравака, и пратьекабудда достигают архатства - наивысшего состояния, признаваемого в рамках традиции Хинаяны.

Делись добром ;)