Мировоззренческие основы традиционной религии мари

дипломная работа

Введение

религия культ марийский храм

Язычество Современные авторы предлагают при описании явлений современности употреблять термины «язычество», «язычники» и производные от них, заключая термины в кавычки, чтобы не возникало аналогий с воинствующими христианскими миссионерами дореволюционного периода. Некоторые авторы предлагают использовать понятия «некрещеные чуваши/мари/удмурты», а для характеристики религиозных воззрений - «традиционная вера», «традиционная обрядность», «этническая религия» (Е.А.Ягафова, Р.Р.Садиков, Т.Л.Молотова) или «фольк-религия» (А.К.Салмин). Мы используем термины «язычники» и «язычество» применительно к современной Марийской республике с той оговоркой, что эти термины используют сами носители традиционных религий. - это религия, где каждая явление природы обожествляется, имеет особый смысл, а человек является неразрывной частью этой одухотворенной природы.

Языческие традиции у народа мари сохранились до настоящего времени, что определяет их современное этническое самосознание. Религиозные верования издревле составляли ядро духовной культуры марийцев. Являясь важным этноформирующим фактором, они охватывали все сферы жизни общества, оказывали прямое воздействие на повседневную жизнь людей, определяли их мировоззрение, характер, поведение, ценностные ориентации и моральные установки. Иногда на страницах интернета появляется определение мари как «последнего языческого народа Европы». В этом заключается актуальность темы - необходимость и возможность изучения явления, которое у других соседних народов практически исчезло.

Большая часть республики Марий Эл населена луговыми марийцами, среди которых есть язычники. По данным социологического опроса, проведенного сотрудниками отдела социологии МарНИИ, в 2004 году среди 1200 жителей Республики Марий Эл 56,3% мужчин и 78% женщин назвали себя верующими. Но это не показывает возросший уровень религиозности населения. Большинство опрошенных: более 42% мужчин и 50% женщин, считающих себя верующими, еще не приобщились к религиозному учению. Истинно верующими, соблюдающими религиозные обряды, считали себя только 13,7% опрошенных луговых и 7,9% горных марийцев.

Среди современных марийцев выделяются: православные (64,9% опрошенных луговых и 93% горных), приверженцы синкретизированных православно-языческих культов (двоеверы) - 21,6% луговых и 7,0% горных и некрещеные - 12,1% луговых мари. Из числа луговых марийцев около 60 % опрошенных посещают церковь, 18% священную рощу. Горные - более привержены к православной церкви. Более 67% двоеверцев и столько же некрещеных в настоящее время не участвуют в молениях в священных рощах. В то же время две третьих двоеверцев и более 36% некрещеных отметили, что изредка посещают церковь. Это показывает значительные изменения в религиозной и конфессиональной ориентации верующих Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола, 2005. С.226..

Цель дипломной работы заключается в изучении истории марийского язычества и анализа его современного состояния.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

изучить источники и научную литературу по язычеству;

разобрать политико-религиозную ситуацию Марийского края с XVI в.;

рассмотреть мировоззренческие основы язычества мари, основные культы марийцев;

на основе авторских интервью показать особенности язычества мари в современных условиях

Объектом является традиционная вера марийцев. В роли предмета выступает история и содержание язычества марийцев. Хронологически основной акцент сделан на современный период с необходимыми экскурсами в предшествующие исторические эпохи.

В процессе решения указанных задач дипломной работы были использованы следующие методы сбора и анализа материала: включенное наблюдение, глубинные интервью (расспросы), исторический метод, метод ценностного подхода, метод целостности.

В качестве источников в данной работе использованы описания путешественников и краеведов прошлого. Для анализа современной ситуации автором в 2013 году был собран полевой материал в Волжском и Звениговском районах Республики Марий Эл.

За последние годы в литературе усилился интерес к язычеству. Язычество - понятие условное. Язычник от латинского слова paganus - деревенский житель, провинциал. Позже оно обрело несколько иной смысл - тот, кто чужд Евангелия Чуриков И. Духовность народа мари// Ончыко. - 2002. - №9. - С.26-31. Древние финно-угры были сильно разобщенными. Финны, эстонцы, венгры и коми очень рано приняли христианство. Об общих чертах язычества в настоящее время можно вести речь лишь по сохранившимся традициям вероисповедания у марийцев, удмуртов, мордвы Ямурзин А. Марийское язычество как духовный феномен// Ончыко. - 2006. - №6. -С. 109-116..

Говоря об изученности поставленной проблемы, стоит сказать, что первыми авторами, оставившими описания аутентичной языческой культуры народа мари, были арабские путешественники. В X-XII вв. они побывали в Волжской Болгарии, на периферии которой проживали мари, и оставили много интересных записей. В источниках, описывая нравы, обычаи булгар, арабские путешественники с удивлением отмечают, что многие восточно-волжские народы (черемисы, вотяки) разговаривают на своем языке, поклоняются своим богам.

Западные путешественники XVI-XVII вв. оставили источники описательного характера. Такие как «Записки о Московии» Сигизмунда фон Герберштейна Герберштейн С. Записки о Московии. М.,1988, «Описания путешествия в Московию» Адама Олеария,

Исследование марийских верований начинается в начале XVIII века. Российский академик Герард Фридрих Миллер в своем труде «Описание живущих в Казанской губернии народов, яко-то: черемис, чуваш и вотяков» пишет о языке и обычаях мари.

К обобщающим источникам можно отнести работы XIX века, например, работы С.К.Кузнецова, Смирнова И.Н., Яковлева Г. В XIX веке верования марийцев изучал этнограф С.К. Кузнецов, он дает общие очерки, рассматривает культ умерших Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис// Этнографическое обозрение. 1904.. Смирнов И.Н. впервые систематизировал исследования по традиционной культуре народа мари в своей монографии «Черемисы» Смирнов И.Н. Черемисы. Казань, 1889.. Традиционные верования черемис были описаны в работах А.А.Фукс Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840., Н.М.Шестакова, А.Н. Филимонова Филимонов А.Н. О религии некрещеных черемис и вотяков Вятской губернии//Вятские епархиальные Ведомости. 1868. - №8, 11., Т.Семенова, Г.Яковлева Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1897..

Разнообразны подходы, методологические и идейные позиции авторов, исследующих традиционные верования марийцев. Под традиционными верованиями имеются в виду три разновидности религиозных направлений: собственно язычников, двоеверцев (христианско-языческий синкретизм) и приверженцев секты «Кугу сорта». В начале XX века число исследователей возрастает. В.М.Васильев-Упымарий не только описывал религиозные обряды, но и одним из первых попытался исследовать причины возникновения и миропонимание религиозного движения «Куга сорта». Работы А.Ф.Ярыгина, А.В.Краснова, В.С.Соловьева сыграли роль в исследовании различных аспектов марийских традиционных верований. Историография религии мари достаточно обширна, это работы Л.С.Тойдыбековой «Марийская языческая вера и этническое самосознание» Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Йоэнсуу, 1997., Н.С.Попова и А.И.Таныгина «Марий кумалтышмут» («Марийские молитвы»), Ю.А.Калиева «Сылнымут да тоштой» («Литература и мифология»). Археологический и культурологический аспекты функционирования религиозных верований мари рассматривали в своих работах О.В.Данилов, Г.Е.Шкалина. Социально-философский анализ традиционного мировоззрения мари является целью исследования Ю.А.Калиева Калиев Ю.А. Сылнымут да тоштой. Йошкар-Ола, 1999..

Язычество изначально складывалось как этническая религия. Этот процесс протекал как естественноисторический процесс. В этом видится смысл его естественной природы как исторической формы религии Калиев Ю.А. Религиозные верования//Этнография марийского народа. Йошкар-Ола, 2001. С.161-167. Характеризуя язычество как особый этап развития религиозного сознания, Ю.А.Калиев рассматривает его как религию стадиальную (возникшую в пору становления классового общества), связанную с развитыми формами производящего хозяйства. Он характеризует содержание понятия «язычество» как политеистическую религию, выражающую в культе и обрядовой практике культурно-исторический опыт и сакральное самосознание этноса.

Новизна данной работы заключается в историко-этнографическом подходе к изучению традиционной веры марийцев, во введении в научный оборот новых источников.

Отдельные положения исследования были апробированы на международных конференциях «Многонациональный регион как культурно-исторический феномен. VI Бусыгинские чтения», Казань, 2013 и «Роль ОАИЭ в исследовании и сохранении культурного наследия Волго-Уралья», Казань, 2014.

Дипломная работа состоит из Введения, 3 глав, Заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Делись добром ;)