Мировые религии

курсовая работа

Введение

...Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие -- в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым -- точнее, внутри которых -- он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Вера -- универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30--40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры.

Конечно, этих находок явно недостаточно, чтобы ответить на вопрос, во что именно верили наши далёкие предки, но с их помощью можно попытаться представить, как и почему рождалась вера вообще.

Несомненно, человек -- часть природы. Одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы. Человек связан с окружающим миром такими крепчайшими канатами, как воздух, вода, пища, солнечный свет, необходимые для поддержания жизни. Человек участвует в вечном круговороте вещества в природе, и древний человек чувствовал это острее и чётче, чем современный. Это ощущение сохранено им даже в языке: например, по-русски рождающая земля -- природа; земля, на которой родились и умерли предки, -- родина; люди, живущие на ней, -- народ. Люди рождаются, дают жизнь новым поколениям, а потом умирают, и тела их разрушаются, переходят из живого в неживое -- так же, как звери, птицы, деревья и травы.

Но человек обладает сознанием, поэтому он -- не только “природное” существо. Стать человеком -- значит обрести способность “осознавать” себя, т. е. видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём. “Сознание” человека -- это знание, разделённое с другими людьми, “совместное” понимание мира и места человека в нём. Очень важна здесь эта частичка “со-”. Опыта одного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобы усвоить знания предыдущих поколений, и чем “старше” общество, тем дольше длится обучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других и передавать свой, а тем самым -- и обобщать его. Так в человеческом сообществе возникает “обобщённое” представление о мире. Другими словами, все люди, составляющие данное общество, знают о мире примерно одно и то же, потому что “доверяют” опыту соплеменников -- прошлому и настоящему. Вот почему вера -- это коллективное представление о мире.

Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь Истина должна быть одна, а религий -- много. Не значит ли это, что верна лишь одна из них, а другие -- вредны и ложны? Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие -- неистинными, не ведущими к подлинному спасению.

Одним из инструментов отыскания истины человечество привыкло считать науку, однако вопрос об истинной вере оказывается вне её компетенции. Цели и задачи науки -- другие. Её методы разрабатывались для познания зримого мира и применимы к объектам любой степени сложности, но всё же менее сложным, чем человек.

Можно предположить, например, что каждая из религий содержит какую-то часть единой Истины, и если объединить их, то удастся получить удовлетворяющую всех, одну-единственную, истинную религию. Попытки создать такую синкретическую (от греч. “соединение”) религию предпринимались, но приводили к парадоксу: созданное таким образом учение оказывалось меньше и мельче, чем религии, из фрагментов которых оно составлялось. Экуменическое движение, стремящееся объединить хотя бы разные направления христианства, также пока не достигло своей цели. Вопрос о соотношении истинного и ложного в различных религиях один из сложнейших. Попытаемся очертить некоторые подходы к его решению.

Первый из них заключается в том, что ни одно из великих вероучений не может быть совершенно ложным, иначе оно не смогло бы развиться в религиозные представления, существующие веками и тысячелетиями. Вместе с тем абсолютная истина никак не может стать достоянием человека просто потому, что ни один человек не является всеведущим. Не является всеведущей и какая-либо религия или церковь. Поэтому говорить можно лишь о степени истинности той или иной религии, т. е. о ступенях восхождения к абсолютной истине, а также о том, что каждая религия отражает ту или иную грань (или несколько граней) абсолютной истины, практически бесконечно многогранной.

Один из способов снятия противоречий, существующих между различными религиями, предлагает русский религиозный мистик Даниил Андреев. Он рассматривает в качестве примера одно из основных противоречий между исламом и христианством. Как известно, ислам -- строго монотеистическая религия. Ислам отрицает христианский догмат о Троице, то есть о троичности Бога, поскольку духовный опыт основателя ислама пророка Мухаммада не подтверждает этого догмата. Д. Андреев пишет: “...ничей вообще опыт не может содержать подтверждение всех истинных идей, возникших ранее, в ходе коллективного человеческого богопознания и миропознания. Всякий личный опыт ограничен; только премудрость Всеведущего охватывает всю сумму истин „в себе". Поэтому то обстоятельство, что Мухаммад не пережил своим духовным опытом ничего, подтверждающего тезис Троичности, само по себе никак не должно служить аргументом для опровержения этой идеи, даже в глазах ортодоксальных мусульман. Вместо формулы: „Пророк, познав совершенное единство Божие, убедился в ложности учения о Троице", следует, по справедливости, формулировать так: „Пророк, познав совершенное единство Божие, не получил, однако, указаний на Троичность Единого"”.

Но понять причины возникновения противоречий -- не значит уничтожить их, приведя все религии к некоему “общему знаменателю”. По-прежнему для мусульманина Бог один, и этот Бог -- Аллах, а Иисус -- только человек, один из многих пророков -- как и для иудея. Христианин же верит, что Иисус Христос -- Сам воплотившийся Бог. Христиане верят, что “человеку положено однажды умереть, а потом -- Суд”, индуисты и буддисты говорят о длинной цепи перерождений каждой души.

Обратимся ещё раз к тем факторам, которые влияют на формирование конкретной религии. Бог говорит с каждым народом на его собственном языке -- на языке культурных традиций народа, особенностей его национального характера, способа мышления и богопознания. Душа народа -- тайна не меньшая, чем душа и личность того пророка или просветлённого, который передал своему народу божественное откровение. И третья, самая непостижимая тайна -- воля Бога, открывающего Себя человеку.

Религий и систем верований на свете десятки тысяч. Раскрыть же внутреннюю суть конкретной религии может только душа, живущая именно этой верой.

Невозможно даже в краткой форме изложить все фрагменты истории развития той или иной религии: религиозные войны, крестовые походы, межрелигиозная вражда -- всё это дела и стремления человеческие, а прикрываются они священными символами или просто красными или чёрными знаменами -- к вопросам веры это отношения не имеет. Неразрешима задача найти аргументы в пользу той или иной религии. Однако нет, не было и не будет на земле народа, представители которого не задавали бы себе вопросов:

“Кто мы?”,

“Откуда и куда мы идём?”,

“Где наш дом?”.

Возможные ответы содержат национальные и мировые религии

Сегодня в лекционных курсах по всеобщей истории религии не уделяется первостепенного значения. Между тем, невозможно объяснить своеобразие той или иной цивилизации без знания истории религии. Ее изучение позволяет проникнуть в особенности этических норм, повседневного поведения, духовных ценностей и даже правовых установлений. Знание истории ислама или буддизма расширяет кругозор студентов, позволяет выйти за рамки евроцентризма. Вместе с тем, изучение разнообразных форм и учений, способствует формированию религиозной толерантности и способности к адекватной оценки тех или иных актуальных проблем современного мира. Решение этой проблемы составляет цель курсовой работы.

Объектом исследования является изучение мировых религий как феномена общественного сознания человечества.

Предметом исследования является содержание и структура мировых религий, их общие черты, направленность на гуманизацию общественной жизни.

Цель исследования: обобщить, проанализировать содержание мировых религий, их общие и отличительные черты.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- исследовать философские и психологические основы веры человека в существование Бога;

- обосновать модель религиозной веры;

Научная новизна исследования заключается в том, что:

обобщена структурно-содержательная модель мировых религий;

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.

1. Обобщен материал по истории мировых религий; дан исторический ракурс в историю, связанный с историческими предпосылками возникновения той или иной религии;

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- материалы курсовой включены в содержание лекционных и практических занятий по религиоведению, используются для решения воспитательных задач в школе при составлении программ, разработке пособий, дидактических материалов и создании спецкурсов и спецсеминаров.

Делись добром ;)