Мифология человека

контрольная работа

1. Мифы о жизни человека

Мифология, основанная на «оживотворении» всего существа, предполагает жизнь в любых проявлениях. Жизнью наполнены первоначально известные «живительные» и «мертвящие» её начала: берегини и упыри. Жизнь - в космосе, в земле, в воде, в других составляющих мироздания, а также в их многочисленных воплощениях. Само становление мира, представлялось в виде смены поколений богов, причём первые из них не умирали навечно, а оказывались в дальнейшем на периферии космического пространства.

Мифологическое воззрение на жизнь во всём её богатстве выразилось в одном из вариантов мирового дерева - дереве жизни. В мифах дерево жизни чаще всего соотносится с женским плодотворящим началом. Оно произрастает посреди блаженных садов из тела матери-земли, пронизывая её корнями. Живительными свойствами обладают его плоды, преображённые в райские молодильные яблоки. Образ дерева жизни, несомненно, повлиял на веру в целебные деревья, на чьих ветвях больные люди развешивали части своей одежды, полотенца и др.

Вера в посмертное продолжение жизни запечатлена в сюжетах о прорастании на могилах супругов (в мифопоэтической традиции - на могилах влюблённых) двух деревьях, сплетающихся кронами. Мифы о приобщении человека к жизни и спасении от злых сил с помощью дерева напоминают сказки о детях, которые, спасаясь от Бабы-Яги, прячутся под деревом.

Мифическое дерево жизни превратилось в символ генеалогии рода - родословное дерево, чьи корни принадлежат предкам. Родословное дерево демонстрирует связь поколений. Первоначально у каждого рода было своё дерево, отражающее генеалогию в целом, а позднейшие варианты родословного дерева соотносятся с преемственностью поколений в пределах большой семьи. В прежние времена сохранение родословной было значимым не только для сохранения целостности рода, но и для того, чтобы избежать кровосмесительных браков.

Божеством нарождающихся людей долгое время считался Род, с которым соотносилось представление о происхождении людей от одного первопредка. Близким роду стал Чур - покровитель семьи и её жилоё среды. Поныне сохранились названия поколений: дед, прадед, прапрадед, щур, пращур, прапращур. Чур (Щур) - охранитель межей, границ владений хозяина, а также его собственности. Это верование запечатлелось в заклинаниях: «Чур моё!», «Чур пополам!» или в заклятиях счастливца, обнаружившего клад: «Чур! Чур! Свято место, чур, Божье да моё!». Чура призывали, чтобы удалить зловредные силы: «Чур меня!», «Чур наше место свято!». Подобные заклятия часто произносятся при гаданиях, рассказах о нечистой силе, в различных ритуалах.

Особо почитались предки - прародители рода, племени. К наиболее древним относятся представления о звероподобных первопредках. Человеческие первопредки назывались «деды». Их изображали в виде «болванов» с лучиной в руках. Деды обитают в загробном мире и заботятся о живых. Но через определённое время могут вновь воплотиться в живого человека. Таким образом, они как бы соединяют прошлое, настоящее и будущее в единое циклическое время. Когда же деды влияют из подземного царства на жизнь и благополучие потомков, то «соединяют» разные миры в единое мифическое пространство.

К помощи дедов обращались в разных случаях: при посеве, при выборе места для постройки жилища. В «дедову неделю» (радуницу). Когда предки «отдыхают», их приглашали для угощения в дом, посвящали им первую ложку еды и первый стакан напитков, которые выставляли за окно или же выливали на стол.

Помимо семейных предков, почитался родоначальник первобытного коллектива - царь, являвшийся мифическим воплощением единства рода и сопоставимый с культурным героем - основателем рода, традиции, государства. Образ «царя-батюшки» сложился из представления о нём как наместнике бога. Его постоянными атрибутами вместо палицы и Перуна (молнии, стрелы) стали скипетр или посох (камень и палка).

Разложение родовых отношений повлияло на мифический сюжет, связанный с младшим братом в семье. Оно же стало основанием для появления образов мачехи и падчерицы.

Образ мачехи возник, скорее всего, после того, как изменились формы брака и невест стали брать из «чужого» рода. Зловредность мачехи в волшебных сказках усугубляется её связью с нечистой силой, с Бабой-Ягой. Мачеха сама может превратиться в ведьму или колдунью, но чаще всего скрывает эту способность от людей и даже от мужа. Поражение (смерть) мачехи, пресечение её козней означают восстановление идеалов родовой жизни.

Под влиянием семейного неравенства сложился образ падчерицы, повлияло на него, как и на образ мачехи, разрушение древнего внутриродового брака. Показательно, что падчерице в сказках помогают и лесные существа. В древнерусской мифологии известен Лес праведной - добрый и близкий человеку, представлявшийся седовласым высоким мужчиной, закутанным с головы до ног в белые одежды. В лесу обитают и старики, называемые «лесными отцами». Они напоминают заботливых предков и, вероятнее всего, восходят к древнему культу первопредков, которые для мифологического человека, как известно, не умирали, а поселялись в иных пространствах.

Таким образом, жизнь человека предстаёт в мифологии как некое свойство всего мира, преломляющееся в людях и в смене поколений. Жизнь постоянна, она изменяет свои формы в разных пространствах. Сложившиеся многочисленные ритуалы обращения к предкам - способ установления связи между этими пространствами и между поколениями.

Делись добром ;)