2. Мифы о жизненном пути человека
Жизненный путь в земном пространстве отождествлялся с судьбой человека. Представление о судьбе оформились на довольно поздней стадии развития мифологического сознания. Они обусловлены объективной зависимостью человека, как от природных сил, так и от родовых отношений, которые первоначально были включены в единый космический цикл. Этот способ осмысления в Древней Руси выражался в понятиях «колеса судьбы» и «счастного колеса», соотносимых с движением звёзд.
Характерно, что в русских средневековых астрономических текстах семь планет, влияющих на судьбы людей, названы «рожаницами». Эти древние представители плодородия и живительной силы, охранительницы человека позднее, в связи с развитием индивидуального сомосознания, стали соотноситься с судьбой отдельного индивида, с его жизненным путём.
Три рожаницы присутствуют в доме при появлении ребёнка на свет и поочередно определяют его судьбу («звезду»). Одна распоряжается родами, другая - брачными союзами, третья определяет срок жизни и поражает смертью. В честь рожаниц стригли в первый раз волосы у детей, совершали и другие ритуалы в период детства.
Мифические представления о судьбе человека развивались, видоизменялись, воплощались в различные персонификации. Среди них наиболее известен Суд, распоряжающийся человеческой судьбой. Особенно часто фигурирует Суд (или Судьбинушка) в плачах.
Воплощением счастливой судьбы и удачи считалась Доля, которая противостояла Недоле - несчастной судьбе. Доля делает человека беззаботным, потому что сама трудится за него. Но если Доля вдруг уснёт или станет гулять, веселиться, то человек впадает в нужду. Недоля постоянно вредит тому, кого избрала в момент рождения, насылает на него беды, напасть, нищету. Представление о судьбе как «случае», внезапном обретении чего-либо запечатлелось во Встрече, и наоборот, если человеку не сопутствует удача, значит, его сопровождает Невстеча. Близок ей Встречник (Стрешник) - вредоносное мифическое существо, которое встречает человека в пути и навлекает на него беду, препятствует достижению цели.
Вообще разным неожиданным встречам люди придавали особый смысл, пытались угадать, что они предвещают. В связи с этим сложилось множество примет по поводу встречи с женщиной или девицей, монахом или монахиней, свиньёй, зайцем. Однако остаётся неясным - то ли встречный сам несёт неудачу, то ли встреча с ним предупреждает человека: начатое дело следует приостановить или же принять необходимые меры предосторожности, заранее защитить себя оберегами и охранительными ритуалами.
Неотступно следует за человеком Горе. Оно разоряет богатство, доводит неопытного молодца до кабака, а затем и вовсе сживает с белого света, сколачивает гроб и роет могильную яму.
Близким к Горю является Беда. Она странствует по свету, ищет людей и, найдя, обрекает их на несчастье, гонится за ними. Вместе с Бедой ходит и Тоска (Журба, Кручина). Тоска иногда ассоциировалась с тридцатью тремя сёстрами, что находятся на алтырь-камне, в «неопалимой бане» на «разжигаемой доске». Они кидаются от стены к стене, из угла в угол, а когда им удаётся вырваться, рассыпаются по воздуху веером во все концы.
На жизненный путь человека могли повлиять и другие вредоносные существа, вроде Морока - он вводит в заблуждение, обманывает, «морочит». «Сбить с пути» способна вообще всякая нечисть. Поэтому столь важным было заранее узнать исход дела, судьбу в целом при помощи прорицаний, мантики - системы гаданий, жребия, сновидений и сопряжённых с ними магических действий.
Наибольшую популярность имели гадания. Совокупность ритуально обставленных действий была направлена на то, чтобы узнать о будущем урожае, о приплоде скота, о сроках жизни, женитьбы и замужестве, то есть прояснить для себя, как благотворные и мертвящие силы относятся к человеку и его жизненному пути. Гадания, для которых употреблялись чары, получили название чародейства. К его необходимым принадлежностям относятся различные отвары из трав (зелья), а также волчье сердце, змеи, когти чёрной кошки. К чародейству прибегали для врачевания, для возвращения семейного счастья и довольства в дом, для отклонения различных напастей на жизненном пути. Но и для того, чтобы наслать на врага беду, предать его во власть злобных, мучающих демонов. Поэтому к чародейству иногда присовокупляли и те случаи, когда причину смерти установить было невозможно.
Значительную роль при угадывании судьбы играли приметы. Они складывались в результате наблюдений над атмосферными и астрономическими явлениями, над поведением животных и самого человека. Приметы основаны на повторяющихся причинно - следственных взаимосвязях явлений и событий. Верные приметы подтверждались многовековой практикой, а ошибочные, в которых причинно - следственные отношения носили иллюзорный, случайный характер, вели к развитию суеверных представлений о «предзнаменованиях» судьбы. Но если последние и не подтверждались жизнью, то, несомненно, имели для гадающего личностный смысл.
Совпадение виденных во сне и действительных явлений породило гадания о судьбе по «вещим снам». Сам Сон - мифическое существо, которое ходит по земле и может усыпить человека, если тот пожелает. Эти представления о сне отразились и в колыбельных песнях, где Сон и Дрема ходят рядом и ищут колыбель ребёнка.
«Телесная» мифическая душа тоже самостоятельно бродит по ночам, когда человек спит, и, в этом смысле, спящий временно умирает, а после того как душа возвращается, просыпается. «Виденное» душой во время странствий может быть истолковано как предзнаменование. Специальный разряд гадателей составляли «сновидцы». Обычно они довольно широко толковали значение своих снов, но объясняли и сны других людей. Сведения о значении снов содержались в книгах под названиями «Сонник», «Сновидец», «Сносудец».
Мотив гадания о судьбе вошёл в древнерусский героический эпос и практически во все виды фольклора. Путь героя как основной повествовательный приём соединяется с сюжетом о выборе судьбы богатырём на распутье. В этих случаях герой сам определяет свою судьбу. Предуготовление собственной судьбы своеобразно воссоздаётся в сказках, где героиня прядёт нить или ткёт полотно («полотно судьбы»).