Мифология человека

контрольная работа

3. Мифы о любви и браке человека

Любовь и брак имеют в мифах космогонический смысл, так как через брачные отношения и последовательную смену поколений богов раскрывалось становление самого мира. Любовь и брак - важнейшие жизненные начала, живительные силы, которые ежегодно воскрешаются в союзе Неба и Земли, Солнца и Месяца. Уже в славянской древности, как было указано выше, их представляли самостоятельные существа - Лада, Леля, Ладо и другие.

О великой животворящей силе любви свидетельствуют также многие сохранившиеся обычаи и ритуалы. Среди них несомненного внимания заслуживают весенние «вьюнины» - обычай целования молодых с тем, чтобы новая супружеская чета благотворно повлияла на пробуждение природы. Поздравляя молодых в первую весну после свадьбы, люди толпой ходили от дома к дому. Одна из женщин припрыгивала на шесте с привязанным к нему помелом и колокольчиками, другая несла ёлку, украшенную разноцветными лентами, платками, полотенцами. Подходя к дому, «окликали» молодых, требовали угощений, обращались к ним с песнями - вьюницами: супруга называли «вьюн», а супругу - «вьюница». Молодые в доме или на улице угощали пришедших «окликальщиков» пирогами, яйцами, вином. В различных местностях вьюнины приходились на разные сроки, но непременно совпадали с поминовением предков. Это совпадение примечательно тем, что вообще счастливая супружеская жизнь испокон веков считалась невозможной без благословения и покровительства пращуров. Молодожёны же в ритуалах поминовения выполняли роль посредников между прошлыми и будущими поколениями. Это «срединное» положение занимали свадьба и брак в жизни самого человека.

Брачные ритуалы некогда приурочивались к определённым «свадебным сезонам», о которых осталось очень мало свидетельств. В своей древней основе свадебный образ означал принятия невесты из «чужого» в «свой» род. Позднее его основной целью стало публичное признание брака общиной.

Многие элементы позднейших свадебных обрядов воспроизводят некогда существовавшие «умыкание» и покупку невест. На содержание и форму свадебного обряда ощутимо повлияло мифологическое представление об умирании и возрождении молодых в качестве супругов. Очевидно, по этой причине слёзы и радость, грусть и смех так тесно переплетаются во всех свадебных обрядах.

Особое место в свадебном обряде занимал девичник. Девушки собирались, чтобы «проститься» с подругой, так как она покидала не только «свою» семью, но и возрастную группу «девок» - невест и должна была перейти в разряд «молодух», «баб». В некоторых местностях подруги ловили курицу и надевали на неё специально сшитое платье. Ритуал направлен на пожелание плодовитости, хозяйственности, заботливости, якобы присущих курице и важных для будущей жены и хозяйки дома, матери.

Мифическим воплощением девичества считалась Красота. К ней обращалась невеста как к человекоподобному существу, просила не оставлять в замужестве, охранять честь, а потом передавала Красоту младшей сестре или незамужней подруге. В разных районах Красота получала различные воплощения: в виде ленточки - косоплётки (косника), вплетаемой в девичью косу; головного убора невесты из парчовой повязки, расшитой позументом; головных украшений из лент; венка с лентами. В северорусских и южнорусских свадебных обрядах Красотой называли разукрашенное деревце (чаще ёлочку) или цветок.

Ритуал прощания с Красотой сопровождался расплетением косы невесты. Чтобы это было труднее сделать, косу спутывали, перевязывали верёвочками и ленточками, невеста просила завить ей «бесчисленку» в шесть рядов. Преодоление трудностей свидетельствовало о сложности перехода (переправы) в новое состояние невесты. Расплетение сопровождалось песнями-плачами.

Поход за «добычей» невесты напоминает древний обычай похищения невесты. Длительное время он был настолько значимым, что похищение совершалось с ведома родителей, но обставлялось как настоящее. Препятствуя похищению, на пути поезда устраивали «заломы» - преграды из верёвок и брёвен, - у которых требовалось платить выкуп. У дома невесты её родственники имитировали сопротивление жениху: запирали ворота, перед воротами вставали молодые люди, с ними (и одновременно с матерью невесты) велись переговоры, жениху в виде испытания загадывали загадки. Обмен хлебами между сватами со стороны жениха и невесты означал «примирение».

Обстановка за столом всячески предрасполагала к изобилию и счастливой семейной жизни: молодые сидели на шубах или на подушке, на колени невесте сажали мальчика - чтобы рождались сыновья; людей из «чужого» рода вымазывали печной сажей - чтобы приобщить к новому домашнему очагу; одаривали подарками родных жениха, его дружков и подруг. В ряде русских деревень на стол ставили свиную голову, украшенную серебряными серьгами, ожерельем, шёлковыми лентами, - её встречали песнями и плясками.

Мифологическое приобщение невесты к новому дому понуждало её «колупать» утром печку и пройти целый ряд испытаний: она должна была, не расплескав, принести воды, подмести сор в избе, напечь блинов и др. при этом все старались помешать ей: подталкивали вёдра, обрызгивали, сыпали на пол пух и перья.

Последующие поездки к родителям молодой жены и к родственникам означали всенародное признание брака и приём новобрачных в большую семью.

Делись добром ;)