Молитва как восхождение человека в Божественное Бытие по архимандриту Софронию (Сахарову)

курсовая работа

Введение

Библиографические сведения о жизни архим. Софрония (Сахарова) можно найти у различных авторов. Но более подробное жизнеописание изложил иеродиакон Николай (Сахаров) в своей статье «Основные вехи богословского становления архим. Софрония (Сахарова)». Ценность его статьи заключается еще в том, что ему удалось проследить постепенное развитие богословского наследия архим. Софрония и выделить его основные вехи.

Однако необходимо отметить, что полного жизнеописания так никто и не отобразил. Это положение связано, скорее всего, с тем, что архимандрит Софроний до недавнего времени являлся нашим современником и еще живы те люди, которые лично его знали. Кроме этого о жизни архим. Софрония свидетельствуют его собственные труды и письма к близким людям. В этих письмах архим. Софроний излагает свой нелегкий жизненный путь со своими неудачами и успехами. Письма открывают читателю внутренний облик архим. Софрония и являются одним из основных источников, свидетельствующих о его жизни. Сергей Семенович Сахаров, а в будущем архимандрит Софроний (Сахаров) родился 22 сентября 1896 года в глубоко верующей и многодетной семье. Кроме Сергия в семье еще было восемь детей. Его отец, Семен Сахаров, занимал высокую должность в коммерческом предприятии что позволяло ему содержать многочисленную семью. Брат Сергия, которого звали Семен, дирижировал в большом театре симфоническим оркестром, а сестра Екатерина танцевала. Настоящим исповедником был его младший брат Николай, который за свою преданность Церкви дважды был арестован советскими властями. См.: Георгий Мандзаридис. Архимандрит Софроний: Богословие личного начала // Синопсис. - К, 2001. - № 4-5. - С. 322.

В воспитании Сережи большую роль сыграла мама как человек «глубокого сердца и праведной жизни». Софроний (Сахаров) архим. Письма в Россию. - М., 1997. - С. 8. Однако более значительное влияние оказала няня, водившая маленького ребенка в церковь на богослужение. Сережа с первых же минут полюбил молитву и промолиться полчаса или сорок пять минут для него не составляло никакого труда. Именно в детском возрасте он пережил опыт нетварного света и соприкоснулся с тайной вечности. См.: Софроний (Сахаров) архим. Видеть Бога как Он есть. - Женева. La bor et Fides, 1988. - С. 44.

Вообще встреча с отцом Софронием была для многих людей событием необыкновенным. «В его лице я увидел человека, - вспоминает еп. Илларион (Алфеев), - который достиг того, что на святоотеческом языке называется обожением. Одно дело - читать об обожении древних отцов, другое - видеть это своими глазами, на примере живого человека, твоего современника. Глядя на него, ты вдруг понимаешь, что человек обоженный - это не какой-то небожитель; это такой же человек, как все мы, из той же плоти и крови, но только каждое его слово, каждый взгляд, каждое движение пронизаны Богом. Он остается человеком, но во всех его человеческих проявлениях присутствует божественная энергия, божественная благодать». Там же. - С. 145.

Отошел отец Софроний ко Господу на 97-м году своей земной жизни 11 июля 1993 года в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Но прежде своего преставления он написал письмо к Святейшему Патриарху Варфоломею. В нем отец Софроний просил покровительства у патриарха для своей обители, а для себя - благословения отойти в мир иной к «желанному свету Воскресения Христова». Захария (Захару) архим. Христос как путь нашей жизни. - М., 2002. - С. 16.

Православному миру архимандрит Софроний (Сахаров) известен прежде всего как автор книги «Старец Силуан». Но постепенно становятся доступны и его личные книги, которые еще недостаточно освоены, чтобы определить, какое историческое место они занимают в святоотеческой литературе.

После книги «Старец Силуан» другой работой стала книга «His Life Is Mine» (1977), в которой отображен личный аскетический опыт архим. Софрония. Эта книга не является основной работой архимандрита Софрония и служит как бы введением более значительной его книги «Видеть Бога как Он есть». Следующей его работой после книги «Видеть Бога как Он есть» (1985) была небольшая книга «О молитве» (1991), где архимандрит Софроний делится своим опытом молитвы. Более поздней его работой стала книга «Рождение в Царство Непоколебимое» (2001), которая имеет более систематическое изложение богословского сознания архимандрита Софрония. В недавнее время вышли в свет материалы из архива архимандрита Софрония - его переписка с сестрой (Письма в Россию. - М., 1977), с протоиереем Борисом Старком (Письма близким людям. - М., 1997), Д. Бальфуром (Подвиг Богопознания. - М., 2002), отдельные беседы (Духовные беседы. - М., 1998). А также в ближайшее время станет доступна читателю и переписка архимандрита Софрония с выдающимися богословами, в частности с такими как протоиерей Георгий Флоровский, архиепископ Василий (Кривошеин), митрополит Антоний (Блум).

Настоящая работа также предполагает рассмотреть учение архимандрита Софрония о духовной жизни христианина в Церкви. Известно, что нравственная сторона является одной из важнейших в творчестве архимандрита Софрония, которая заключается в соблюдении евангельских заповедей. И вообще архимандрит Софроний понимал христианскую жизнь как единую жизнь - в Церкви, догматике, аскетике.

И, наконец, будет рассмотрен отдельно опыт молитвы архимандрита Софрония, который тесным образом связан с опытом любви к своим врагам, что дает молитве подняться на более высокий уровень, где открывается подвижнику Бог Истина.

На протяжении работы отдельно будут рассмотрены и другие вопросы, которые встречаются в творениях архимандрита Софрония. К ним можно отнести вопросы, касающиеся многоипостасной молитвы, благодати отчаяния, имяславия, богооставленности и мгогие другие. Автор попытается дать ответ на некоторые из них. В частности, будет рассмотрен мистический опыт архимандрита Софрония и определено его место в Православной Церкви; будет сделана попытка предугадать, какое влияние может оказать архимандрит Софроний на последующее развитие богословия о личности.

архимандрит софроний молитва богословие

1. Персональное Бытие Бога и персональное бытие человека в творениях архим. Софрония

Начиная с исследования творений архим. Софрония необходимо прояснить, что понимает он под словом «персона», это поможет более точно понять богословие архим. Софрония, которое основано на персональном начале. Именно эта тема прослеживается на всем творении архим. Софрония и является центральной, от которой берут свое начало все другие темы. Еще в раннем возрасте (17-18 лет) Сергей увлекся восточной мистикой, в основе которой лежит избавление от персонального начала. Однако это заблуждение, которое связано за ошибочное «смешение двух противоположных понятий индивида и персоны», дало возможность в будущем архим. Софронию, как никому другому понять, и значение Персонального Бытия Божественного, и персонального бытия человеческого.

1.1 Мистический опыт архимандрита Софрония

Мистицизм архим. Софрония очень тесно связан с духовным опытом преподобного Силуана - с его откровением «держи ум твой во аде и не отчаивайся». «Аскеза Православия, в отличие от аскезы буддизма или какого-нибудь чахлого малокровного пуританизма западных сект, просветлена лучами Фавора, небесной радости и красоты. Не только нет гнушения человеком, как «сосудом греха», но, наоборот, эта аскеза преисполнена любви к лучшему из созданий Божиих, и верою в его вечное назначение. Любить грешника при непримиримой ненависти ко греху, - одна из обычных мыслей Св. Исаака Сирина» Каприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996. - С. 212. Это отчаяние относится к духовному плану и является открытием мирового масштаба. Благодать отчаяния проходит через весь мистический опыт архим. Софрония и соприкасается с аскетической практикой. Подвижник в состоянии благодатного отчаяния обретает то основание, на котором строится все здание мистического опыта. Ему начинают приоткрываться значения слов Святых Отцов ни как отвлеченное понятие, а как личный живой опыт. Он начинает понимать, в чем состоит покаяние христианина, начинает разбираться в ложном и истинном видении Божественного света, начинает обретать бесстрастие и обожение.

Но архим. Софроний советует не разжигаться воображением. Свт. Игнатий Брянчанинов советует храниться «от мечтательности, которая может тебе представить, что ты видишь Господа Иисуса Христа, что ты Его осязаешь, объемлешь. Это - пустая игра напыщенного, гордого самомнения! Это - пагубное самообольщение! Исполняй заповеди Господа - и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Так видел в себе Господа св. Апостол Павел: он требовал этого видения от христиан; тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния, должного христианам» Игнатий (Брянчанинов) еп. Аскетические опыты. - М., 1993. - Т. 1. - С. 102-103. «Все это дивное несказанно, но в то же время так просто и естественно, что ничего тут «мистического» нет. Путь ко спасению начинается со страха Божия и совершается в страхе, который может доходить до того, что человек воистину чувствует себя пригвожденным. Надо любить чувство страха Божия и хранить его. Любовь же должна проявляться, по слову Господа, в соблюдении заповедей. И в этом «Бога бойся и заповеди Его храни» - вся премудрость, вся мистика - тайна. Жизнь христианская - проста, и все в жизни должны быть просты, так что даже как бы ничего и нет. Да и действительно, так все понятно и ясно». Софроний (Сахаров) архим. Подвиг Богопознания. - М. - 2002. - С. 162.

Делись добром ;)