Молитва как восхождение человека в Божественное Бытие по архимандриту Софронию (Сахарову)

курсовая работа

2.2 О молитве, в которой открывается Бог-Истина

Эта тема является завершительной у архим. Софрония в его книге «Видеть Бога как Он есть». И по сути выражает весь его личный опыт в молитве, который тесным образом связан с мистикой. Здесь архим. Софроний описывает такие состояния души, какие трудно выразить словами, потому что их можно только пережить. Это видно также из его слов, например: «Я жил сию истину» или «и мы живем Его внутри нас». Необходимо отметить, что центральным моментом в этой молитве является ответ на вопрос не что есть истина? А кто есть Истина? В этой молитве человек получает откровение о тайне Личности. Эта молитва не является какой-то особенной молитвой со своими правилами или необычной практикой. Она всем известна и доступна каждому христианину, потому что эта молитва является молитвой покаянной. Отличительная черта этой молитвы в откровении, а не в структуре или в практике. Архим. Софроний объясняет читателю, что покаянная молитва разрывает кольцо замкнутости человека его индивидуальности и, следуя евангельским путем, раскрывается его личность, которая охватывает любовью другие личности. Отсюда следует, что встреча с Богом или человеком в полноте возможна только при условии существования личности человека, а не индивидуальности. «Господь сказал о себе: «Аз есмь Истина» (ср. Ин. 14:6). Он же, - пишет архим. Софроний, - призвал во свидетели Отца Своего и Духа Святого. Не без усилий в течение ряда лет покаянной молитвы приходит уразумение этой стороны Божественного Бытия. Чем больше следуем мы за Господом в хранении заповедей Его, тем шире и глубже становится наша личность. Итак, когда мы сами приближаемся к реализации в нас принципа Персоны, в котором прежде всего выражен в нас образ Божий, тогда из нашего опыта мы видим, что наша персональность для своего осуществления нуждается во встрече с другой и даже другими персонами. При подлинной «встрече» в нас отразится не только подобие принципу Персоны в Божестве, но и образ внутри троичной жизни: нам бывает дано любить единосущных нам людей в молитве за весь мир: жить все человечество как Единого Человека. Через сей опыт мы получаем новое познание, бытийное: Персона по естеству своему, по структуре и характеру не живет одна одиноко, но непременно в любви к другой персоне и тем свидетельствует о ней».

Человек должен знать свое высокое призвание стать богом по благодати. Именно отсюда, говорит архим. Софроний, рождается покаянная молитва. Осознавая, кем он должен быть и кем он в данный момент есть, человек приходит к сокрушению. Он начинает уже реально и правдиво оценивать свое греховное состояние, что дает возможность обратиться к Богу с покаянной молитвой. Итак: «если говорить, что не имеем грехи - обманываем самих себе, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Отсюда, - пишет архим. Софроний, - только покаянная молитва соответствует истине о нас. Сей момент я не перестаю подчеркивать: предстоя Отцу Небесному в сознании себя грешником, становимся мы в план Истины Божией. Чем глубже живем наш грех, как поразившую нас смерть, тем полнее предаемся мы Богу в молитве, и Его животворящей силой вырываемся из тисков времени и пространства. Да простит меня Господь, и да не осудят строго меня мои братья: так было со мною. И поэтому, читая послания Апостола Павла, я предполагаю, не скрою - с уверенностью, что и ему были даны «видения и откровения Господни» (2 Кор. 12:1-6) в его раскаянии пред Христом «с сильным воплем и со слезами»: тогда был он «услышан за свое благоговение».

Своими силами и своим умом человек не может познать Истину. Обязательно необходимо Самооткровение Бога о Себе, которое находится в евангельских заповедях. Через покаянную молитву и послушание Святой Троице человек достигает дара обожения. Он становится богоподобным и уже черпает познание о своем Творце из внутреннего состояния. В обоженном состоянии человеку становится понятным откровение о Святой Троице и отсюда познание о многоипостасности человечества как образа Святой Троицы. А также ему открывается взаимноотношение между ипостасями Святой Троицы, которое совершается в совершенной любви. «Предмет, - пишет архим. Софроний, - о котором я беспомощно пытаюсь лепетать, - Живая Истина; она не похожа ни на ученые, ни на философские истины. Открывающаяся нам Истина идеи безмерно далее рассудочных спекуляций. Она не есть некая отвлеченная формула нашего логического мышления; ни некое математическое уравнение, но Персона. Прежде всего, это Сущий «от начала», т. е. безначальный Бог - Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Но наш логический рассудок не способен следовать за реальным Бытием Бога со своими понятиями. Например: мы живем Отца, как абсолютную Истину. И Сын тоже есть абсолютная Истина. То же и Святой Дух - абсолютная Истина. Но Истина Единая, а не три абсолютные истины. Как един Бог и Он же Троица Лиц. В своем финальном осуществлении и Человек должен стать Единым Человеком во множестве ипостасей.

Делись добром ;)