Мораль и религия

контрольная работа

3.1 Ликвидация УГКЦ (Львовский Собор 1946)

В течение всей истории УГКЦ в её составе были группы духовенства и мирян, которые негативно относились к внедрению латинских обрядов и культов, и стремились к возвращению в православие. После окончания Великой Отечественной войны советское государство в лице НКВД способствовало созданию среди части греко-католического духовенства так называемой "инициативной группы", которая призвала к упразднению унии между Греко-католической церковью и Римом и за её слияние с Русской православной церковью. Решение об этом было принято на Львовском соборе 1946 г. проводившимся под председательством отца Гавриила Костельника, и при активном участии НКВД.

Советское правительство и НКВД рассматривало УГКЦ как центр националистического движения на Западной Украине, что и было одной из главных, но не единственной, причиной ее ликвидации. УГКЦ активно поддерживала движение УПА и ОУН в борьбе за создание независимого государства Украина, не только предоставляя ночлег и лечение воинам УПА в случае необходимости, но и оказывая значительную финансовую поддержку. По мнению руководства НКВД ликвидацию УПА следовало проводить параллельно с ликвидацией УГКЦ, активистов участников движения за независимость Украины, в число которых входили не только представители ОУН и УПА, но и других украинских партий, таких как УНДО, УРСП, клерикального объединения УНО ("Украинской национальной обновы") и др.

Уже в 1939 году, после прихода Советских войск и установления Советской власти на территории Западной Украины, УГКЦ стала объектом пристального внимания НКВД. В то время НКВД открыто не препятствовала ее деятельности при условии, что УГКЦ не будет проводить антисоветской агитации, однако уже в 1939 УГКЦ попала в разработку НКВД, когда было заведено несколько оперативных дел. Так в 1939 году в Станиславской (теперь Ивано-Франковской области) УНКВД завело оперативное дело "Чума", по которому проходило около 20 украинских греко-католических священнослужителей и верующих. Во Львовской области в 1939 году заведено оперативное дело "Ходячие", в рамках которого под разработку НКВД попали более 50 человек, в их числе руководство УГКЦ - митрополит Андрей Шептицкий, епископы Иван Бучко и Мыкыта Будка, прелаты Л. Куницкий и А. Ковальский, каноник В. Лаба и архимандрит ордена "Студитов" Клементий Шептицкий, архиепископ Иосиф Слипой и другие. Также был проведен ряд арестов священнослужителей, некоторые из которых были осуждены на срок 6 лет (Й. Яримовыч, Настасов, С. Хабурский, Кудинович, Н. Иванчук, Иванчан).

В начале 1939 года во Львовской епархии группа священников, во главе с Климентием Шептицким, обсуждала вопрос об отходе от унии и создании "украинской народной церкви". Членами группы были священники Ковальский, Костельник, Притма и другие. Согласно замысла, главой церкви должен был стать митрополит А. Шептицкий, который был информирован о работе группы. О работе группы было известно и НКВД, который использовал это в своих целях.

Первоначальный план оперативной разработки и ликвидации УГКЦ был разработан НКВД еще в 1940-41 и 11.01.1941 утвержден Наркомом Внутренних Дел СССР Л. Берия. Первичной задачей был отрыв УГКЦ от Запада и в первую очередь от Ватикана путем создания автономной или автокефальной украинской церкви с последующим ее присоединением к РПЦ. После войны от промежуточной фазы создания украинской церкви НКВД отказалось и приступило к непосредственной ликвидации УГКЦ через ее объединение с РПЦ. В целом план был частью общей деятельности направленной на борьбу с УПА и ОУН, и любыми проявлениями украинского сепаратизма.

Сотрудничество с НКВД Г. Костельник начал в 1941 году, когда после обыска и последующего ареста своего сына, проведенного НКВД под видом милиции, Г. Костельник был вынужден пойти на контакт с УНКВД. Зная о натянутых личных отношениях с митрополитом А. Шептицким и И. Слепым, представители НКВД обсуждают с Костельником возможность создания автокефальной украинской церкви независимой от Рима. По заданию НКВД, Г. Костельник пишет ряд статей и реферат на данную тему.

В рамках мероприятий НКВД 1940-1941, планировалось спровоцировать раскол внутри церкви (между сторонниками восточного и западного обрядов), всячески дискредитировать руководителей церкви фактами их личной жизни, обвинить в нарушении канонических законов и злоупотреблении церковным имуществом, активизировать православных церковников на борьбу за присоединение униатов к РПЦ, в Верховном Совете УССР поднять вопрос о назначении уполномоченных по делам культов при облисполкомах. Отдельным положением в рамках мероприятий НКВД по отношению УГКЦ, начальнику 2-го отдела ГУГБ НКВД, комисару госбезопасности 3-го ранга Федотову было поручено организовать вместе с Наркомфином СССР налоговую схему для использования против духовенства УГКЦ - налогообложение духовенства в Западных областях УССР должно проводиться "по согласованию с местным аппаратом НКВД".

Первоначальные планы по ликвидации УГКЦ, путем создания украинской церкви с последующим присоединением ее к РПЦ, создавались НКВД в 1940-41, осуществлению планов помешала война. После 1945 года, ликвидацию УГКЦ уже планировлось провести без промежуточного создания какой-либо украинской церкви. Для придания собору легитимности и каноничности НКГБ рекомендовало Центральной Инициативной группе разослать приглашения на собор наиболее видным деятелям оппозиции, в том числе и брату умершого метрополита Андрея Шептицкого - настоятелю Студитских монахов Клименту Шептицкому. Всего таких приглашений было разослано 13, однако, не информруя об этом Центральную Инициативную группу, НКГБ приняло меры, чтобы противники воссоединения получили эти приглашения к концу работы собора. Все епископы УГКЦ, отказались участвовать в этом соборе. Большинство епископата УГКЦ впоследствии подверглись репрессиям.

иудаизм свобода совесть украина

Делись добром ;)