logo
Неошаманизм в России

4. Особенности деятельности московского неошаманов

Как было подчеркнуто в первой главе, важнейшим аспектом деятельности шамана была разного рода атрибутика, начиная от костюма, который мог весить до 35 килограмм Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири//Сб.:МАЭТ 1971, заканчивая инструментарием для вхождения в измененные состояния сознания. В настоящее время, однако, все более заметна тенденция к упрощению этого антуража. Ни в одной из анализируемых организаций неошаманы не демонстрируют ношение специальных костюмов, выступая в обычной одежде без обильного количества символики или вовсе без нее. (см. приложение №1.) Причем это прослеживается как у московских шаманов, так и тех, кто приезжает в столицу из Сибири и Центральной Азии. В костюме неошамана может присутствовать некоторая отсылка к этническим темам, но, очевидно, что он не является сакральным предметом, помогающим в работе.

Значительно отличается и сама практика неошамана, в которой упраздняется также сказительное сопровождение путешествия шамана, что было очень важной частью традиционного шаманизма, во многом это обусловлено тем, что человек, обратившийся за помощью в большинстве случаев не находится со специалистом в одной понятийной системе - рассказ о встречах с духами и т.п. уже не могут иметь дополнительное воздействие. В. Харитонова Устами шамана глаголет…Дух?//полевые исследования института этнологии и антропологии РАН М.:Наука 2002

Важной особенностью неошаманизма является также позитивное восприятие шаманской практики. Неошаманские организации предлагают ряд услуг по обучению нахождения своего тотемного животного, духа покровителя и возможность путешествия в иные миры, при этом подразумевается, что результат практики будет в любом случае благоприятным. Данная ситуация характера для западного неошаманизма в целом и связана с представлениями о шаманской практике М. Харнера, согласно которым все, что происходит с человеком в ИСС, может оказывать на него только положительное воздействие.DuboisT. An introduction to shamanism. Cambridge: CambridgeUniversityPress, 2009 Стоит отметить, что влияние М. Харнера на московский шаманизм чрезвычайно велико - деятельность практических всех неошаманов, рассматриваемых в данной работе в рамках кейса, связана с практикой базового шаманизма. Организация "Shamancity"полностью простроена на концепции М.Харнера. Участник "Аллицио" Анна Хацкевич указывает на прохождение обучения у Джонатана Хорвица - продолжателем традиции практики шаманизма М.Харнера. ЖаннетУралова указывает книгу Харнера "Путь шамана" в своем перечне полезной литературы по шаманизму.