Неошаманизм в России

реферат

Заключение

Шаманизм - система религиозно-мистической практики, базирующаяся на иррациональном восприятии реальности, вере в одушевленность всех объектов окружающей действительности. Шаман, как правило, не выбирал свой путь самостоятельно, обретению данного статуса предшествовал кризис, называемый шаманской болезнью. Также шаман в своей деятельности был плотно связан с общиной, выполняя функцию посредника между миром людей и областью сакрального. Космос шаманистов имеет трехчастную структуру, соединенную осью, которая может выражаться в мифе в качестве мирового древа, горы или реки. Шаман в данных культурах выступает фигурой, которая обладает способностями посредством вхождения в измененное состояние сознания перемещаться по каждому из трех миров. Важную роль в деятельности шамана играет костюм, атрибутика и различная символика, помогающая в установлении связей с мистическим.

Было выявлено, что для восприятия западного человека шаманизм стал универсальным понятием, характеризующим архаическую религиозность в целом, хотя изначально он являлся самоназванием только тунгусской системы верований. Шаманизм, таким образом, противопоставлялся рациональной и антропоцентрической европейской философской мысли, что в начале знакомства европейского общества с примитивными культурами привело к пренебрежительной оценке данной религиозной конфигурации. Однако в начале 20-го века, когда по причине произошедших кризисов классические западные ценности уже не рассматривались как единственно верные, начинается принятие шаманизма в качестве равноценной альтернативе иудео-христианской традиции.

Постепенное изменение восприятие архаической религиозности западным обществом привело к возникновению такого явления как неошаманизм.

При исследовании московских неошаманских сообществ было выявлено, что данное явление значительно отличается от традиционного шаманизма, хотя и в целом ориентировано на него. Данное положение объясняется тем, что московский неошаманизм сформирован отчасти под влиянием базового шаманизма М. Харнера, представляющего собой набор техник, собранных в шаманских сообществах по всему миру, но практикуемых без учета культурного контекста. С другой стороны, среди московских неошаманов заметно стремление приобщиться к шаманским традициям Сибири и Центральной Азии, что говорит о влиянии на предмет исследования процессов возрождения шаманизма в этих регионах. Ориентированность на традиционный шаманизм может быть проиллюстрирована стремлением московских неошаманов к прохождению посвящения у шаманов Сибири и Монголии, а также подчеркиванию принадлежности к шаманам у своих предков.

Московский неошаманизм сохраняет присущую и традиционному шаманизму ориентированность на природу, аниматическое мировоззрение, а также индивидуалистический характер восприятия иррационального. Хотя среди практик московских неошаманов часто можно встретить и то, что взято из иных эзотерических систем, сложно сказать идет и этот фактор в разрез с традиционным шаманизмом, так как в нем также зачастую присутствовали заимствования из других религиозных систем.

Специфической чертой неошаманизма является добровольное вступление на путь шамана современным практиком в процессе духовного поиска, что не является характерным для данной религиозной конфигурации, о шаманской болезни же говорит лишь одна неошаманка среди исследуемых в этой работе групп. Для московского неошаманизма характерно исключение негативных аспектов шаманских практик в целом, что находит отражение также в том, что исключается возможность негативного переживания во время шаманского путешествия.

Отличительной чертой неошаманизма является также отсутствие необходимости в большом количестве атрибутов, для проведения обрядов неошаману зачастую необходим только бубен или иное музыкальное средство, которое бы помогало войти в измененное состояние сознания.

Также анализ московских неошаманских организаций показал, что неошаманизм является популярным в среде людей имеющих как минимум одно высшее образование, о чем заявляли члены всех анализируемых центров.

Список литературы

1. Lindquist, G. (1997) Shamanic Performances on the Urban Scene: Neo-Shamanism in Contemporary Sweden, Stockholm: Stockholm University Press

2. MacLellan,G(1996)Dancing on the edge: shamanism in modern Britan. Paganism Today. London

3. Schlegel F. (1883) Lectures on the History of Literature London

4. Schnurbein, S. v. (2003) `Shamanism in the Old Norse Tradition: A Theory between Ideological Camps. History of Religions, volume 43, no. 2, 116-38.

5. Townsend J. Indivadualist Religious Movements:Core and Neo-shamanism. Antropology of consciousness 2004 15: 1-9

6. Wallis J.R.(2003) Shamans/neo-Shamans:Contested Ecstasies, Alternative Archaeologies, and Contemporary Pagans. Routledge, London

7. Znamenski А.(2007)The Beauty of the Primitive. Shamanism and the Western Imagination Oxford University Press

8. Амайон Р.(2009) Понятие шаманизма: формирование западной интерпретации//Религиоведние, №1С.3-15

9. Балагушкин Е.Г.(2001) Эзотерика в новых религиозных движениях // Дискурсы эзотерики (философский анализ). М.

10. Богораз В.Г.(1910) К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии. Богораз В.Г. Этнографическое обозрение. - М., Т. 84-85. Кн. 1-2.

11. Горшунова О.(2005) Женская сущность шаманской традиции в Средней Азии // Женщина и возрождение шаманизма. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т.11. Москва: ИЭА РАН, С. 47-65.

12. Гуревич П.С.(1985) Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. М.

13. Дашковский П.К., Карымова С.М. (2012)Вещь в традиционной культуре народов Центральной Азии: философско- культурологическое исследование Барнаул

14. Йохансен У. (2012)К истории шаманизма. //Избранники духов. Традиционное шаманство и неошаманизм. М.: РАН, С.94-109

15. Харитонова В.И. (1996)Некоторые проблемы методики и методологии фольклорно - этнографической работы с "посвященными" в ситуации "возрождения" шаманизма и ведовства. //Проблемы этноческой истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий. Выпуск 2

16. Харитонова В.И.(2006)Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетийМ.: Наука, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

17. М.Харнер (1999) Путь Шамана М.: СфинксШирокогоров С.(1919) М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Уч. зап. Историко-филол. факультета в г. Владивостоке. Владивосток Т. 1. Отд. 1. С. 107

18. Элиаде М.(2000) Шаманизм: Архаические техники экстаза. Киев: "София"

Приложение

Сертификаты и дипломы

Рис. 1 - Так выглядит стандартный раздел, посвященный различным сертификатам, дипломам и удостоверениям. Скриншот с личного сайта одной из ведущих центра Shamancity

Рис. 2 Аналогичная страница ни сайте Жаннет Ураловой

Делись добром ;)