logo
Новые религиозные движения

3.2 Классификация Е.Г. Балагушкина

В монографии известного российского религиоведа Е.Г. Балагушкина "Нетрадиционные религии в современной России" классификации НРД отводится целая глава, где он предоставляет свою структуру НРД. Первым делом, он разделил понятия "новые" и "нетрадиционные" религии. При этом, не противопоставляет их, а рассматривает первые в качестве разновидности вторых. Поэтому он расширяет определение нетрадиционных религий и включает в него категорию новых религий наравне с новыми религиозными движениями.

1. Новые религиозные движения.

Является самой большой группой в нетрадиционных религиях и, в свою очередь, так же подразделяется на ряд типологий.

a. Обновленческие религиозные движения. К обновленческому типу относятся течения, которые "обновляют" идеи социальных проблем, более того, они предлагают пути их решения радикальными, но неотложными способами.

Самой слабой новационной модальностью обладают религии, которые принадлежат к социально-антропологическому перфекционизму. Здесь прослеживается фетишизм, связанный с преодолением кризисных явлений или с духовным развитием индивида. Решение проблем глобального масштаба акцентируются на совершенствовании сторон человеческой деятельности. Последователи групп, принадлежащих данному типу, пытаются обрести духовную и физическую несокрушимость путём аскетических и психосоматических культов. К этому относятся и движения, сконцентрированные на военно-прикладном искусстве каратэ, совмещая это с определённым религиозным мировоззрением. Социально антропологический перфекционизм характеризуется фетишистским (аскетические предписания, дыхательные и гимнастические упражнения) и оккультным (проявление оккультных сил в ритуалах, где чудодейственное значение приписывается таящимся сверхъестественным силам) подтипами.

Следующей по "силе" обновленческой модальности идёт сакрализация действительности. Желаемое спасение может прийти только благодаря тотальной сакрализации. Данные религия будут делиться на подтипа: упование на сакральный образ жизни либо на божественного спасителя. В первом подтипе будут доминировать пантеистические или панентеистические воззрения (кришнаиты агни-йога Рерихов). Во втором подтипе речь пойдёт о пришествии мессии, так как считается, что людям не хватит никаких усилий для спасения мира.

b. Оппозиционные религии. В названии ясно даётся понять настрой групп, попадающих под эту категорию относительно к миру. Им свойственна отчуждаемость, непримиримое противоборство с ним.

В отличие от обновлеческих религий, приверженцы данного типа не стремятся улучшить или изменить этот мир, они просто уходят от него. Здесь популярностью пользуются созданные волшебные миры, в которые человек полностью погружается. Особой известностью пользуется оксфордских профессор Дж. Р.Р. Толкин с его детально проделанным миром на основе кельтских мифов.

Другие приверженцы пытаются противоборствовать существующим в мире неблагоприятному воздействию окружающего мира с помощью колдовства и магии.

Некоторые последователи стараются заручиться поддержкой определённых сакральных субъектов. Но вера в них связана с совершенно другой религиозной традицией. Ярким примером могут служить культ дьявола, современные уфологи. На развитие данной мысли могли подтолкнуть учения об аватаре (воплощение божества) и Шамбалы. Данная концепция строится на надежде на неких старших братьев, которые смогут помочь.

Самые радикально-настроенные последователи - это переосмысление традиционных сакральных ценностей. Подобные учения свойственны членам сатанических культов и сект. Здесь пользуется известностью американец Антон Шандор Ла Веем.

c. Альтернативные религии. Эта типология получила известность в период 60-х, 70-х годов, когда "Движение Иисуса", секта "Дети Бога" явились феноменом религиозного протеста. Отношение к природе последователей альтернативных религий прямо противоположно апологетической позиции традиционных верований.

2. Новые религии.

Трудности в определении групп данного типа состоят в том, что достаточно сложно отделить их от новых религиозных движений и даже нетрадиционных религий. Типологическая принадлежность новых религий маскируются принадлежностью в прошлом к господствующим традициям либо принадлежность к радикальным религиозным протестам в недалёком прошлом. К примеру, существующие в настоящем Общество сознания Кришны совсем недавно были известны как радикальное "движение Харе Кришна". В начале своего зарождения движение вобрало в себя нонконформистские установки молодёжной культуры. Таким образом, изначально, "движение Харе Кришна" было альтернативной религией.

Новы религии, в свою очередь, разделяются на группы. К первой можно отнести современные теософские и антропософские организации. Эта группа пополняется за счёт присоединения умиротворённых движений религиозного протеста.

Вторая группа охватывает организации, на которых остался отпечаток маргинальных направлений. Это означает, что в период своего возникновения они являли собой оппозицию господствующей на тот момент религии (мормоны, сведенборгиане).

Для третьей группы можно выделить определение как древние верования. Применительно к России, речьь пойдёт о возрождении культа природы, который почитается у неоязычников. Одна из целей, которую преследуют члены организаций - это не просто возродить некогда утраченные религии, но объединить разобщённых этносов, проживающих в стране. религиозный мистический культ секта

Подводя итоги типологии новых религий, можно понять, что этот тип и в дальнейшем будет пополняться за счёт трёх важных источников: перехода радикальных организаций к умиротворённой политике, восстановления и возрождения архаичных верований и за счёт распространения неизвестных ещё у нас учений, которые давно пользуются популярностью в других странах.