logo
Обзор истории церкви в Галлии во II-VI веках

2.3 Святые

Для того чтобы почувствовать жизнь галльской церкви в этот период времени, лучше всего обратится к жизни ее прославленных членов - галльских святых 4-5вв. Во-первых, это св. Иларий Пиктавийский (ок. 315--367), из Пуатье -- епископ и учитель церкви, выдающийся западный теолог, за свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, получивший прозвище «Афанасий Запада». Иларий происходил из знатного рода, получил классическое образование. В юности он изучал философию и, обратившись в поисках смысла жизни к Новому Завету, при чтении Евангелия от Иоанна получил мистическое откровение. В 353 году выбран епископом его родного города. В 355г. за организацию оппозиции епископов против арианствующего епископа Арля Сатурнина и защиту православия пред императором Констанцием отправлен им в изгнание в Малую Азию. Однако оставленная им паства не приняла назначенного на его место епископа, и Иларий продолжал руководить ей из ссылки. Кроме того он нарисал в изгнании свой наиболее известный богословский труд «De trinitate», и вел столь активную полемику с арианами и покровительствующим им имп. Констанцием, что ариане сочли это соседство слишком беспокойным и попросили императора отправить его обратно. По возвращении в Галлию Иларий возобновил борьбу с Сатурнином, после чего последний был осужден на Парижском соборе 361г. Св. Илларий Пиктавийский прославлен в православной и католической церквях [«Христианство», с. 600].

Современником св. Илария и его духовным чадом был один из самых известных святых Запада - Мартин Турский, или Мартин Милостивый (316-397)г. Он родился в придунайской области римской империи Римской империи в нехристианской семье, стал по настоянию отца военным и служил конным офицером в армии при Юлиане Отступнике. Проявив милосердие к замерзающему нищему, отдал ему половину плаща Поступок, который говорит не только о милосердии святого, но и о его мужестве и смирении - будучи офицером имперской армии, он не убоялся насмешек народа и своих сослуживцев, появившись перед всеми одетым в половину плаща. О мужестве и смирении святого говорит и его последующая жизнь: даже после избрания (против воли) епископом Мартин соблюдать себя в нищете, терпеливо перенося унижение и насмешки от младших клириков. , и в ближайшую ночь сподобился мистического откровения - ему во сне явился Христос, сказавший окружавшим Его ангелам: «Посмотрите, как одел меня Мартин» . После этого Мартин крестился, вскоре оставил армию и подвизался в служении церкви в городе Пуатье под руководством епископа Илария Пиктавийского. Позже по благословению последнего Мартин основал рядом с городом в деревне Лигуже иноческую обитель и вскоре заслужил уважения и авторитет в народе, проповедуя Христа своей строгой самоотверженной жизнью и совершением множества исцелений и знамений. К нему собрались друзья и ученики и обитель вскоре процвела. Так был основан первый монастырь в Галлии. Вообще ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе: «О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей… Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада» [Федотов]. Здесь, однако, стоит сказать что адекватное восприятие такой харизматической личности, каким был св. Мартин, без глубокого, опытного, вхождения в дух и смысл христианской традиции весьма трудно. Поэтому уже в житии составленным Сульпицием делается акцент преимущественно на чудесах святого, причем, как пишет Федотов, Мартин представляется источником «самостоятельной мощи - virtus; в то время как Антоний Великий творит чудеса всегда по молитве: не он, а Бог исцеляет». Св. Мартин не создал крепкой организации, живой школы, которой бы мог завещать свою память - может быть как раз в силу специфики своих даров - у него в высшей степени был выражен дар кенотической любви, умаления себя ради Бога и ближнего, но дар учительства явно выражен не был. Поэтому впоследствии почитание святого трансформировалось - основные черты св. Мартина, по Сульпицию: мужество, выражающееся и в интенсивности, и в непрерывности подвига, невозмутимость «естественно смыкаются в цельный образ: христианского стоика, героическими трудами завоевывающего Царство Небесное. Таким остался Мартин в памяти ближайших варварских столетий, живших под могучим впечатлением его легенды».

Иоанн Кассиан Римский (~360-435), один из главных теоретиков монашеской жизни, первый стал упорядочивать жизнь галльского монашества по уставам восточных монастырей. Родом из Скифии, в 390 принял монашество в Палестине, около 10 лет провел в странствованиях по монастырям и скитам Египта. В 400 г. прибыл в Константинополь и посвящен в диаконы. В 405 отправлен церковью в Рим искать защиты Иоанна Златоусту. Затем жил в Марселе, где был рукоположен в пресвитера и основал два монастыря. Извлечение из его сочинений, оставленное позднее одним из лионских епископов вскоре стало популярным уставом в южно-галльских монастырях. Полемизировал с пелагианами, но отверг и августиновское учение о предопределении. Написал 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и Египетских» и 24 книги «Собеседования» с знаменитыми египетскими аввами, одно богословское сочинение «Против Нестория». Прославлен в православной церкви, а в католической официально не канонизирован, хотя и неоднократно назывался святым [«Христианство», с. 694]. Вторым по значению после преп. Кассиана из отцов Галльского монашества в V веке был преп. Фавст (+ 490), бывший игуменом Лиринского монастыря в последние годы жизни преп. Кассиана. «Известный своей защитой "восточных" учений по таким вопросам, как относительная телесность души (один Бог совершенно бестелесен) и соотношение благодати и свободной воли (и возможно из-за этого пренебрегаемый позднейшим Западом), он был прежде и более всего учителем иноческого жития и имел более прямое влияние на великого преп. отца VI века, св. Кесария Арльского, чем св. Кассиан» [Роуз].

Святой Иуст Лионский (ок. 390). Родился в Турноне в христианской семье, на берегах Роны, получив образование под руководством св. Пасхасиуса, архиепископа Вьенны, стал сначала диакон в Вьенне, избранный позже (против своей воли) епископом Лиона. Принял участие в двух церковных соборах, в Валенсии в 374 году, а затем в Аквилее в 381 году, где получил славу поддержавшего православную веру и достойно представившего епископат Галлии. Епархией управлял с усердием, энергично поддерживая дисциплину, но в то же время со скромностю и мягкостью, так что его называли отцом бедных, защитником вдов и сирот, прибежищем больных. Дал в храме убежище человека, обвиненному в двойном убийстве, и выпустил его только после того, как взял с городских властей обещание, что в любом случае ему не казнят, и его действительно не казнили по суду, но убили горожане, устроив самосуд. Иуст счел себя виновным в его смерти, и решил, что не может совершать евхаристию, так как причастен к убийству. Несмотря на возражения паствы, уехал в Египет, где до конца жизни подвизался в одном из монастырей Фиваиды. По смерти его останки были торжественно перевезены в Лион, и там похоронены.