Обзор истории церкви в Галлии во II-VI веках

курсовая работа

2.4 «Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей» преп. Иоанна Кассиана

Эта книга была посвящена Кастору, епископу Апта (немного севернее Марселя), только что основавшему в своей епархии общежительный монастырь. Послание представляет внешний распорядок (одежда, службы, дисциплина и главные принципы (нестяжательность, труд, послушание) монашеской жизни в первых 4 книгах, за которым в 8 книгах следовало описание 8 главных страстей и способов борьбы с ними.

Во введении к «Посланию» преп. Кассиан объясняет, что хотел передать галльским монахам правила восточных, преимущественно египетских монастырей. И хотя преп. Кассиан отмечает в том же "Введении", что не все правила египетских монастырей могут быть применяемы в Галлии, "по суровости воздуха, или по трудности и разности нравов" (8:4) и в целом соотносится с "западной" немощью -- все же, он скорее беспощаден в бичевании некоторых аспектов галльской монашеской практики, отдававших самоизнеженностью и праздностью» [Роуз]. Действительно одно из главных и начальных условий духовного преуспеяния монаха у преп. Кассиана самый простой ручной труд. При правильно организованной жизни в монастыре труд и молитва в разных формах занимают у монаха все время, свободное от сна, чередуясь чтобы не вызвать утомления от однообразия или перенапряжения. Другое важнейшее условие жизни в монастыре - это послушание, как максимальное выражение заповеди Спасителя об отвержении себя. Послушание как монастырскому уставу, так и своему наставнику и всем старшим в общине, позволяет преодолеть самые тонкие страсти тщеславие и гордость. В основании всего монашеского подвига лежит смирение и страх Божий, без которых все аскетические труды тщетны и бессмысленны: «Если хотим здание наше довести до верха, так чтобы оно было совершенно и угодно Богу, то поспешим положить основание его не по воле нашей страсти, а по точному евангельскому учению; это основание не может быть иное, как страх Божий и смирение, которое происходит от кротости и простоты сердца. Смирения же нельзя приобрести без наготы» (7:31). Наготой здесь по-видимости называется открытость сердца, которая в свою очередь происходит от веры (доверия). Открытость и доверие старшим, сочетающиеся с трезвенным недоверием к себе, находят практическое выражение в добросовестном и частом «откровении помыслов». Усердное послушание и исполнение работ позволяет монаху очистить сердце от следов гордости и приблизиться к совершенству - созерцательной молитве.

Делись добром ;)