Обзор истории церкви в Галлии во II-VI веках

курсовая работа

Заключение

Итак, данные из надежных источников, позволяют заключить, что христианская церковь в Галлии была основана не позже 160 г, и если не апостолами, на что нет достоверных указаний, то «мужами апостольскими», к которым можно отнести Иринея Лионского, находившегося в общении с пресвитерами, знавшими апостола Иоанна-Богослова и с самим Поликарпом Смирнским, его ближайшим учеником. Направление Иринея в административный центр древней Галлии Лион для проповеди и фундаментальные богословские труды последнего позволили сразу утвердить здесь чистое апостольское христианство, и уберечь его от гностических искажений, тем более что интеллектуальные и мистические соблазны на Западе были слабее. Дальнейшее распространение христианства происходило от Лиона и юга на юго-запад (Тулуза), северо-запад (Тур) и север (Реймс, Трир, Париж). К концу 3 века в Галлии было не меньше 16 епископий в наиболее крупных городах, наряду с многочисленными общинами в деревнях и местечках (парикиях), управлявшихся священниками и даже диаконами. Гонения на христиан в Галлии начались в конце правления Марка Аврелия в 177г, свидетельство десятков лионских и вьенских христиан, пострадавших в Лионе в это время, описанное подробно в послании этих церквей, дало высокий образец христианского мученичества всем последующим поколениям. Гонения возобновлялись несколько раз, наибольшее количество христиан в Галлии (около 19000) пострадало до смерти при внезапных гонениях в конце правления Септимия Севера в 202г, а последние в древнехристианской истории жесточайшие гонения, бывшие в правление Максимиана Галерия (303 г.), в Галлии не были такими обширными и систематическими, как на Востоке. В IV-Vом веках мы видим в Галлии уже многочисленную церковь - около 119 епископий, с развитой структурой (появляются митрополии), и яркими фигурами святых, сохраняющую практически полную независимость от Рима до середины 5 века.

Становление монашества и в Галлии начинается в середине 4 го века, после того как вести об египетских подвижниках достигают Запада. Уже во второй половине 4го века галльские подвижники вдохновляются живым примером великого подвижника преп. Мартина Турского, основавшего в Галлии две первые монашеские обители скитско-киновийного типа Лигуже (361г.) и Мармутье (372г.). В начале 5 века начинается второй этап монашеского движения, возникает множество монастырей на юге Галлии, обычно вблизи городов, и часто управляемые епископами, среди них киновийные мужской и женский монастыри в Марселе, основанные в 415г. Иоанном Кассианом и знаменитая обитель на острове Лирин, откуда впоследствии вышло множество святых философов, епископов, преподобных - в том числе просветитель Ирландии св. Патрик. На монашеское движение большое влияние оказывает Иоанн Кассиан, благодаря трудам которого, передающий опыт египетских и палестинских подвижников монашеское движение упорядочивается и направляется. Сначала он пишет 12 книг «Правил общежительных монастырей» где доступно, с примерами описывается как устав, как и общие принципы монашеской жизни - регулярный простой ручной труд чередующийся с молитвой молитва, нестяжательность, послушание, борьба со страстями. Второй письменный труд Иоанна Кассиана "Собеседования египетских подвижников" появляется позже и предназначен для опытных подвижников, приступающих к созерцательной молитве. После появления этого труда, и последующего за ним «Похвалы пустыни» преп. Евхертия начинается третий этап монашеского движения в Галлии, напоминающий нам «Северную Фиваиду» во времена Сергия Радонежского - монахи оставлют не только города, но и благоустроенные обители и уходят в леса и горы. Начинается освоение «галльской пустыни» - лесов на востоке Галлии и Юрского горного массива. В дальнейшем, однако, в связи с оскудением культурной жизни в «темные века» сохраняется и даже преобладает влияние «школы Мартина» «героической аскезы Школой это можно назвать условно, потому что св. Мартин не оставил учения, а его высокий и исключительный пример был слишком труден для непосредственного подражания. Поэтому культ почитания св. Марина не избежал искажений, связанных с восприятием подвига и благодати неофитским (или даже, особенно сильным у германских племен, языческим) сознанием. », в противоположность «школе Кассиана», основанной на систематичеком труде и смиренном послушании. Труды Иоанна Кассиана, впрочем, продолжали и дальше оказывать влияние на монашеские традиции в Галлии и за ее пределами, особенно в «Каролинское возродение», высоко ценились они и в традициях русского монашества.

CПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей /По изданию: Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Москва: АСТ, Минск: Харвест. 2000. 799 с. (которое перепечатывает издание: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римянина. Перевод с латинского епископа Петра. Изд. 2-е. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1892. 652 с. - оно же переиздано фототипически : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, РФМ, 1993.) Режим доступа: http://krotov.info/spravki/history_bio/05_bio/0435kass.html (дата обращения 03.01.2013)

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. 2: История церкви в период до Константина Великого /Репринтное издание М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. 474с.

2. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. 3: История церкви в период вселенских соборов /Репринтное издание. М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. 339с.

3. Воляк.П. Святой Патрик и феномен Ирландской церкви. Режим доступа: http://krotov.info/history/05/01/volyak.html (дата обращения 05.01.2013)

4. Дуглов И.А. (Архиепископ Серафим) Режим доступа: http://www.pravmir.ru/episkop-serafim-dulgov-pravoslavnye-svyatye-francii/ (дата обращения 02.01.2013)

5. Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) / Репр. воспроизведение изд. - Брюссель : Жизнь с Богом, 1994. - 614 с.

6. Роуз С. Православное монашество в Галлии 5-6 веков. Санкт-Петербург 1996 г.Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_ Church/ Article/rouz_prmon.php (дата обращения 02.01.2013)

7. Христианство: Энциклопедический словарь в 2т: т.1 А-К/ Ред. Кол.: С.С.Аверинцева (гл.ред) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 863с.

8. Федотов Г.П. Св. Мартин - подвижник аскезы. Режим доступа: http://krotov.info/library/21_f/fed/otov_29.html (дата обращения 02.01.2013)

Делись добром ;)