Обзор литературы XIX-XX веков по гомилетике. Краткая характеристика и элементы проповедничества, приемлемые для современного времени

дипломная работа

1.1 Проповедь на рубеже ХIХ-ХХ веков, в революционный и после революционный период

К концу ХIХ столетия Россия была процветающим монархическим государством. В стране быстрыми темпами увеличивалось сельское хозяйство, шло строительство железных дорог, открывались новые светские и духовные учебные учреждения, велась торговля с другими странами. Православная Церковь занимала господствующее положение в стране. Повсюду строились новые храмы и монастыри, открывались при церквях богадельни и детские приюты.

На рубеже ХIХ-ХХ веков Россия была втянута в водоворот бурных исторических событий. По всей стране в последние два десятилетия уходящего века увеличивалось число отпадений из Православия в секты, бытовало пьянство, обычным явлением стало отчуждение и пренебрежение к Церкви и её Таинствам. Большая часть интеллигенции разделяла антирелигиозные и антицерковные взгляды. Многие революционные кружки вели антимонархическую пропаганду, призывая народ к революции. Взрывы, покушения и убийства царили по крупным городам России. Цыпин Владислав, протоиерей. История русской Православной Церкви: Синодальный период новейшей истории. - М.: «Духовное просвещение». С.327. Знаменитый проповедник протоиерей Иоанн Восторгов, живший на рубеже двух веков, говорил, что народ ведет себя распущенно, православные пьянствуют, среди людей царят ссоры, сплетни, осуждения. Православные холодны к своей вере, не уважают духовенство, сочиняют про него грязные и глупые рассказы.

Церковь не могла спокойно относиться ко всему происходящему в России. Пастыри с церковного амвона обличали общество и призывали народ к покаянию и исправлению. Священники создавали специальные кружки по борьбе с алкоголизмом, выпускали брошюры, в которых говорилось о вреде алкоголя. Проводили публичные лекции, в которых показывали недостатки большинства людей такие как: игра в карты, пьянство, распад семей, разводы, хождение в бары, публичные дома. Особое внимание проповедники уделяли на борьбу с революционными кружками и сектами. Они призывали верующих держаться как можно дальше людей, которые настроены против царя и Православной Церкви. Проповедь в России приобрела в это время нравоучительный, экзегетический и апологетический характер.

В начале ХХ века Россия испытывает промышленный и экономический кризис. Во многих слоях общества возрастало недовольство и осуждение политики государства. Разлад, осуждение и недовольство правлением императора явились хорошей почвой для роста и развития многих антигосударственных кружков. Революционеры активно вели свою пропаганду во всех слоях населения, призывая людей к восстаниям и к расправе над царём. Поражение России в Русско-Японской войне 1904-1905 годов ещё в большей степени подорвало авторитет правительства.

В обществе складывалось мнение, что Россия не способна воевать даже с маленькими странами, как Япония. Недовольство, накопившееся в обществе, вылилось в массовые беспорядки, забастовки, погромы, столкновения с полицией, которые получили в истории название Революция 1905 года. Только благодаря армии и новым законам удалось усмирить народ.

Большую роль в примирении царя и народа сыграла Церковь.

Во время Русско-Японской войны во всех храмах России звучали проповеди, призывающие народ на борьбу с врагом. Военные священники перед началом крупных сражений ободряли солдат, говоря: «Нужно уповая на Бога принять всю тяжесть войны. Нужно не жалеть ни сил, ни средств, ни жизни, чтобы не посрамить Креста Господня, Родины и веры Православной» Восторгов Иоанн, протоиерей. Полное собрание сочинений: В 5 т.- Репр. изд. 1914г. - СПб.: Изд-во «Царское дело»,1995.-Т.2-С.445. . Слово священника придавало воинам мужество и веру в помощь Божию. Пример веры и мужества солдат - это героическая оборона Порт-Артура.

Внутри страны священники пытались умиротворить возмущения и волнения среди народа. Проповедники предупреждали верующих, говоря, что источником всех нестроений и раздоров является революционное движение и его идеи: «Стыдитесь клеветники России! Остановите грязный поток изрыгаемой на неё хулы, остановите ваш похоронный лицемерный плач о ней! Она жива, Россия и народ, её создавший, она не брошена своими детьми, она ими любима и будет любима вовеки. Она имеет таких защитников, таких детей, которые с радостью отдадут ей все дорогое, до последней капли крови, до последнего биения сердца, до последнего вздоха жизни» Восторгов Иоанн,протоиерей. С.446. - говорил в проповеди протоиерей Иоанн Восторгов. В страшные дни Революции 1905 года Церковь призывала восставших образумиться и прекратить протестовать против императора. Церковь старалась примирить царя с народом.

Революция 1905 года послужила толчком для проведения новых реформ государством. Впервые в России создана государственная Дума, в состав которой вошли представители разных политических партий. Рабочие благодаря новым реформам получили сокращенный рабочий день, повышение заработной платы, легализацию профсоюзов и т.д. Вскоре Россия стала вновь испытывать экономический подъём. В стране на несколько лет воцарился мир и спокойствие.

28 июня 1914 года началась Первая Мировая война. Россия со своими союзниками Англией и Францией вступила в войну против Германии, Австро-Венгрии и Турции. Военные действия приобрели затяжной характер. За два года участия в войне Россия потеряла 2 миллиона человек убитыми, около 5 миллионов человек раненными и около 2 миллионов - пленными Артемов В.В. , Лубченко Ю.Н. История отечества: С древнейших времен до настоящих дней. - М.: «Академия»,2005. С.250. . Слабое вооружение солдат, злоупотребления чиновников, ухудшение продовольственного положения в стране - все это вызывало недовольство и волнение у русского народа. В столице, а затем и в других городах начались уличные беспорядки. Народ, подзадоренный революционерами, выходил на улицы города с лозунгами: «Долой войну!», «Хлеба!», «Долой самодержавие!» Народные волнения и недовольства обернулись для нашей страны страшной катастрофой. В 1917 году произошли две кровавых революции, было упразднено самодержавие, к власти пришли антицерковно настроенные большевики. Эти события послужили началом гражданской войны. По всей стране прокатилась волна Красного террора, начались массовые расстрелы и аресты десятков тысяч невинных людей. Для Церкви наступили трудные времена. Временное правительство, а затем и большевики, став у руля правления страной, стали вести политику, направленную против Церкви. У Церкви отняли сначала все приходские общеобразовательные школы, а затем вообще ликвидировали возможность духовного образования в стране. Декретом «О свободе совести» Советская власть отделила Церковь от государства. Политика нового правительства была направлена на то, чтобы дать понять Церкви, что она воспринимается как враг Государству.

Несмотря на притеснения и гонения православия, в жизни Церкви произошли положительные перемены.

В августе 1917 года впервые за 200 лет в Москве начал свою работу Поместный Собор. На Соборе было разрешено множество вопросов, накопившихся за несколько столетий. Поместный собор оздоровил и укрепил Русскую Православную Церковь. Главным событием Собора явилось избрание патриарха. Поместный Собор явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он провёл рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Постановления Собора послужили Русской Церкви на её многотрудном пути твердой опорой и безошибочным духовным ориентиром в решении крайне сложных проблем, которые в изобилии ставила перед нею жизнь.

Уже в предреволюционные годы в России происходит возрождение церковного проповедничества, которое продолжалось и после Революции 1917 года и задавлено только террором 30-годов. Проповедь звучала не только в стенах храмов, кроме этого издавались журналы и газеты на религиозные темы. Печатались и распространялись среди народа брошюры с поучениями и проповедями известных священников. При приходах создавались православные братства, которые занимались нравственно-религиозным просвещением среди сельского и городского населения. Пастыри в проповедях призывали народ к послушанию к Богу, Церкви и государству. Историк И.К Смолич, рассматривавший состояние Русской Православной Церкви на рубеже ХIХ-ХХ веков пишет: «Проповедовать в сельском приходе было труднее, чем в кафедральном соборе. Сельские прихожане были более внимательными, чем прихожане губернского города. Например, светские дамы посещали церковные службы, но как только начиналась проповедь, они сразу покидали храм» Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917.В 2 ч.-М.: Издательство Спасо-Преображенского монастыря,1997.ч.1.с.42.. Отсюда видно, что труды сельских священников были более успешнее, чем городских. Но, несмотря на усилия пастырей по воцерковлению людей, общество в целом было далеко от Церкви. Голос церковных проповедников не воспринимался в серьёз, на Церковь смотрели, как на отросток государственной власти, её православное ведомство.

Кардинальные изменения в проповедничестве произошли благодаря созыву Поместного Собора. На Соборе большое значение было уделено вопросу о церковной проповеди. Собором было постановлено читать во всех храмах проповедь на всех богослужениях, а не только по воскресным дням и великим праздникам, как это было до революции. Митрофанов Георгий, протоиерей. История Русской Православной Церкви 1900 -1927.-СПб.:«Сатись»,2002 .С.122.

Теперь проповедническая миссия возлагалась не только на епископов и священников, но и на церковнослужителей низшего ранга. Отныне на приходе священник мог благословлять на ношение стихаря и на проповедь мирян, которые были должным образов богословски подготовлены и могли вести проповедь. Это было как раз признанием того, что среди мирян было немало людей достойных быть свидетелями Слова Божия. Миряне активно подключились к церковной жизни. Новые рекомендации, принятые на Соборе, значительно улучшили качество церковной проповеди. В дни гражданской войны, когда всюду царили хаос, убийства и насилие, Православная Церковь всеми силами старалась примирить русский народ и прекратить братоубийственную войну. «Довольно братской крови, довольно злобы и мести. Даже и те, кто отказался от Бога и Церкви, кого не трогает голос совести, остановитесь хотябы во имя человеколюбия» Митрофанов Георгий, протоиерей. Указ. соч. С.112. - такими словами Поместный Собор, проходивший в Москве, призвал русский народ к миру. Благодаря воззваниям Патриарха к миру большинство русского народа стало воспринимать гражданскую войну не как что-то новое, а как трагедию для России, как братоубийственную войну.

В годы страшного голода, который начался в 1921 году, Православная Церковь в лице Патриарха обращалась с призывом к мировой общественности помочь умирающей от голода России. Священники в своих проповедях призывали верующих протянуть руку помощи всем нуждающимся братьям и сестрам, не жалеть для ближних ничего, деля с ними и кусок хлеба, и одежду. Благодаря призывам многих священников удалось собрать огромные суммы для нужд голодающих. Это подтверждает, что проповедь имела немалое влияние на верующих.

В 30-х годах Советское правительство устроило террор против Церкви. По всей России закрываются и рушатся храмы, убивают и ссылают в лагеря священнослужителей, всюду ведется антицерковная пропаганда. Государство пытается уничтожить духовенство не только физически, но и поселить нестроения и вражду внутри самой Церкви. Так при поддержке властей возникает раскольническая группировка обновленцев, которая внесла в жизнь мирян и духовенства большие разногласия.

В годы террора церковная проповедь в России умолкает. Пастыри зачастую просто боятся поучать народ, опасаясь за свою жизнь. Но все же находились священники и епископы, которые не оставляли свое пастырское дело. Церковная проповедь была направлена на защиту православия и борьбу с лжеиерархией «живой церкви». Церковь устами многих своих пастырей научала верующих доброй христианской жизни. Многие священники в эти страшные годы были замучены и расстреляны за свою проповедническую деятельность.

Гонения на Церковь в предвоенные годы усилились еще в большей степени. Неслыханный террор разыгрался по всей России. От сталинских репрессий пострадали миллионы людей принадлежавших к разным слоям населения. В Советском Союзе уничтожались все представляющие опасность власти И.В. Сталина. Чудовищный удар в эти страшные годы был нанесен по Русской Православной Церкви. «Союз воинствующих безбожников» поставил своей целью в течение пяти лет искоренить религию в Советском Союзе полностью. Цыпин Владислав, протоиерей. Указ. Соч.с.451. С 1937 года начинаются массовые аресты духовенства. Священников обвиняют в заговорах, шпионаже, саботаже, терроре. Идет массовое закрытие храмов. К концу 40-х годов по всему Советскому Союзу оставалось всего около 100 действующих храмов. Гонения на Церковь утихают только с началом Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года фашистская Германия нападает на Советский Союз. Начинается Великая Отечественная война. В годы войны Православная Церковь играла немалую роль в борьбе с врагом. Митрополит Сергий (Страгородский), первый, кто призвал русский народ на борьбу с фашистами. В своём послании митрополит призвал людей встать на защиту своей Родины, а также повелел всем священнослужителям Церкви Христовой участвовать в войне и духовно окормлять воинов на поле брани. Пастыри на протяжении всей войны ободряли и укрепляли многих верующих воинов. Сам митрополит Сергий в своих посланиях обличал оккупантов за их злодеяния, за пролитие невинной крови, за осквернение и разорение религиозных и национальных святынь. В военные годы лучшие проповеди отечественных проповедников печатались в журнале Московской Патриархии. Патриотическая деятельность Православной Церкви и ее священнослужителей в годы Великой Отечественной войны была по достоинству оценена Советским правительством. Целый ряд архипастырей и пастырей получили медали за участие в войне. Проповедь внесла свой весомый вклад в победу над фашисткой Германией.

1.2. Церковная проповедь во 2-й половине ХХ века

В послевоенные годы в жизни Православной Церкви происходят некоторые изменения. Советское Правительство за заслуги Церкви перед Отечеством в годы войны даровало духовенству некоторые права и свободы. Еще во время Отечественной войны во многих епархиях открываются новые приходы, возобновляют свою деятельность Духовные академии и семинарии, издается церковный журнал. Во 2-й половине ХХ века постепенно растет число верующих, резко увеличивается количество посещающих храмы. Храмы переполнены молящимися, особенно женщинами, которые потеряли на войне мужей и сыновей. В Церкви люди искали и находили утешение.

В 1953 году после смерти И.В. Сталина к власти в стране приходит Никита Сергеевич Хрущев. В жизни страны произошли перемены, которые получили название «Оттепель». В годы правления Н.С. Хрущева из тюрем выходят многие епископы и священники. Благодаря замещению вдовствующих кафедр вышедшими на свободу епископами, Церковь духовно оздоровилась и стала сильнее. Духовенство активно вступает во всемирные организации, ведет диалог с другими Церквями, принимает участие в Международных конференциях. К концу 60-х годов в нашей стране обнаружились явления, которые были чреваты осложнениями взаимоотношений между Церковью и государством. Развенчанием «культа личности» Сталина, Н.С. Хрущев вызвал явное недовольство в партийно-номенклатурных кругах, поэтому ему важно было последовательным проведением антицерковной компании убедить сталинистов в том, что он твердо стоит на партийных позициях. Политическая «оттепель» как раз и послужила своеобразным камуфляжем запланированной компании по борьбе с Церковью. По его указаниям в печати усилились нападки на Церковь, Христианство. Проводя политику Хрущева в жизнь, советские газеты и журналы заполнились антирелигиозными статьями с кощунственными выпадами против святынь. Нужно отметить, что гонения на Церковь во 2-й половине ХХ века продолжались вплоть до прихода к власти М.С. Горбачева, но эти гонения проходили без кровопролития и почти без арестов.

Послевоенные годы проповедь поднимается на новый уровень. Пастыри в своих проповедях утешают верующих, потерявших на войне близких людей. Постепенно в церквях увеличивается число прихожан, многие из которых раньше придерживались атеистических взглядов. Поэтому пастыри стараются чаще произносить проповеди катехизического и экзегетического характера, в которых разъясняют прочитанные и пропетые за богослужением стихиры, тропари, канон. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке.- М.: Республика.,1995.С.268. Особое внимание в проповедях уделялось рассказам житий святых, память, которых праздновалась в тот или иной день. Этим они стремились просветить людей в вопросах веры. В журнале Московской Патриархии печатались пособия по гомилетике для приходских священников. В этих пособиях для начинающих проповедников приведены правила для составления проповедей, раскрывается роль и значение проповеди в жизни Церкви, показывается духовная природа проповеди. Эти пособия по гомилетике способствовали повышению уровня проповедничества в Русской Православной Церкви.

Благодаря проповеднической деятельности пастырей многие люди, воспитывавшиеся в советском атеистическом государстве, вернулись в Церковь Христову.

Делись добром ;)